Опять на те же грабли: у российской оппозиции «народ не тот». Часть 1

Василий Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862
Василий Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862
Василий Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862

Санкт-Петербург — город либеральный. Свободные мысли и свободные нравы здесь перемешались и под действием регрессивной современности превратились в диковинную смесь. Не хочу сказать, что то, что происходит в Петербурге, не происходит больше нигде в России. Хочу лишь отметить, что здесь собран некий концентрат со специфическим либеральным душком.

О чем собственно речь? В Северной столице часто проводятся различные конференции, круглые столы, дискуссии и прочие интересные и не очень мероприятия. В последнее время мне удалось побывать на нескольких из них. И общая атмосфера всего увиденного навела на некоторые размышления.

Не новы и не так редки заявления определенной части российских политиков, творческой интеллигенции и прочих «активных граждан» о том, что «народ-то не тот» в России. Высказывается эта мысль на разные лады: демократию не можем в России построить — народ не тот, стать цивилизованным государством не можем — народ не тот…

Подобные высказывания можно выстроить в один ряд и «полюбоваться». К примеру, вот перечень тезисов, прозвучавших за прошедший месяц только в Санкт-Петербурге. Так, 21 октября один из авторов закона о приватизации в 90-х годах Петр Филиппов на лектории в штабе Навального заявил, что российский народ нужно перевоспитывать. 10 ноября кинорежиссер Александр Сокуров пожаловался, что жители России не поддерживают демократию, а 13 ноября бывший полпред президента России в Санкт-Петербурге в 1992–2000 годах Сергей Цыпляев также на лекции в штабе Навального высказал скромную надежду на то, что все-таки современные жители России в среднем будут образованнее, чем предыдущие поколения. Были еще и некие вариации на тему того, что народ России всегда оказывался жертвой кровавых тиранов, в исполнении Ирины Прохоровой — сестры олигарха Михаила Прохорова. Ее тезис, безусловно, в первую очередь, бьет по сильным правителям России, таким как Иван IV, Петр I или Иосиф Сталин, но с другой-то стороны удар наносится по тому самому народу, который, видя якобы бесчинства правителя, ничего не мог с этим поделать — «народ не тот».

Не единожды уже говорилось, что политический мем «народ не тот» — это давно избитый тезис либеральных представителей. Однако его вновь и вновь воспроизводят политические и околополитические деятели. С какой же целью?

Задача обелить себя и как-то оправдать провалившиеся реформы начала 90-х годов, да и вообще любые неудавшиеся изменения, безусловно, отрабатывается. Но кроме этого есть же еще что-то…

Продолжение следует