Турция — неоосманский синдром. Часть XXIII
Внимательный взгляд на политическую карту Северной Африки и Ближнего Востока обнаруживает, что практически все страны этого региона в высокой или даже крайне высокой степени оказались политически «заражены» влиянием «Братьев-мусульман»*.
Как мы уже обсуждали ранее в нашем исследовании, долгие годы мировым объединяющим центром движения «Братьев-мусульман»* был Египет. И прежде всего одно из старейших (основано в IX веке) и самое авторитетное в мире исламское высшее учебное заведение — каирский университет аль-Азхар. Отметим, что все разгромы «ихванов»* королевскими и светскими властями Египта, начиная с 40-х годов ХХ века, хотя и «прореживали» ряды сторонников «БМ»* среди преподавателей университета, в целом сам аль-Азхар фактически не затрагивали.
Однако еще с 1970-х годов, при светских (и антиисламских) президентах Египта Анваре Садате и затем Хосни Мубараке, наметилась явная тенденция переноса фактических центров управления «ихванами»* (духовный лидер, совет по фетвам и др.) в Европу, а также в «дружественные» к БМ* страны.
В настоящее время ключевым центром организации и управления мировым движением «Братьев-мусульман»* (несмотря на сохранение влияния европейских центров, а также большую и выросшую в последнее время роль Турции), видимо, всё-таки является Катар.
В Катаре первые джамааты «Братьев-мусульман»* появились еще в 1960-х годах, при деде нынешнего эмира Тамима бин Хамада аль-Тани. Однако широко развернулись они в стране только в середине 1990-х годов, при особом покровительстве отца нынешнего эмира Хамада бин Халифы аль-Тани. Однако это покровительство уже с 1999 года носит по преимуществу «экспортный» характер, в виде поддержки БМ* по всему миру. В 1999 году движение «ихванов»* в Катаре формально было распущено. Объяснялось это тем, что правящая династия «не хотела, чтобы какое-либо исламское движение оказывало влияние на политику эмирата».
Но при этом никаких репрессий против БМ* не было, а джамааты «ихванов»* процветали и процветают. Более того, именно правящее семейство эмирата не только показывает особую благосклонность к наиболее влиятельным и авторитетным представителям «ихванов»*, но и радушно принимает у себя изгнанников-«братьев» из других стран. Особенно среди таких изгнанников выделяется ученик Хасана аль-Банны и духовный лидер «ихванов»* Юсеф аль-Кардави, бежавший из Египта еще в 1961 году и до сих пор оказывающий решающее (и вовсе не только духовное) влияние на политику БМ* во всем мире.
В самом Катаре аль-Кардави, в частности, уже в 1962 году возглавил Катарский институт религиоведения, а в 1977 году принял руководство кафедрой шариата и исламоведения в Университете Катара. Далее аль-Кардави также возглавил размещенный в Дублине «Европейский совет по фетвам и исследованиям» и расположенную в Брюсселе «Международную ассоциацию исламских ученых». Наконец, аль-Кардави регулярно принимает у себя в Дохе авторитетных «посланцев» от «ихванов»* со всего мира и раздает им не только личные духовные наставления, но и политические рекомендации.
Кроме того, аль-Кардави с самого момента основания в 1996 году международной теле-медиа-компании «Аль-Джазира» со штаб-квартирой в Дохе ведет на ней регулярные телепередачи «Шариат и жизнь» на разные темы (политика, культура, религия, нормы права и т. д.), а также читает проповеди-лекции. И в своих лекциях-проповедях провел обоснование так называемого «срединного пути» (васатийя) — «между духовностью и материализмом, идеализмом и реализмом, индивидуализмом и коллективизмом, постоянством и эволюцией». По мнению аль-Кардави, васатийя относится к тому миру (или территории) договора между исламом и «неверными» («дар аль-ахд»), в котором обеспечивается высокое уважение к исламу. Причем к «дар аль-ахд» аль-Кардави относит (и это вовсе не случайный проевропейский реверанс духовного лидера!), в частности, большинство территорий Европы, где в больших мусульманских диаспорах «уже прочно укоренился ислам».
