Парадоксальным образом, турецкая операция «источник мира» может действительно привести к миру на территории северо-восточной Сирии. Но надолго ли? 

Турецкое вторжение в Сирию: откуда и куда бьет «Источник мира»?

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Турция и Курдистан
Турция и Курдистан
Турция и Курдистан

9 октября Турция начала в Сирии новую, третью по счету с момента начала гражданской войны, военную кампанию. Перенимая последние веяния западной дипломатии, президент Турции Реджеп Эрдоган объявил о начале операции в сообщении в Twitter. «Вооруженные силы Турции вместе с Сирийской национальной армией (лояльные Турции и неподконтрольные правительству Сирии вооруженные формирования — прим. ИА Красная Весна) только что запустили #OperationPeaceSpring (операцию «Источник мира“ — прим. ИА Красная Весна) против PKK / YPG (курдских вооруженных формирований — прим. ИА Красная Весна) и террористов ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) на севере Сирии. Наша миссия состоит в том, чтобы предотвратить создание террористического коридора через нашу южную границу и обеспечить мир в этом районе», — написал Эрдоган.

ТУРЕЦКИЕ ВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ В СИРИИ

Первой масштабной турецкой кампанией в Сирии стала начавшаяся 24 августа 2016 года операция «Щит Евфрата». Основные цели кампании были теми же: борьба с ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и курдами. Против исламистов турецкая армия достигла существенных успехов — был взят крупный контролируемый ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) город Эль-Баб. Но вторая цель достигнута не была — ключевой курдский город на западном берегу Евфрата — Манбидж, остался под контролем курдских вооруженных формирований. Когда курды уступили фронт перед городом сирийской армии, Турция решила свернуть кампанию и 29 марта 2017 объявила об успешном окончании операции.

Вторая фаза активных боевых действий турецкой армии на территории Сирии получила название «Оливковая ветвь». Эта операция началась 20 января 2018 года. Анкара тогда заявила, что целью кампании является установление контроля над районом Африн. Поставленная задача была выполнена в сравнительно сжатые сроки, и уже 24 марта 2018 турецкий Генштаб объявил об окончании операции.

После этого турецкая армия уменьшила активность и не вела крупномасштабных наступательных операций в регионе. Оставшиеся под контролем курдов районы оказались под патронажем американских военных, которые фактически заблокировали дальнейшие действия Турции.

Все изменилось в начале октября 2019 года, когда турецкая армия начала наращивать свое присутствие у границы с Сирией, рядом с регионом, контролируемым курдами.

6 октября действия Турции обсудили в телефонном разговоре Трамп с Эрдоганом. По информации, появившейся в американской прессе, президент США хоть и не одобрил впрямую проведение турками антикурдской операции, но своей позицией в разговоре ясно дал понять, что США не будут резко возражать в случае вторжения Турции в контролируемый курдами регион. А уже 7 октября начался вывод американских сил специального назначения из приграничных районов, что фактически развязало турецкой армии руки.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

За первые дни операции Турция совместно с протурецкой вооруженной группировкой Сирийская народная армия (СНА) добились существенных успехов. От границы они проникли вглубь курдской территории и дошли до стратегического шоссе М4. На какое-то время СНА даже установила контроль над участком трассы, но затем курдам в результате контрнаступления удалось вернуть шоссе в свои руки.

В настоящее время самые серьезные бои ведутся за крупные приграничные города Рас эль-Айн и Таль-Абьяд. Сражение идет с переменным успехом, районы городов переходят из рук в руки.

По состоянию на 13 октября, турецкий Генштаб отчитался о 480 ликвидированных курдах, курды в ответ заявили, что потеряли только 45 человек. Всего за это время турецкой армии и их союзникам, по их заявлению, удалось взять под контроль 55 районов общей площадью 109 кв. км.

По оценкам ООН, из района боевых действий бежало около 130 тысяч человек.

РЕАКЦИЯ США

К некоторому обострению отношений Турции с США привел удар, который 11 октября турецкие военные нанесли по курдским позициям неподалеку от города Кобани. Как оказалось, место падения турецких снарядов располагалось вплотную к наблюдательному пункту специальных сил армии США. Турецкий Генштаб выпустил официальное заявление, назвав все произошедшее случайностью и заявив, что американский аванпост не являлся целью обстрела. Военные США заявили, что в результате атаки никто не пострадал, и не стали обострять инцидент. Однако это не помешало случившемуся усугубить антитурецкие настроения в Сирии.

