Это очень важно, чтобы люди в театр ходили. Если не будут ходить сейчас, то дальше будет хуже, дальше будет еще труднее

Театры при коронавирусе, или артисты «во власти Всевышнего». Комментарии

В России с каждым днем увеличивается количество зараженных коронавирусом. За последние сутки было выявлено более 9 тысяч зараженных. Из них более 2,7 тыс — в Москве.

Из уст столичных и федеральных чиновников летят предупреждения о том, что необходимо соблюдать действующие ограничения, иначе будут снова введены меры самоизоляции, которые действовали с марта по май 2020 года.

Как в этих условиях существуют театры в Москве, Санкт-Петербурге и в провинции, узнал корреспондент ИА Красная Весна. Сотрудники пяти театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы и Оренбурга рассказали, как в театрах следят за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм, а также, что волнует артистов в нынешней сложившейся ситуации.

Главный балетмейстер Санкт-Петербургского Театра Балета им. П. И. Чайковского Антон Корсаков рассказал, что в Петербурге была отменена шахматная рассадка, но правило 50% заполняемости зала остается. Однако в Театре Балета шахматная рассадка всё равно действует, говорит Корсаков. Кроме того, обслуживающий персонал театра следит, чтобы посетители соблюдали масочный режим.

В театре бывают посетители, которым не нравится, что руководство вынуждено следить за соблюдением масочного режима, но каких-то ярких случаев истерии на эту тему со стороны посетителей замечено не было.

«У нас жесткие санкции не введены, но то, что приходится уговаривать — это безусловно. Понятно, что в зрительном зале невозможно контролировать каждого человека, кто снял маску. Но тем не менее большинство людей относится без истерик и с пониманием. Мне о случаях истерии на эту тему не известно», — рассказал главный балетмейстер Театра Балета им. П. И. Чайковского.

По словам балетмейстера, артисты за кулисами регулярно «измеряют температуру, проводят тесты, пользуются антисептиками, но на сцене они не в масках».

Корсаков рассказал, что у артистов паники нет в связи с ростом случаев заражения коронавирусом в стране, но есть опасение, что могут опять отменять спектакли, закрывать театры и посадить на режим самоизоляции: «Безусловно, паники у нас нет. Но есть тревога и опасение, что вновь будут отменять спектакли, закрывать театры, а артистов отправят домой на самоизоляцию. Есть у нас некий мандраж от неизвестности. Надо понимать, что планы в театре строятся на годы вперед. Поскольку из-за COVID-19 границы закрываются, это означает, что не будет гастролей, а это значит, что у крупных театров будут неустойки».

Он добавил, что артисты в этот сложный период «находятся во власти Всевышнего, и каждый отвечает за себя и своего соратника».

Санитарно-эпидемиологические нормы не сильно повлияли на порядок проведения репетиций в Театре Балета им. П. И. Чайковского. Теперь во время перерыва осуществляются дезинфекция и проветривание помещений, из-за чего его длительность увеличилась.

Артисты Санкт-Петербургского театра Балета им. Чайковского
им. ЧайковскогоБалетатеатраСанкт-ПетербургскогоАртисты
Артисты Санкт-Петербургского театра Балета им. Чайковского
Изображение: © Катя Зимина vk.com/zimina_spb

«Мы стараемся работать на репетициях в штатном режиме. Конечно, мы стараемся соблюдать установленную дистанцию, но она очень условна для актеров, потому что все-таки мир искусства контактный. Поэтому здесь все-таки все зависит от отношения актера к самому себе и к тем, с кем он работает», — объяснил Корсаков.

В разговоре с корреспондентом ИА Красная Весна главный балетмейстер призвал посетителей Театра Балета им. П. И. Чайковского отнестись с пониманием к мерам, которые разработали отечественные эпидемиологи и установил Роспотребнадзор, для того, чтобы «эта ситуация скорее закончилась, и жизнь встала в нормальное русло, чтобы люди могли наслаждаться искусством, а актеры могли работать и дарить свои эмоции зрителям».

По словам художественного руководителя Пензенского областного драматического театра им. А. В. Луначарского Сергея Казакова, масочный режим «соблюдается абсолютно, более того, у нас на входе стоит аппарат, который опрыскивает руки». Также театр строго следует указанию Роспотребнадзора по заполняемости зала — не более 50%.

