Соглашение о поставках зерна в Китай дает причину развивать сельское хозяйство от Алтая до Дальнего Востока

Россия и Китай подписали долгосрочный зерновой контракт. Что дальше?

Алексей Саврасов — Рожь, 1881
Алексей Саврасов — Рожь, 1881

Долговременный контракт о поставке зерна, зернобобовых и масличных культур подписали Россия и Китай 18 октября во время саммита «Один пояс — один путь».

За 12 лет Россия поставит в Китай около 70 млн тонн зерна. Стоимость контракта 2,5 трлн рублей или ($25,7 млрд).

Гарантированный сбыт в 5,8 млн тонн зерна в год, безусловно, является хорошей новостью. Трудно сказать, хороша ли цена в $357 (35 тыс. руб.) за тонну, поскольку неизвестно, какое именно зерно будет поставляться.

Основой российского экспорта является пшеница. В порту Новороссийска в день подписания контракта цена составляет $253 (24,5 тыс. руб.) за тонну. С 2021 по 2023 год цена пшеницы при переходе права собственности (FOB) в Новороссийске колебалась от $230 до $340 за тонну. Китай осенью 2023 года покупает пшеницу на своей границе по $320 (31 тыс. руб.) за тонну.

Очевидно, что озвученная сумма контракта не фиксирована и может изменяться в зависимости от обстоятельств.

Китай в 2023 году, по оценке министерства сельского хозяйства США (USDA), закупит 11 млн тонн пшеницы при собственном объеме производства 136 млн тонн. В 2022 году импорт составил 13 млн тонн. Китай одновременно является крупнейшим в мире и производителем, и покупателем пшеницы.

России было бы выгодно нарастить производство зерновых, зернобобовых и масличных культур в Забайкалье, поближе к столь крупному покупателю. Возможно, этот контракт является частью подобной программы. К сожалению, не слышно планов резкого наращивания производства в Забайкалье или Приамурье.

Для Китая данная сделка является вполне рядовой. В январе 2020 года Дональд Трамп, бывший тогда президентом США, заключил с китайским руководством сделку, по которой Китай обязался за два года купить в США товары на $200 млрд (12,282 трлн руб.). Отдельно оговаривалась сумма закупок сельскохозяйственных товаров.

Китайские закупщики очень своеобразно подошли к исполнению договора. Сделки заключались очень крупные, вызывая резкие колебания цен в США. Тогда в Китае после эпидемии африканской чумы свиней восстанавливалось свиноводство и резко выросла потребность в кормовой кукурузе. В нашем случае оговоренная (хоть и рамочная) цена в договоре с Россией не позволит китайским покупателям раскачивать российский рынок.

Сейчас Китай замещает кукурузу в кормах на более дешевую фуражную пшеницу. USDA прогнозирует, что на корм животным в 2023 году Китай направит 37 млн тонн пшеницы. Годом ранее на корм пошел 31 млн тонн.

Транспортные вопросы актуальны и для России, и для Китая. Путь из основных зерновых регионов Краснодарского края и Ростовской области в Китай можно было бы сократить вдвое, построив железную дорогу из республики Алтай в Синьцзян-Уйгурский автономный округ. РЖД в 2017 году заявила о готовности построить транспортный коридор «Алтай», но позже отказалась от этих планов.

Контракт, заключенный в Пекине, можно рассматривать как повод к развитию сельского хозяйства Дальнего Востока, как очередной аргумент для РЖД в пользу строительства транспортного коридора «Алтай». На Алтае благоприятные условия для выращивания пшеницы, подсолнечника. Дорога пригодится не только для транзитных грузов, но и для развития собственного производства.

Контракт крупный, но не привязывает Россию к единственному покупателю. Россия, как крупнейший экспортер, и Китай, как крупнейший импортер зерна, пришли к вполне закономерному соглашению.