Позиция Трампа в переговорах с Эрдоганом и действия по отводу спецназа были восприняты курдами как «удар в спину». Именно так они высказались в заявлении командования вооруженной коалиции «Сирийских демократических сил» (СДС), опубликованном 7 октября.

Однако это вовсе не означает, что США собираются совсем устраняться из курдской игры и отдать регион полностью под турецкий контроль. 13 октября Трамп написал в своем Twitter-аккаунте, что готовится пакет «мощных» санкций против Турции. Глава Белого дома обещает, что они будут введены в действие в ближайшее время. Никакой конкретики о самих санкций пока не было представлено, но глава министерства финансов США Стивен Мнучин заявил, что Трамп предоставил его ведомству широкие полномочия, которые позволят «сокрушить экономику Турции». Впрочем, министр выразил надежду, что их введение не потребуется.

Параллельно с планами на введение санкций, американцы продолжают выводить войска из региона. Министр обороны США Марк Эспер в интервью телеканалу CBS отметил, что президент страны отдал приказ вывести с севера Сирии тысячу находящихся там бойцов сил специального назначения. «Жизнеспособность миссии США в Сирии быстро рухнула после того, как турецкие войска и их сирийские повстанческие прокси продвинулись вглубь сирийской территории и перерезали линии снабжения США», — приводит слова Эспера The Washington Post.

МИРОВАЯ РЕАКЦИЯ

Страны Евросоюза оказались вполне единодушны в своей негативной оценке действий Турции. Уже в день начала операции, 9 октября, решительно осудили новую антикурдскую операцию Анкары руководство ЕС, а также дипломатические ведомства Германии, Франции, Великобритании и других стран Евросоюза.

В ответ, 10 октября Эрдоган пригрозил «отворить двери» для беженцев из Сирии, которые в настоящее время находятся в Сирии. Учитывая, что на территории Турции находится в настоящее время около 3,6 миллиона сирийцев, это выглядит достаточно серьезной угрозой.

Но она не остановила европейские страны и, в качестве первых практических мер, Франция, Финляндия, Нидерланды и Германии наложили на Турцию санкции, запретив продажу оружия.

В ближайшее время планируется обсуждение дальнейшего расширение санкций. В качестве возможных мер предполагается запрет турецким авиакомпаниям на полеты в страны ЕС.

14 октября на встрече глав МИД ЕС согласовали введение новых ограничений против Турции. Но санкции будут наложены не за «Источник мира», а за проведение буровых работ на кипрском шельфе, которые Евросоюз признал незаконными.

Кроме того, Франция отправила свой военный корабль на Кипр для участия в совместных военно-морских учениях в кипрских водах. Ссылаясь на слова анонимного представителя французского генштаба, агентство France-Presse назвало этот поступок ответом на турецкую операцию в Сирии.

Во Франции и Германии 12 октября прошли многотысячные демонстрации в поддержку курдов. В немецком Филлинген-Швеннинген участники антитурецкой демонстрации напали на члена турецкой общины и нанесли ему ножевые ранения. А в ночь на 11 октября в Берлине сгорел автомобиль, принадлежавший посольству Турции.

Не нашли поддержку действия Турции и в арабском мире. 12 октября Генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Ахмед Абуль Гейт, выступая по итогам экстренного заседания организации, назвал действия Анкары «вторжением в одну из арабских стран и атакой на ее суверенитет». Генсек призвал Турцию немедленно остановить операцию и вывести свои войска с территории Сирии.

Больше того, на этом заседании ЛАГ глава МИД Ливана Джебран Бассиль призвал в качестве «арабского ответа на турецкую агрессию» вернуть Сирию в состав лиги. С аналогичным призывом выступил во время беседы с журналистами международных СМИ и президент России Владимир Путин, находящийся в этот момент в Сочи.