Казаков подчеркнул, что «руководство театра соблюдает абсолютно все правила и нормы в обязательном порядке».

Художественный руководитель рассказал, что сейчас необязательно рассаживать зрителей в шахматном порядке, но действует правило по заполняемости зрительного зала. Кроме того, поскольку людей не так много, и они всё понимают, то они сами рассаживаются в шахматном порядке.

По словам худрука, руководство театра старается следить за соблюдением масочного режима: «Мы рекомендуем всем зрителям соблюдать нормы, но, разумеется, если кто-то снял маску, то за этим не уследишь. Но не будешь же ему кричать со сцены, чтобы маску надел. Это уже на совести каждого. Но в основном таких случаев мало».

Репетиции актеров в условиях действия карантинных мер проходят по-разному, рассказывает Казаков. Но в общем случае в одном спектакле могут принимать участие 24 актера одновременно. Соответственно большая группа делится на подгруппы не более 8-10 человек. И эти группы во время репетиции поочередно меняются.

«Да, хорошая у нас атмосфера. Мы только открылись. Все счастливы, какая еще может быть атмосфера?» — удивился Сергей Казаков вопросу корреспондента ИА Красная Весна о царящей среди актеров театра атмосфере.

И тут же добавил: «Дай бог, чтобы нас не посадили на карантин. Потому что это самое страшное для театров. Мы не выживем, если нас снова обяжут сидеть дома».

Он подчеркнул, что руководство театра «максимально соблюдает все правила, чтобы не дать второй волне распространиться».

Художественный руководитель Оренбургского государственного областного драматического театра им. М.Горького Рафкат Исрафилов рассказал, как прошло открытие в условиях COVID-19, и как артисты к нему готовились.

«Масочный режим у нас в театре соблюдается, абсолютно точно. Потому что это — единственное спасение от этого чудовища пока… Сегодня первый день, сегодня открытие только театра — „Капитанской дочкой“ по повести А. С. Пушкина. Поэтому в фойе стоят люди, проверяют температуру. Как и везде, мы стараемся соблюдать все те пункты, которые расписаны Роспотребнадзором по коронавирусу», — рассказал Рафкат.

Он отметил, что на спектакль было продано чуть больше 200 билетов из 425 мест. Зрителей рассадили в шахматном порядке, как рекомендует Роспотребнадзор.

Рафкат сказал, что никаких нарушений санитарных норм со стороны зрителей замечено не было, поскольку театр только начал работу со зрителями. Он подчеркнул, что в театре работают хорошие контролеры, которые следят за порядком в зрительном зале.

По словам Рафката, сейчас в театре активно идут репетиции премьеры пьесы испанского драматурга Лопе де Вега «Собака на сене», также параллельно идет репетиция «Путешествия Эдварда». Он подчеркнул, что планы у театра и артистов большие.

Из спектакля «Капитанская Дочка»
Дочка»«КапитанскаяспектакляИз
Из спектакля «Капитанская Дочка»
Изображение: © instagram.com/orendrama

«Мы боимся и не хотим, чтобы наш театр попал под влияние этого вируса. И наш директор театра Павел Леонидович полностью держит эту ситуацию под контролем. Мы два-три раза в день санитарную обработку делаем. Сколько возможно, мы делаем все для того, чтобы коллектив театра работал в нормальных условиях», — отметил художественный руководитель Оренбургского областного драматического театра.

«Мы постарались сделать так, чтобы не более 5-6 человек участвовали в одной сценке на репетиции», — говорит худрук Оренбургского областного театра. Однако в репертуаре театра есть массовые спектакли, где невозможно сделать шахматные мизансцены. «Поэтому сейчас спектакли идут, как они были до коронавируса, — так и будут идти дальше», — сказал Рафкат.

Он подчеркнул, что «премьера „Капитанской дочки“ в театре прошла с большим успехом».

Артист Московского государственного театра Ленкома им. Марка Захарова Виктор Раков рассказал, что «в театре все молятся, чтобы не было второй волны коронавируса, потому что соскучились по работе и насиделись дома».

По словам актера, сейчас зрительный зал на спектаклях заполняется примерно на 30%. После начала зрители потихоньку перебираются в партер, потому что там места подороже, и видно получше.