Здесь следует подчеркнуть, что «Аль-Джазира» — это фактически прямая «дочка» крупнейшей британской государственной медиакорпорации ВВС. Лондон предоставил Дохе и концепцию нового телеканала, и основной «кадровый состав»: большинство ведущих журналистов «Джазиры» просто переоформились в новую телемедиакомпанию из «восточной редакции» ВВС.
Они, подчеркнем, очень быстро превратили «Аль-Джазиру» в ведущий информационно-пропагандистский ресурс не только в ближневосточном регионе, но и практически во всем исламском мире. Причем ресурс, в реальности находящийся почти полностью под контролем (или обеспечивающий цели и интересы) «ихванов»*. В частности, во время «арабской весны» «Аль-Джазира» фактически стала координационно-идеологическим штабом организации протестов — и мирных, и вооруженных, — «Братьев-мусульман»* и «родственных» им структур во всем арабском и даже неарабском исламском мире.
Отметим также, что деятельность самого аль-Кардави в Катаре выходит далеко за рамки проповедничества. В значительной мере благодаря его поддержке с 1998 года в Катаре создается суперсовременный так называемый «Город образования», в котором один за другим открываются предназначенные для арабских студентов филиалы таких американских вузов, как Техасский технологический университет, Джорджтаунский университет, Университет Карнеги — Меллона, Вирджинский коммунальный университет, Северо-Западный университет, Медицинский колледж Вейля — Корнелла, и т. д. И речь идет не только об университетах. Заодно в Дохе появились еще и филиалы крупнейших американских мозговых центров, в том числе RAND Corporation и Брукингского института.
Очевидно, что такой мощнейший американский научно-политико-образовательный комплекс в Дохе не может не превратить США хотя бы отчасти в важнейшего контролера, а также интеллектуального и политического спонсора катарской внутренней и внешней политики. Подчеркнем, в обязательном порядке хотя бы отчасти отвечающей (напомним «Аль-Джазиру») целям «Братьев-мусульман»*.
Но в Катаре есть не только мощнейшая фактически пробританская информационная медиакомпания и мощнейший проамериканский научно-политико-образовательный комплекс. Здесь есть уже почти десяток американо-британских военных баз, и в том числе крупнейшая в регионе база ВВС США Эль-Удейд, которая в последние два года к тому же расширяется и модернизируется. В Катаре также размещен ЦЕНТКОМ, то есть главный штаб и центр управления всеми американскими войсками в регионе Ближнего Востока и Индийского океана.
Плюс в Катаре существуют уже две (!) турецкие военные базы… И не случайно. А потому что в ходе «арабской весны» Катар (в отличие от соседей по Персидскому заливу) полностью солидаризовался с Турцией в экономической, политической и «оружейной» поддержке войны «ихванов»* против национальных правительств в Тунисе, Египте, Сирии, Ливии и далее везде…
В июне 2017 года в исламском мире произошел грандиозный скандал. В арабской прессе появились сообщения о том, что эмир Катара Тамим бин Хамад аль-Тани якобы выступил с заявлением о поддержке Ирана и палестинской «ихванской»* партии ХАМАС. Хотя Катар заверил, что это вброс-фальшивка, связанный с хакерской атакой на сайт Катарского информационного госагентства QNA, арабские соседи (и прежде всего Саудовская Аравия) этому не поверили. Они обвинили Катар в «поддержке терроризма и экстремистских идеологий, а также во враждебном вмешательстве в дела арабских государств». И затем объявили о разрыве дипотношений с Катаром, а также о санкциях против него в виде торгового бойкота и разрыва любых транспортных связей.
В пул стран, объявивших о разрыве отношений, вошло большинство стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и не только: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Бахрейн, Йемен, восточная Ливия, Мальдивы, а также Мавритания и Коморские острова. Отметим, что Иордания и Джибути лишь понизили с Катаром уровень дипотношений, а Кувейт и Оман к бойкоту вообще не присоединились.
В конце июня 2017 года Катару через эмира Кувейта предъявили список требований ССАГПЗ из 13 пунктов, среди которых, помимо разрыва дипотношений с Ираном, главными оказались закрытие телеканала «Аль-Джазира», а также прекращение военного сотрудничества с Турцией и ликвидация в Катаре турецкой военной базы. То есть данная «предъява» касалась прежде всего прекращения во всех видах поддержки «ихванов»* и Турции.
