«Театральные ассамблеи» в Балашихе. Культурная жизнь ожила после карантина
Длительный застой в культурной жизни, вызванный карантином, привел к тому, что люди реально соскучились по театрам, выставкам и музеям. Никакие виртуальные развлечения не могут заменить живые встречи с искусством. Жителям Балашихи в какой-то степени повезло, что в городе ежегодно проводится театральный конкурс.
Множество организационных моментов, связанных с тем, что еще далеко не все ограничения и далеко не везде сняты, не позволил провести широкую кампанию по привлечению зрителей. Но даже в этих условиях конкурс «Театральные ассамблеи» состоялся, и на все представления зритель пришел.
Корреспондент ИА Красная Весна побеседовал с организатором фестиваля, директором и художественным руководителем театра «Орфей» Ириной Григорян.
ИА Красная Весна: Это уже десятые «Театральные ассамблеи», проходящие в Балашихе. Как родилась идея их проведения?
— В этом году исполняется 10 лет большому культурному проекту, который называется «Театральные ассамблеи». Десять лет назад ко мне обратились из администрации города и от Управления культуры с просьбой провести театральный конкурс в городе Балашиха. Но мы, как творческие люди, не можем сделать это по шаблону! Балашиха город с богатой историей, город старинных усадеб. Здесь жили князья Разумовские, Долгорукие, шесть лет здесь снимал дачу Мейерхольд. Хотелось это сделать шире, ярче, нестандартно. Возникла мысль провести не просто театральный конкурс, а такое высокое собрание — «Театральные ассамблеи».
В 2012 году, когда мы отмечали очередную годовщину Отечественной войны 1812 года, мы сделали конкурс таким историческим большим прологом к празднику. Вспомнили наших полководцев, вспомнили события того времени. Пригласили зарубежных исполнителей. Была певица из Италии Мартина Бартолотти, китайская певица Ян Ге — победительница телевизионного конкурса, театр из Белоруссии, театр Zero из Израиля и многие другие. Тогда получился большой театральный праздник, на котором было показано искусство музыкального театра. Нам хотелось, чтобы были представлены, помимо театрального, такие жанры, как вокал, инструментальное направление, хореографическое — всё, что входит в понятие музыкальный театр. С тех пор мы проводим «Театральные ассамблеи» ежегодно.
Потом появилась идея трехступенчатого фестиваля. И сейчас наш конкурс проходит в три этапа. Первый — выступление школьников, детских театральных студий. Мы назвали его «Алые паруса». Это символизирует надежду и становление творческой личности.
Второй — это уже студенческий этап. Он проходит примерно через две-три недели после первого и называется «Поделись своими крыльями». Это название призывает тех, кто уже чему-то научился, делиться своим опытом. В нем принимают участие студенты творческих вузов. Они показывают фрагменты спектаклей. Приезжают театральные коллективы, студенты музыкальных училищ, консерваторий. Широко представлено хореографическое направление. Это очень интересно для всех. Наши самые молодые исполнители, участвовавшие в первом этапе, с удовольствием смотрят и учатся у своих старших товарищей. Получается своего рода преемственность поколений.
Третий этап называется «Театр в театре», куда приглашаются театральные коллективы. Приезжают театры Москвы, Московской области, ближнего и дальнего зарубежья.
И вот эти три ступени: с начальным обучением, студентами и профессионалами — стали уже системой. Мы называем это «Ступени мастерства».
Конкурс, как правило, идет с февраля по конец марта. 27 марта мы даем гала-концерт, где принимают участие лауреаты всех трех этапов. Мы стараемся собрать самые лучшие и яркие номера. Назвали его «Дуэль за зрительский успех». Зрители выбирают, кто же будет лучшим среди лучших.
ИА Красная Весна: Я правильно понял, что уже не всегда необходимо присылать приглашения, а есть коллективы, которые сами ждут и спрашивают.
— Совершенно верно. Конечно, прошлый год нас, как и все творческие коллективы, немножко подкосил. Тем не менее, как только мы заканчиваем определенный этап, нас сразу спрашивают, а когда в следующем году будем проводить фестиваль. Присылают заранее заявки, звонят, интересуются. То есть это уже стало таким известным явлением. И я рада, что год от года расширяется география наших участников.
ИА Красная Весна: Несмотря на сложности с карантином, что удалось сделать в этот раз? Какие коллективы смогли приехать? Насколько широко было представлено ближнее и дальнее зарубежье?
— Мы привыкли за прошедшие годы, что нам достаточно легко было организовать зарубежных студентов, которые учатся в России. Мы обращались в культурные центры при посольствах, в РУДН, в творческие вузы, в консерваторию, и оттуда приезжало много исполнителей. Например, из Института культуры регулярно приезжают вьетнамские, китайские, монгольские, лаосские студенты. Были ребята и из других стран Европы, Азии и Африки. В фестивале принимали участие танцоры из Японии. А также благодаря нашим связям с зарубежьем к нам приезжают театральные коллективы из других стран. Наш театр много гастролирует. У нас есть друзья и во Франции, и в Германии, и в Италии. Поэтому нам не так сложно приглашать друзей и знакомых.
Два года назад мы приглашали театральный коллектив из Чехии. Молодежный театр «Кукуруза» давал на чешском языке спектакль, который очень легко воспринимался зрителями даже без перевода. Армянский театр «Гавит» привозил свой спектакль, который тоже звучал на их родном языке. Несколько раз нашим гостем был театр из Израиля.
В этом году для зарубежных коллективов была заочная форма участия. Была заявка от коллектива индийского танца «Амритстар проджект». Они очень неплохо выступили. Исполнительница из Израиля выступала в инструментальной и вокальной номинациях.
В силу объективных причин в этот раз мы не смогли дать широкую рекламу. Надо всегда о себе напоминать, надо подвигать людей на то, чтобы они не стеснялись участвовать в подобных конкурсах. Год вынужденного творческого бездействия на многих сказался негативно.
ИА Красная Весна: Какие представления Вы бы выделили в этот раз?
— К нам приехали театры из Москвы и разных городов Подмосковья: Красногорска, Подольска, Люберец, Воскресенска, Жуковского, Истры, Балашихи. Спектакли были самые разные — для детей и для взрослых. Они все были настолько разные, что жюри даже немножко растерялось. Вот как, например, сравнивать профессиональный моноспектакль и, например, музыкальный спектакль? Как можно их оценивать в одной категории? Жюри пришлось решать сложную задачу. Поэтому мы разделили спектакли на несколько направлений: музыкальные, детские, профессиональных театров и студенческих коллективов.
Очень порадовал театр из Истры. Они привезли спектакль про Емелю. Очень красивый и качественный. В нем звучала и балалайка, и современная музыка. Яркие костюмы и декорации. Это сразу оценили и зрители, и жюри. Всем запомнился моноспектакль Балашихинского драмтеатра, посвященный Марине Цветаевой.
Замечательный спектакль «Гадкий утенок» привез театр «Стрела» из города Жуковский. Казалось бы, спектакль для детей, но он ставил острые вопросы, как человек себя ощущает в обществе. Все мы помним сюжет, когда гадкого утенка затравили на птичьем дворе. Это же прямо транслируется в наше общество, где многие люди чувствуют себя одинокими, непонятыми. Там очень красивый тонкий посыл был сделан.
Яркое представление «Музыкальное ревю» дал театр «Орфей». Помимо основных наград театр получил приз зрительских симпатий. Зал буквально взрывался аплодисментами после каждого номера. Взрослые зрители оценили песни 60-х годов. Такой жанр музыкального ревю показывает как бы срез той эпохи. Люди спрашивали, когда еще он будет идти. Этот спектакль есть в репертуаре театра.
ИА Красная Весна: Насколько я вижу, театральная жизнь Балашихи после пандемии оживает. Театр «Орфей» работает уже давно, появился Балашихинский драмтеатр. А что со зрителями? Зрители приходят?
— Конечно. У нас есть свои постоянные зрители. Сейчас появилась возможность выступать на двух сценах. Дворец культуры «Балашиха» провел хороший ремонт. Сейчас в нем две сцены: малый зал на 200 мест и большой — на 600. Мы сделали рассылки по общественным организациям, подключили общественную палату, которой предоставили 500 пригласительных билетов для социально незащищенных слоев населения. Это и дети-инвалиды, и многодетные, и ветераны. Отдельно мы выделяли билеты профсоюзу медиков, областным общественным организациям по оказанию помощи инвалидам «Мир для всех», «Родная душа». Сейчас, когда люди наконец получили возможность выходить из своих квартир, они с удовольствием идут в театр. Все очень соскучились по спектаклям, по концертам, по духовному общению.
ИА Красная Весна: Молодые люди приходят?
— Очень много молодежи приходит. В афише фестиваля было несколько спектаклей только для старшеклассников, студентов и молодежи. Частный театр «Белая обезьяна» из Москвы — молодые ребята, студенты Щукинского и Щепкинского училищ — уже второй год привозят нам свои спектакли. В этот раз они привезли спектакль по сказкам Карла Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Красивые костюмы, инструментальный ансамбль в качестве живого сопровождения, яркое представление, которое понравилось молодым зрителям. Были спектакли и для взрослой аудитории. «Кабаре „Желтый ангел“» привез Драматический театр из Подольска.
Для каждого зрителя мы пытаемся подобрать свой формат.
ИА Красная Весна: Какие ваши ближайшие творческие планы?
— Ближайший: провести гала-концерт и вручить награды всем победителям. Сделаем мы это 27 марта, в 18 часов будет концертная программа, которая называется «Дуэль за зрительский успех». Это будет проходить в ДК «Балашиха» на большой сцене. Уже сейчас бронируются места на этот гала-концерт.
(теги пока скрыты для внешних читателей)