Очередное европейское правительство пало. Но можно ли ждать от Словакии отказа от антироссийской политики и поддержки Украины?

Правительство Словакии отправлено в отставку. Чего ждать России?

Киприан Майерник. Беженцы. 1944
Киприан Майерник. Беженцы. 1944
Киприан Майерник. Беженцы. 1944

15 декабря Народный совет Словакии проголосовал за вотум недоверия правительству страны во главе с премьер-министром Эдуардом Хегером. 16 декабря вотум приняла президент страны Зузана Чапутова и отправила правительство в отставку.

Что это означает? Что будет дальше? И может ли Россия рассчитывать на изменение антироссийской политики Словакии?

История вопроса

Откуда взялось действующее правительство? Словакия — парламентская республика. Правительство формирует парламент. С 2006 года по 2020 год с небольшим перерывом правительство формировала левая партия «Курс — социальная демократия» (SMER) во главе с Робертом Фицо, который суммарно пробыл на посту премьер-министра страны 10 лет.

В 2018 году Роберт Фицо добровольно ушел в отставку в результате политического кризиса, вызванного убийством журналиста Яна Куцыка, который проводил расследование о связях SMER с мафией.

Премьер-министром стал однопартиец Фицо — Петер Пеллегрини.

На выборах в парламент 2020 года SMER потеряла существенную долю своего электората и набрала всего 38 мандатов из 150, хотя еще в 2012 году имела большинство в парламенте и единолично формировала правительство.

Победу на выборах одержала правоцентристская либеральная партия «Обычные люди», возглавляемая Игорем Матовичем. Партия получила 53 мандата и сформировала парламентскую коалицию с другими проевропейскими либеральными и консервативными партиями «Мы — семья» (17 мандатов), «Свобода и солидарность» (SAS) (13 мандатов) и «Для людей» (12 мандатов).

Первое коалиционное правительство

Правительство возглавил лидер «Обычных людей» Игорь Матович. Министерские портфели были распределены между членами коалиции, большинство мест в кабинете министров получила партия «Обычные люди» как лидер коалиции.

Начало правления правительства Матовича выпало на весну 2020 года, то есть на начало пандемии коронавируса, и в основном ассоциируется с введением карантинных мер и массовой вакцинации. А также с одиозным поведением самого Матовича, который на посту премьер-министра не отказался от любви к неуместным шуткам и популистским заявлениям.

В итоге коронавирус стал причиной отставки правительства Матовича. В начале марта 2021 года союзники «Обычных людей» по коалиции выступили с резкой критикой Матовича за поставку в Словакию российской вакцины «Спутник V» и начали отзывать своих министров из правительства.

В итоге Матович сам подал в отставку. Новое правительство сформировал Эдуард Хегер из «Обычных людей», который до этого возглавлял министерство финансов.

Второе коалиционное правительство

Состав нового правительства практически не поменялся. Матович также остался в кабинете министров, возглавив минфин. Фактически результатом правительственного кризиса стала замена одиозного Матовича на посту премьер-министра на более компромиссного Хегера.

На долю нового правительства выпало продолжение борьбы с коронавирусом и выведение экономики страны из стагнации, вызванной пандемией и порожденным ей мировым экономическим кризисом.

Больших успехов на этом поприще Хегер не добился. Уровень жизни населения продолжал падать, социальная напряженность нарастать. А в начале 2022 года началась спецоперация России на Украине, которая смешала все карты.

Реакция Словакии на спецоперацию России на Украине

Словакия полностью поддержала Украину и действовала в рамках общей антироссийской политики Евросоюза. Кроме того, Словакия охотно передала Украине некоторые вооружения, в том числе зенитные ракетные комплексы С-300, боевые машины пехоты советского образца и самоходные артиллерийские установки собственного производства Zuzana-2.

Обострение внутриполитической борьбы

В итоге Словакия, как и весь Евросоюз, оказалась в глубоком экономическом кризисе. Экономика страны стагнировала, инфляция весь год обновляла рекорды и в ноябре уже превысила 15%, обновив двадцатилетний максимум.

На этом фоне обострилась политическая борьба внутри правительственной коалиции. Перед летним перерывом в работе парламента партия SAS потребовала отставки Матовича с поста министра финансов.

В SAS заявили, что Матович своей некомпетентной работой в минфине препятствует работе других министерств, в том числе министерству экономики, которое на тот момент возглавлял лидер SAS Рихард Сулик.

В SAS пообещали выйти из парламентской коалиции и отозвать членов партии из правительства, в котором у них было четыре портфеля — министерств экономики, юстиции, образования и иностранных дел.

В итоге в начале сентября министры от SAS выполнили свое обещание и подали в отставку, так как Матович отказался уходить с поста главы минфина.

Вместе с этим SAS вышла из парламентской коалиции. После этого коалиция потеряла большинство в парламенте, так как к этому моменту из коалиции за два года правления вышли несколько депутатов в частном порядке, и мандаты SAS стали решающими.

Только из-за этого работа парламента уже могла быть заблокирована. Однако Народный совет все-таки продолжил законодательную деятельность, так как SAS пообещала не блокировать автоматически все законопроекты правительства, а голосовать в интересах граждан страны.

Тем временем Хегер поставил на освободившиеся министерские должности независимых кандидатов, так называемых экспертов, не входящих ни в одну из партий. Таким образом премьер-министр попытался избежать немедленного вотума недоверия правительству.