Катар от исполнения этих требований отказался. И оказался в очень сложном положении. Дело в том, что единственная сухопутная связь Дохи с внешним миром — через территорию Саудовской Аравии, причем своего производства продовольствия и товаров первой необходимости в стране нет. В этих условиях решающую роль в прорыве торговой блокады Катара сыграли Турция и отчасти Иран. Они быстро наладили снабжение Катара продовольствием и товарами первой необходимости по морю. Причем Турция, воспользовавшись моментом, тут же заключила с Катаром соглашение об оборонном сотрудничестве и о строительстве на его территории второй военной базы.
И лишь в начале января 2021 года участники саммита ССАГПЗ, понимая бессмысленность (и вредность для авторитета организации) продолжения конфликта с Катаром, подписали соглашение о примирении с ним, объявили о снятии дипломатической блокады Катара и открыли границы. А Катар, по сути, ничем серьезным в своей политике сотрудничества с Ираном и Турцией, а также, и это главное, поддержки «Братьев-мусульман»*, — не поступился…
В Саудовской Аравии «Братья-мусульмане»* появились в 1950 годах в основном как беженцы из Египта. И сразу попали под королевскую опеку, поскольку помогали противостоять волне радикального арабского светского национализма, угрожавшего в том числе и правящей саудовской династии. Кроме того, Королевство Саудовская Аравия (КСА) с радостью приняло образованных «ихванов»*, способных осовременить устаревшую национальную систему образования в целях насущно необходимой промышленной модернизации страны, но при сохранении четкого религиозного исламского дискурса.
Такое взаимовыгодное сотрудничество успешно продолжалось во время правления в Египте Гамаля Абдель Насера и Анвара Садата. Особенно плотным оно стало во время войны СССР в Афганистане, когда «ихваны»* сыграли огромную роль в организации сбора средств на «войну против неверных» среди арабских мусульман и мобилизацию на нее в Афганистан десятков тысяч арабских добровольцев. Причем именно в это время на первый план вышло более радикальное крыло «ихванов»* в КСА — «Аль-Сахва аль-Исламия» (Аль-Сахва, «Исламское пробуждение»), основанное на идеях Сейида аль-Кутба и исповедующее в том числе вооруженные насильственные способы джихада.
Первый конфликт между королевской властью и «Аль-Сахвой» возник во время первой войны коалиции во главе с США против Ирака, когда «ихваны»* выступили против участия войск Запада в освобождении Кувейта. Второй конфликт произошел после того, как шейхи «Аль-Сахвы» направили королю политические «рекомендации с наставлением», которые правящая династия расценила как прямое вмешательство «ихванов»* в дела власти. Причем это произошло на фоне возвращения в КСА множества воевавших «афганских арабов», часть которых была готова к «участию в политических изменениях силой оружия».
После терактов 11 сентября 2001 года США начали оказывать мощное давление на Саудовскую Аравию с целью полностью прекратить экономическую и информационную поддержку ею исламских организаций и фондов, связанных с «ихванами»*. В итоге глава МИД КСА Наиф бин Абдул Азиз в 2002 году в интервью кувейтской газете заявил, что «Ихваны* виновны в предательстве обещаний и неблагодарности и являются источником всех проблем в исламском и арабском мире… Они — корень зла…»
А в ходе «арабской весны» 2011 года, и особенно после победы БМ** на выборах в Египте и начала президентства ставленника «ихванов»* Мохаммеда Мурси, Саудовское королевство осознало, что может стать следующей жертвой этой самой «арабской весны». Война в Сирии, где «ихваны»* сразу заняли лидирующую роль в попытке свержения президента Асада, усилила враждебность правительства КСА к БМ*, и в 2014 году королевская власть объявила «Братьев-мусульман»* террористической организацией, а затем запретила на территории королевства работу телеканалов «ихванской»* катарской «Аль-Джазиры».