Что касается самой турецкой операции, то позицию России по данному вопросу можно назвать весьма обтекаемой. Тем более, что в нынешних действиях США по удалению своих подразделений из Сирии трудно не заподозрить желание столкнуть Турцию и Россию между собой.

11 октября МИД РФ высказал обеспокоенность по ситуации в Сирии и призвал все стороны к диалогу, в то же время воздержавшись от осуждения действий Анкары. При этом Россия не поддержала в Совбезе ООН заявление, осуждающее действия Турции в Сирии. РИА Новости, ссылаясь на анонимный источник в МИДе России, сообщили, что документ, подготовленный США, не соответствует позиции Москвы.

Однозначную поддержку действиям Турции высказали только Азербайджан, Пакистан и Турецкая республика Северного Кипра. Правда, лидер северного Кипра Мустафа Акынджи на своей странице в Facebook опубликовал пост с осторожной критикой операции: «Сейчас мы называем ее „Источник Мира“, но это не вода течет, а кровь. По этой причине я очень хочу, чтобы диалог и дипломатия вступили в игру как можно скорее». Это высказывание было осуждено Анкарой и позднее удалено.

ДЕЙСТВИЯ КУРДОВ

В условии сворачивания присутствия армии США в регионе, единственной силой, способной обеспечить курдам реальную военную поддержку, оказалось правительство Сирии. Сразу же после начала операции в СМИ появились публикации о том, что курды начали переговоры с Дамаском.

Стоит отдельно отметить еще одно обстоятельство: после первых поражений от турецкой армии командиры курдского ополчения выступили с заявлением о том, что в условиях боевых действий они не смогут обеспечить тщательную охрану тюрем и лагерей, в которых содержатся члены группировки ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и их семей.

13 октября Министерство обороны РФ выпустило обращение с призывом проконтролировать места размещения террористов ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) на восточном берегу Евфрата. По оценкам ведомства, в плену у курдов находятся около 14 тысяч боевиков-исламистов. Их освобождение спровоцирует «резкое ухудшение обстановки во всем Ближневосточном регионе», считает Минобороны.

РЕАКЦИЯ ДАМАСКА

Правительство Сирии выступило с резким осуждением турецкой операции сразу же после ее начала. А вечером 13 октября министерство обороны Сирии официально объявило о вводе своих войск в Манбидж и другие города контролируемого курдами региона, включая Рас-эль-Айн и Тель-Абьяд, в которых в настоящее время ведутся напряженные бои. Официальной целью сирийских войск является защита населения от турецких войск и их союзников.

Позднее, курдский демократический совет опубликовал офицальное заявление. «Платой» курдов за помощь правительства является согласие на переход курдских территорий под контроль Дамаска и интеграции курдского ополчения в силовые сирийские структуры. Курдские лидеры войдут в состав правительства Сирии.

Россия ввела над курдскими территориями бесполетную зону.

После этих известий, в ночь на 14 октября Елисейский дворец по итогам экстренного заседания правительства выпустил заявление, согласно которому французские военные будут в скором времени выведены из Сирии. Позднее, военный корреспондент газеты The Times Люси Фишер у себя в Twitter написала о том, что Великобритания тоже начала вывод своих войск специального назначения с сирийских территорий.

К чему все это может привести? Не будем забывать, что в южных районах Турции издавна и по сей день проживает большое количество курдского населения. Поэтому наибольшую опасность для Турции представляет существование у ее южной границы курдской автономии или, тем более, независимого курдского государства.

Конечно, вариант с установлением контроля за территорией северной Сирии был бы наиболее желателен для Турции. Но, по-видимому, для Анкары потеря этим регионом самостоятельности и его возвращение «под крыло» сирийского правительства является меньшим злом, чем дальнейшее укрепление курдов на севере Сирии. Такое развитие событий на руку и Дамаску. Так что, парадоксальным образом, операция «Источник мира» может действительно привести к миру на территории северо-восточной Сирии, к обоюдному удовлетворению и правительства страны, и турецкого руководства. Но надолго ли?

Беспокоит в этом другое: широко известно, что США никогда и никому ничего не отдают бесплатно. Это происходит только тогда, когда отход на одном участке должен быть компенсирован на другом. Где же именно? Вероятно, это станет понятным довольно скоро.