Поправка Кургиняна: от сиюминутных политических рефлексов — к национальной стратегии
А все-таки жаль, что в некоторых случаях закон не имеет обратной силы. В том числе — Основной закон. Предложенная лидером движения «Суть времени» Сергеем Кургиняном статья реформируемой Конституции — «Территория Российской Федерации не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума» — это не просто фундаментальная основа суверенитета и территориальной целостности страны.
В поле действия, точнее — бездействия существующей законодательной базы страна лишилась огромных территорий в угоду сиюминутным политическим рефлексам. Речь о гигантских территориальных и материальных потерях в результате демаркации российско-китайской границы, а также разграничения морского пространства с Норвегией. И если в первом случае речь шла исключительно о политической конъюнктуре, то подписанный 5 сентября 2010 года президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Норвегии Йенсом Столтенбергом договор «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» нанес России ущерб, сопоставимый с контрибуцией после капитуляции. 80 тысяч квадратных километров акватории Баренцева моря, щедро отписанных Норвегии, лишили российские прилавки 300 тысяч тонн рыбы в год. Но не только. Умолчу о потере контроля над одним из ключевых участков арктического побережья. Как бы случайно именно после передачи Норвегии этого пространства там разведали месторождение углеводородов мощностью 2 млрд баррелей. Риторический вопрос — не за эту ли фактическую аннексию Столтенберг удостоился впоследствии поста генсека НАТО?
Принятие поправки Кургиняна создаст гарантийный конституционный заслон на пути такой территориальной щедрости. И не только. Такая статья Основного закона сформирует базу для соответствующего назревшего федерального закона о территориальном статусе Российской Федерации, расширяющего понятие «изменение территории». Под действие предложенной Кургиняном формулировки автоматически подпадают внутренние административные границы страны. Это критически важно для полиэтнической федеральной структуры РФ. Изменение территориального статуса внутренних территорий без общенационального референдума чревато гражданским, в том числе и вооруженным конфликтом с легко предсказуемыми угрозами целостности всему государству. К примеру, вооруженный конфликт в североосетинском Пригородном районе с соседним субъектом Федерации — Республикой Ингушетия — или масштабные волнения из-за переноса чечено-ингушской административной границы оставляют на поколения вперед рубцы хронической напряженности, способные подорвать территориальную целостность страны изнутри.
Есть ли шанс у поправки Кургиняна воплотиться в статью Основного закона — вопрос стратегический. И его цена несоразмерно выше миллиардных потерь от подаренного стране НАТО месторождения и заоблачных цен на рыбу на российских прилавках. Это — вопрос национальной стратегии.