Выбранные Хегером кандидаты устроили и президента, и парламентскую оппозицию. Однако SAS продолжила борьбу с Матовичем, инициировав в начале октября голосование по вотуму недоверия министру финансов. Тогда необходимого большинства для отставки Матовича собрать не удалось.

В декабре же SAS инициировала новое голосование — уже по вотуму недоверия всему правительству. Инициативу сразу же поддержала левая оппозиция во главе с Фицо и Пеллегрини.

После непродолжительных кулуарных игр в парламенте оппозиционным партиям удалось склонить на свою сторону независимых кандидатов и бывших членов коалиции и продавить отставку правительства.

15 декабря 78 депутатов поддержали вотум недоверия при необходимых 76 голосах. 16 декабря отставку приняла президент Чапутова и подписала соответствующий указ.

Что будет дальше, и кто будет править страной?

До формирования нового правительства управлять государством будет по-прежнему правительство Хегера, но с ограниченными полномочиями, прописанными в конституции.

Новое правительство может быть сформировано тремя способами. Во-первых, члены парламента могут составить новую коалицию. Как ни странно, но об этом варианте заявил лидер SAS Сулик. То есть он фактически предложил восстановить старую коалицию, но на своих условиях.

Этот вариант вряд ли устроит большинство. Многие члены старой коалиции уже выступили за досрочные выборы, в том числе Матович и лидер «Мы — семья» и по совместительству спикер парламента Борис Коллар.

Второй вариант формирования правительства — назначение министров президентом страны Чапутовой. При этом такое правительство должно будет получить вотум доверия от парламента.

Этот вариант также маловероятен, так как президенту сложно будет найти столько компромиссных политических фигур, не ассоциированных с политическими партиями. При этом в своих первых заявлениях после отставки правительства и сама Чапутова отвергла такой вариант, выступив за досрочные выборы.

Соответственно, наиболее вероятным сценарием формирования нового правительства станут досрочные выборы в парламент и создание новой коалиции, которая утвердит новых министров. Ожидается, что уже на ближайших заседаниях парламента депутаты начнут прорабатывать этот вариант.

Фицо, Коллар и Чапутова заявили, что выборы надо провести как можно скорее, то есть в мае — июне 2023 года.

Политические расклады на досрочных выборах

Несмотря на то, что прошлые выборы в парламент прошли всего два с половиной года назад, избирательные предпочтения граждан Словакии существенно изменились.

Партия «Обычные люди», которая пока еще стоит у власти, в 2020 году победила на выборах, набрав 25% голосов и получив 53 мандата. К настоящему времени она потеряла большую часть своего электората.

По данным словацкого социологического агентства AKO, которое каждый месяц публикует актуальные избирательные предпочтения, рейтинг «Обычных людей» составляет всего 8%, что позволит получить только 14 мандатов.

Отметим, что свой электорат «Обычные люди» потеряли не сейчас. Рейтинг партии упал ниже 10% еще в 2021 году и больше не поднимался. То есть отставка правительства отвечает и политическим предпочтениям граждан страны.

Лидером же политического рейтинга является партия «Голос — социальная демократия» (HLAS), которая была создана Пеллегрини после выборов 2020 года как альтернатива SMER, не замаранная длительным правлением и коррупционными скандалами. Рейтинг HLAS на декабрь составляет 20,2%, что принесло бы партии 35 мест в парламенте, если бы выборы прошли прямо сейчас.

На втором месте рейтинга расположилась SMER c 16,1% (28 мандатов). На третьем месте — «Прогрессивная Словакия» (11,8%, 21 мандат). Это проевропейская либеральная партия, продвигающая зеленую энергетику и прочие европейские ценности.

На четвертом месте — SAS (9,9%, 17 мандатов). На пятом — «Обычные люди» (8%, 14 мандатов).

Также ожидается, что пятипроцентный барьер преодолеют «Мы — семья» (7,7%, 13 мандатов), националистическая партия «Республика» (6,6%, 12 мандатов) и консервативная партия «Христианско-демократическое движение» (5,5%, 10 мандатов).

Согласно актуальным предпочтениям избирателей, сейчас бы на выборах победили две левые партии — SMER и HLAS бывших премьер-министров Фицо и Пеллегрини. Однако мандатов для формирования правящей коалиции им не хватит.

При таком раскладе коалицию снова бы организовали либералы и центристы, но в другой конфигурации, без доминирования «Обычных людей».

Стоит ли ждать России изменения политического курса Словакии?

Если бы выборы прошли прямо сейчас, к власти в стране снова бы пришли либеральные проевропейские партии, которые ни на шаг бы не сдвинулись от антироссийской политики и поддержки Украины.

При этом, если SMER и HLAS все-таки смогут существенно нарастить поддержку среди избирателей и получить достаточно мест в парламенте для формирования правительства, серьезного поворота Словакии в сторону России ожидать не стоит.

Словакия в этом случае по-прежнему останется членом Евросоюза и НАТО и кардинально внешнюю политику изменить не сможет.

России же в лучшем случае можно рассчитывать, что Словакия откажется от поставок оружия Украине и будет выбивать себе какие-то исключения в очередных санкционных пакетах Евросоюза, как это делает правительство Виктора Орбана в Венгрии.

Будем следить за развитием событий.