Далее КСА (явно получив на это согласие США) начало массированную «альтернативную» поддержку войны против Асада в Сирии. Прежде всего, финансируя и вооружая боевиков радикальных исламистских групп, связанных с «Аль-Каидой»* и «Исламским государством»*. Объяснялось это тем, что, с точки зрения арабских интересов, «нельзя ни в коем случае допустить, чтобы Сирия оказалась под военно-политическим контролем „ихванов“* и Турции». Напомним, что, как ранее мы обсуждали в данном исследовании, по тем же причинам «недопущения ихванов* и Турции» Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ развернули в Ливии активную поддержку армии Халифы Хафтара против «ихванско»*-протурецкого Правительства национального согласия.
Возвращаясь к КСА, подчеркнем, что уже в 2013–2014 годах королевские власти попытались, при поддержке салафистских (ваххабистских) улемов, начать «чистку» государственных структур, и прежде всего сферы университетского и школьного образования, от последователей и сторонников «ихванов»*. Однако это оказалось (за исключением части сферы религиозного образования) практически почти невозможным. Как заметил известный эксперт по Саудовской Аравии Стефан Лакруа, «система образования здесь настолько контролируется „Братьями-мусульманами“*, что попытка ее изменить займет лет 20 — если это возможно вообще».
После смерти в январе 2015 года короля КСА Абдаллы ибн Абдель Азиза аль-Сауда ваххабистские улемы прямо назвали «ихванов»* враждебной оппозиционной силой, стремящейся отменить в стране монархическую форму власти, и усилили атаку на БМ*. Однако новый король Салман бин Абдель Азиз сначала подавал в адрес БМ* осторожные «знаки примирения». В частности, в королевство были приглашены с визитами такие знаковые представители «ихванов»*, как шейх Юсеф аль-Кардави, Рашид Ганнуши и Халид Мишааль. Но примирения не получилось: большинство ваххабистских улемов настаивает на том, что БМ* — не только «бунтовщики против государства», но и исламские еретики, «отклонившиеся от прямого пути, игнорирующие Сунну ради борьбы за власть».
И это решительное выступление ваххабистских улемов против «ихванов»*, а также не менее решительное (хотя пока малоуспешное) наступление королевской власти КСА на Катар и особенно на Турцию — вполне понятны. Турция при поддержке «Братьев-мусульман»* и Катара — судя по всем действиям и территориям активности — пытается, по сути, воссоздавать нечто вроде Османского (то есть турецкого) халифата, а вовсе не Арабский халифат.
А в Османском халифате место у арабов было более чем скромное (впрочем, как и у вахабистских улемов), а саудовской королевской династии (как и ряда других арабских династий Персидского залива) не было вообще…
В Палестине первые джамааты «Братьев-мусульман»* были созданы в 1935 году Абд аль-Рахманом аль-Банной, братом основателя «Братьев-мусульман»* Хасана аль-Банны. Далее лидером «ихванов»* в подмандатной британской Палестине стал аль-Хадж Амин аль-Хусейни, назначенный британцами (знаковая подробность!!!) Великим муфтием Иерусалима.
В новейшее время рост партии БМ* ХАМАС («Харакат аль-мукавама аль-исламийа», «Исламское движение сопротивления») начинался с активной деятельности шейха Ахмада Ясина, возглавившего в 1967 году исламскую благотворительную организацию «Муджама аль-Исламия». В последующие годы джамааты «ихванов»* создали на палестинских территориях, и особенно в секторе Газа, широкую сеть реальных и сильных социальных институтов — школ, больниц, детских садов, центров помощи малоимущим. К 1987 году, когда была официально основана политическая партия ХАМАС, в Газе было создано около 400 (!!!) новых мечетей, не менее десятка крупных вакуфных фондов, предоставлявших ссуды малоимущим на аренду жилья, а также стипендии студентам, работал Исламский университет.
Уже в день основания ХАМАС, 14 декабря 1987 года, шейх Ахмад Ясин заявил: «Любого еврея можно считать военным поселенцем, и наша обязанность — убить его… Освобождение всей Палестины от моря и до Иордана — наша стратегическая цель, и нет цели более святой и важной». А в «хартии ХАМАС» Ясин записал: «Сбросим Израиль в море».