«Работницы Уралмаша в ложе театра» (1934)
(1934)театра»ложевУралмаша«Работницы
«Работницы Уралмаша в ложе театра» (1934)
Изображение: Юрий Пименов

«В начале сентября очень многие сидели рядками без масок или не полностью одевали. Сейчас записали радиосообщение, что перемещения по залу после третьего звонка запрещены, и попросили в рекомендательной форме маски не снимать, потому что в противном случае спектакль будет остановлен, а деньги возвращаться не будут», — отметил Раков.

Актер рассказал, что руководство театра приняло все возможные меры, чтобы обезопасить зрителей и актеров от коронавируса: «У нас специальный обеззараживающий коридор организован, санитайзеры почти на каждом шагу, рециркуляторы стоят и в фойе, и во всех гримерных, и на входе. Актеры сдают тесты на COVID-19».

Сейчас в театре ежедневно, кроме выходных, идут спектакли и репетиции. У театра большие планы, поэтому «актерам не выгодно введение дополнительных ограничительных мер», говорит актер.

Директор московского Театра «Сатирикон» Владимир Казаченко заявил, что в театре готовы соблюдать «целую гору всевозможных ограничений, лишь бы у артистов не отобрали возможность общаться со зрителем».

По словам директора театра «Сатирикон», для персонала театра, как и для зрителей, действует обязательный масочный режим.

«Администрация и весь персонал театра, разумеется, в масках — это обязательное требование. Со зрителями сложнее. Людям приходится постоянно напоминать о том, что нужно носить маску. У нас на входном контроле измеряют температуру, если у людей нет маски, то мы ее за свой счет даем. Когда люди проходят входной контроль, дальше уследить за ними очень сложно. И администраторы постоянно подходят к посетителям нашего театра и напоминают, что нужно надеть маски. В процессе спектакля в темноте и глубине зала не очень просто за этим уследить, но мы стараемся за этим следить», — отметил Казаченко.

Директор московского театра «Сатирикон» отметил, что сейчас обслуживающему персоналу приходится получать волну негатива от зрителей, которые не хотят носить маски: «С несознательными и недисциплинированными зрителями тяжело, но надо работать. Конечно, мы вместе с этим получаем волну негатива, потому что человек приходит в театр, и он может быть недоволен, что тут тоже надо носить эти маски».

Казаченко подчеркнул, что, когда официально разрешили вернуться к репетициям, артисты приступили к работе с большой радостью. Он подчеркнул, что все артисты, которые очень хотели на сцену, готовились заранее: «Прошли тесты, закупили антисептики, рециркуляторы и так далее. Мы генеральную сдачу нового спектакля уже сделали в июле. И получается, мы 25, 26 и 27 числа сыграли премьеру. Может быть, я ошибаюсь, но, по-моему, эта была премьера в Москве после карантина».

«Первый ряд в опере» 1880
1880опере»вряд«Первый
«Первый ряд в опере» 1880
Изображение: Уильям Холиока

Во время репетиций невозможно учитывать требования Роспотребнадзора по социальной дистанции, говорит Казаченко.

«Мы закупали лицевые экраны и пробовали их носить во время репетиций. Мы быстро поняли, что невозможно так репетировать, потому что театр — это дело живое, активное и устанавливать какие-то дополнительные перегородки, экраны или делать его на дистанции очень трудно и невозможно практически», — рассказал он.

Директор Сатирикона отметил, что артист устроен так, что без сцены жить не может во всех смыслах: «Мало того, что это денежный вопрос, но это еще и вопрос поддержания спектакля в рабочем состоянии. Если спектакль не играть, то он потихонечку умирает, а вместе с ним и артист».

В конце разговора он поблагодарил зрителей за то, что они могут найти в себе силы, смелость и лишнюю копеечку, чтобы посетить театр: «Приходите мы вас очень ждем, мы готовы все меры безопасности соблюдать, только чтобы вы про театр не забывали».

«Это очень важно, чтобы люди в театр ходили. Если не будут ходить сейчас, то дальше будет хуже, дальше будет еще труднее», — подчеркнул Казаченко.

Театр
Театр
Театр
Изображение: Джеймс Хейлар. В театре. 1866
Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER