Отсутствие смысла в жизни человека приводит к развитию болезней. Интервью
Поиск смысла всегда был одним из центральных вопросов человеческой жизни. Сейчас, когда мир меняется буквально на глазах, проблема поиска смысла существования для человека встает еще острее. То, что в обществе потребления «проклятые» вопросы принято замалчивать, приводит лишь к большей невротизации.
В середине XX века знаменитый австрийский психолог Виктор Франкл основал свою школу психотерапии, основанную на поиске и анализе смыслов существования. Данное направление получило название «логотерапии», терапии смыслом.
Врач, специалист по психосоматике, ведущая практику в реабилитационной клинике немецкого города Дрездена Татьяна Чупуштанова поделилась с ИА Красная Весна своими взглядами на актуальность логотерапии, а также на то, каким должно быть отношение к человеку, и с какими новыми вызовами он сталкивается в современной жизни.
ИА Красная Весна: Как и почему Вы пришли к изучению Франкла?
Татьяна Чупуштанова: Имя Виктора Франкла было мне знакомо еще с советских времен. Я знала о Франкле как о человеке, враче, психотерапевте, прошедшем концлагерь и выжившем. Его нашумевшую книгу «Сказать жизни — „Да!“» я прочла по приезду в Германию: случайно увидела ее в руках гостившей у нас подруги моей дочери. Сразу попросила почитать.
Не помню, чтобы книга произвела на меня тогда особенное впечатление. Наверное, как человек, воспитанный в советской культуре, в том числе на литературных произведениях, кино, поэзии о Великой Отечественной войне, я ожидала большего. Я понимала, что такое концлагерь, и мне показалось, что ничего нового я для себя не открыла… Я успокоилась, думая, что познакомилась с Франклом. Не знала, что многое в его книге не прочла между строк.
Моя настоящая встреча с Франклом произошла всего лишь полтора года назад. Моя родственница дала мне почитать учебник логотерапии. Читать по немецки — не особенно-то большое удовольствие, а тут — вдруг зачиталась! Это была встреча родственных душ в море начавшего окружать нас бреда в общественной и политической жизни, совершенно необъяснимого для меня.
Наконец-то официально врач, руководитель одной из неврологической клиник в Вене, говорит о том, что человека нельзя рассматривать как существо, обладающее только телом и душой. Это приравнивает его к животному. Да, человек имеет много общего с млекопитающими — и тело, и душу (психику), но он и много больше этого. Такие понятия, как «любовь» и «свобода», «честь» и «достоинство», «совесть» и «нравственность» выходят за рамки наших чувств, потребностей или инстинктов.
Когда я узнала Франкла глубже, моя душа сразу откликнулась, срезонировала с его образом мыслей!
Потому что, хотя слово «дух» и было чуждо нашему материалистическому мышлению и приписывалось идеализму, но такое понятие, как «сила духа», было моему поколению очень знакомо! Это было то, чего мы желали, то, по чему я тосковала, то, чего, я всегда считала, мне не хватает.
Я сразу же пошла учиться на семинар по логотерапии. Одни выходные в месяц были отданы Франклу. Его понятия быстро становились «своими», укрепляли мое внутреннее существо.
И вот, когда до окончания остается всего около полутора лет, прививка от коронавируса, точнее — ее отсутствие, не дает возможности мне продолжать обучение.
ИА Красная Весна: Расскажите, как Ваш отказ от прививки повлиял на Вашу жизнь?
Татьяна Чупуштанова: На семинаре по логотерапии — там, где я думала найти единомышленников — оказалось много противников моей позиции, и в результате я, как не привитая, дальше не смогу там учиться. Хотя это не так уж важно. Важнее другое: смогу ли я продолжать профессиональную деятельность, смогу ли я работать, оставаясь не привитой.
Еще неприятнее то, что руководительница семинара не видит абсолютно никакой опасности расчеловечивания в связи с теми событиями, которые происходят вокруг, не видит опасности тоталитаризма… А Франкл описывал, что человек в отсутствие смысла легко может быть затянут конформизмом (когда он хочет быть таким, как другие) или тоталитаризмом (когда он делает то, чего хотят от него другие).
ИА Красная Весна: Какое место Франкл занимает в современной науке и практике специалистов?