Мощный импульс политическим амбициям ХАМАС придала смерть в 2004 году бессменного лидера Организации освобождения Палестины Ясира Арафата, после которой начала быстро терять популярность партия ФАТХ, проявлявшая готовность к мирному диалогу с Израилем. Уже в январе 2005 года партия ХАМАС победила на муниципальных выборах не только в Газе, но и в Наблусе и Калькилии, и получила в административных советах Палестинской автономии 91 место из 119, оставив ФАТХ только 28 мест.
А в июне 2005 года госсекретарь США Кондолиза Райс произнесла в Американском университете в Каире историческую речь, в которой заявила, что «попытки США добиться стабильности на Ближнем Востоке в ущерб демократии ни к чему не привели. Теперь мы меняем курс. Мы поддерживаем демократические устремления всех народов… Настало время отбросить все оправдания, сдерживающие тяжелую работу демократии».
Затем те же тезисы объявил президент США Джордж Буш, таким образом официально признав от лица Америки легитимной и справедливой не только выборную победу ХАМАС, но и «исламскую демократию» вообще, — поскольку другой демократии в этом регионе просто не может быть. Но Райс на этом не остановилась. Далее она добилась вывода израильских поселений с части палестинских территорий, затем полного вывода израильских войск из сектора Газа и, наконец, открытия морских (порт) и сухопутных коммуникаций Газы с внешним миром. Фактически Кондолиза Райс обеспечила все возможности для ХАМАС, то есть «Братьев-мусульман»* (второй в новейшей истории случай после Судана!!!) управлять Газой как полноценным «демократическим исламским государством».
А далее именно под лозунгом американской «поддержки демократических устремлений всех народов» исламисты стран Ближнего Востока и Магриба начали готовиться к «демократическим» исламским революциям «арабской весны». И уже в ходе этих революций, 14 декабря 2011 года, лидер ХАМАС Исмаил Хания, вдохновленный победой «Братьев-мусульман»* в Египте, заявил: «Мы отдаем предпочтение стратегии продолжения вооруженной борьбы. Мы освободим Палестину от реки и до моря. ХАМАС будет возглавлять упорное народное сопротивление, интифаду за интифадой, до того, как последний захватчик уберется с благословенной земли Палестины».
Свержение в 2013 году «ихванского»* правительства Мохаммада Мурси в Египте отчасти ослабило международные и экономические позиции ХАМАС. Однако ХАМАС пока прочно сохраняет власть в Газе и в 2018 году и позже стал организатором массовых антиизраильских выступлений палестинцев на границе Газы с Израилем, а также новых ракетных обстрелов израильской территории.
В Бахрейне первые джамааты «Братьев-мусульман»* появились еще в 1950-х годах, после изгнания «ихванов»* из Египта. Однако как политическая организация БМ* официально получили статус только в 1980 году, когда была зарегистрирована партия Jamaa al-Eslah (Аль-Ислах).
Партия представляет (в отличие от более радикально-исламисткой, салафистской Al-Asala) умеренное крыло бахрейнских мусульман-суннитов и никогда не выступала явно оппозиционно к королевской власти. В то же время, поскольку «Аль-Ислах» пользуется в стране большим влиянием, ее официальным главой стал Иса ибн Мухамад аль-Халифа, член правящей в королевстве династии, и она получила весомую государственную поддержку.
Во время «арабской весны» 2011 года преимущественно шиитское восстание в Бахрейне, вызвавшее в стране острый политический кризис, востребовало поддержку власти со стороны относительно умеренных исламистов-суннитов из «Аль-Ислах» и повысило политическую значимость партии. Однако после того как соседние Саудовская Аравия и ОАЭ в 2014 году причислили «ихванов»* к террористам, королевская власть Бахрейна была вынуждена лавировать в отношении к «Аль-Ислах».
Лишь в 2017 году, когда ведущие страны Залива объявили бойкот поддерживающему «Братьев-мусульман»* Катару, глава МИД Бахрейна Халед аль-Халифа заявил, что «правительство считает движение «Братья-мусульмане»* террористической организацией, и любой человек, проявляющий симпатию на территории королевства к ним, будет предан суду». Но… одновременно глава МИД подчеркнул, что «правительство Бахрейна не считает Al-Eslah частью глобального движения «Братья-мусульмане»*…
(Продолжение следует.)
* Организация, деятельность которой запрещена в РФ.
** Организация, деятельность которой запрещена в РФ.