Седьмой год атомного кризиса в Японии
Для Японии, небогатой запасами дешевых источников углеводородов, вопросы энергетического обеспечения стоят достаточно остро. Поэтому, когда в конце 60-х годов XX века Япония начала строить АЭС и постепенно отказываться от дорогой добычи угля, это был логичный шаг. При этом, в отличие от США и нескольких европейских стран, Япония не просто встала на путь мирного атома — она также приняла решение, что будет работать над повышением эффективности атомной энергетики и пойдет по пути замыкания ядерного топливного цикла.
К моменту аварии на АЭС «Фукусима» в марте 2011 года, когда станция серьезно пострадала после землетрясения и цунами, Япония была одним из локомотивов мировой атомной энергетики. На атомных станциях вырабатывалось около 30% электричества страны, работали небольшие заводы по обогащению урана, производству топливных элементов, переработке отработанного ядерного топлива. В научных центрах велась активная работа по повышению эффективности атомной промышленности. Страна самостоятельно разработала и запустила реактор «Мондзю» на быстрых нейтронах. Большинство известнейших в мире японских компаний были вовлечены в атомную промышленность страны: Toshiba, Hitachi, Mitsubishi и другие.
Однако, после аварии на АЭС «Фукусима» Япония встала перед необходимостью менять свою атомную стратегию и снова делать выбор, куда и как идти. Но пошел уже седьмой год, а окончательное решение до сих пор не принято.
Текущую ситуацию с мирным атомом в Японии можно описать как неоднозначную.
Во-первых, на политической арене продолжается война умеренных сторонников атома из партии премьер-министра Абе с его ярыми противниками из оппозиционных партий. Так, накануне парламентских выборов в Японии, состоявшихся 22 октября, популярный в Японии губернатор города Токио — Юрико Койке, являющаяся также главой оппозиционной партии «Партия надежды», заявила, что выступает за полный отказ от атомной энергетики к 2030 году. Важно отметить, что «Партия надежды» заняла третье место на выборах в парламент, то есть представляет позиции довольного большого числа граждан страны.
Во-вторых, выполнение принятой правительством стратегии развития атомной энергетики, осложняется принятыми тем же правительством правилами по запуску АЭС.
На 2030 год в стратегии по атомной энергетики установлена ее доля в выработке электроэнергии — 20-22%. Это намного превышает нынешний уровень — около 2% (запущено 4 блока), но меньше, чем до аварии на АЭС «Фукусима» — 30% (работало 54 блока). Для достижения поставленных целей необходимо вернуть в строй примерно 38 атомных блоков. Учитывая, что 12 блоков в Японии остановлены окончательно, остается на выбор — 42.
В тоже время правительство ограничило срок работы атомных электростанций 40 годами. В случае, если владелец станции все же желает продлить данный срок, то он должен провести очень затратные работы по ее модернизации стоимостью в среднем $900 млн на один блок. А ведь в Японии 23 блока запущенных до 1990 года.
В этой ситуации сложно сделать однозначный вывод, какой компании выгоднее прекратить атомный бизнес, а какой — продолжать. Кроме того, на это накладываются условия политической неопределенности: компания может сейчас вложиться в модернизацию, а в случае прихода к власти другой партии придется досрочно закрыть станцию.
Поэтому, например, крупнейшая энергетическая компания Японии Kansai Electric Power Co., по данным Asian Revew от 17 октября, сделала заявление, что останавливает два своих наиболее старых реактора из-за огромных расходов на модернизацию. При этом власти префектуры и ее жители поддерживали перезапуск реакторов в своем регионе.
Решения судебной власти также не всегда укладываются в логику атомой стратегии, принятой правительством. 13 декабря Высший суд Хиросимы отменил постановление суда более низкой инстанции, разрешившего ранее компании Shikoku Electric Power Co. перезапустить третий энергоблок АЭС «Иката». Этот блок был перезапущен в 2016 году, пройдя все новые жесткие тесты японских регулирующих комиссий и уже находился в работе. Суд принял решение, учитывая мнение местных жителей, выступивших против АЭС.
Тогда может быть для Японии логичнее строить новые, более современные и безопасные станции? Но и на этот вопрос правительство не может дать ответа — согласование строительства новых АЭС в стране приостановлено. Срок, за который можно провести все необходимые переговоры для подписания контракта на строительство, выбрать подходящую площадку и построить станцию составляет не менее 10 лет. Поэтому получается, что к 2030 году никак не успеть заменить старые станции на новые. Понятно, что вся эта неопределенность ведет исключительно к ухудшению ситуации в атомной отрасли.
К сожалению, не в пользу развития мирного атома в Японии говорит и опубликованная 6 декабря агентством Asian Revew информация о представленном правительству плане вывода из эксплуатации единственного в Японии исследовательского реактора на быстрых нейтронах — «Мондзю». Реактор «Мондзю» был запущен в эксплуатацию в 1995 году. Тогда же на нем произошла утечка жидкого натрия, что привело к его длительной остановке. На реакторе несколько раз происходили сбои в работе, и за последние 20 лет он работал редко. Но он служил важной площадкой исследований по замыканию ядерного топливного цикла. Таким образом, его остановка может говорить о начале сворачивания таких научных программ. Подобные тенденции в Японии могут вести только к полному отказу от мирного атома в стране, поскольку в Японии отсутствуют и месторождения природного урана, и требуемые для хранения ядерных отходов значительные пространства. Эти проблемы решаются только путем замыкания ЯТЦ. В противном случае страна в итоге должна будет отказаться от ядерной энергетики.
Стоит напомнить, что Япония — большой рынок атомного топлива для АЭС, услуг по переработке отходов и выводу станций из эксплуатации. Япония собственным примером продвигала работы в области замыкания ядерного топливного цикла, мотивируя на решение серьезных задач научного и технического атомного сообщества. Поэтому конечный выбор Японии не может не повлиять на ситуацию в мировой атомной энергетике.