Татьяна Чупуштанова: Франкл создал свою терминологию. Он назвал новое измерение у человека, отличное от тела и психики, «ноосом». От греческого «ноос» — «мысль», «разум», «ум». По Франклу, у человека, кроме телесного и психического измерения, есть еще ноэтическое. Отсюда все эти поиски смысла. Человек рожден для смысла, это его предназначение, он стремится к тому, чтобы жизнь была наполнена смыслом. И «логос» Франкла — это смысл.
Франкл приводит в пример самолет, который, как и автомобиль, может хорошо передвигаться и ездить по земле, но свое истинное существо он открывает только в полете, перемещаясь не на плоскости, а в воздухе, в трехмерном пространстве.
Логотерапия — это терапия смыслом. Если в человеческой жизни теряется смысл, то его отсутствие, становясь источником экзистенциальной фрустрации, может привести (и приводит) к развитию болезней, одну из которых он так и назвал — «ноогенная депрессия».
Франкл стал основателем третьей венской психотерапевтической школы (первая — Фрейд, вторая — Адлер). То есть были люди и в науке, и в медицине, которые боролись с редукционистскими взглядами на человека. Но Франкл не особенно-то был услышан своими соотечественниками… Как впрочем и в Советском Союзе.
Дух повсеместно изгонялся из науки и медицины. Капиталистическому обществу с его идеалами денег, довольства, развлечений, удовлетворения своих потребностей он был тоже абсолютно не нужен. Дух — он ищет смысла, он хочет жить по правде и по совести.
Чему я еще удивлялась, так это тому, что в немецкоговорящем пространстве я имени Виктора Франкла не слышала, хотя нельзя сказать, что психологией не интересовалась. А придя на работу в психосоматическую реабилитационную клинику, стала жить и работать с профессионалами — психотерапевтами — врачами и психологами.
ИА Красная Весна: Расскажите, как Вы примеряли логотерапию в работе?
Татьяна Чупуштанова: Официально в Германии являются признанными и оплачиваются из больничных касс услуги психотерапевтов, получивших образование в одной из двух школ — психоаналитической или поведенческой, то есть — в институтах психоанализа или поведенческой психотерапии.
Существует масса других психотерапевтических школ, но услуги врача там должен оплачивать клиент. В клинике у нас практически все — психотерапевты поведенческой школы (представителями школы являются психологи Эдвард Торндайк, Фредерик Скиннер — прим. ИА Красная Весна).
Я психотерапией не занимаюсь. Для этого в клинике есть специалисты. Они ведут психотерапию и терапевтические беседы. Я как врач сопровождаю пациента с его телесными проблемами, поэтому психотерапия находится вне моей профессиональной деятельности. Кроме того, я еще только учусь.
Тем не менее, я зачастую говорю с пациентами о необходимости смысла в жизни, но это больше похоже на советы, на разъяснения, представление иной точки зрения. Возьмет ли человек этот взгляд на вооружение, поможет ли это ему — мне чаще всего неизвестно.
ИА Красная Весна: Вы говорили про Дух. Когда проблема Духа и поиска смысла стала для Вас важной?
Татьяна Чупуштанова: Когда-то, в годы моей ранней юности, когда у власти был Брежнев, будучи человеком, как тогда говорили, с активной жизненной позицией, я заметила неправоту главенствующей тогда в СССР идеи… Философией я увлекалась, мне доставляло удовольствие следить за развитием мысли, и я, наверное, в некоторой степени овладела этим навыком. Передо мной брезжил тупиковый путь развития страны, где главной задачей партии стало наиболее полное удовлетворение материальных потребностей граждан…
Уже в институте я отошла от комсомольских «игр». Вопросы забылись, обсуждать их было не с кем. Но, возможно, я и не искала…
И вот в Телеграм-канале «Красной Весны», у Кургиняна, я прочитала об этой главной ошибке Хрущева — установлении главной задачей партии удовлетворение материально-бытовых потребностей человека. Как можно было эти потребности ставить во главу угла? Ведь «не хлебом единым жив человек».
Я еще не дочитала текст Кургиняна, как сразу вспомнились мои детско-юношеские недоумения, и наконец-то открылось самое главное для меня: оказывается, это были истинные вопросы! Как много верного я интуитивно чувствовала! Как мало уделяла этому внимания! Как мало искала ответов в себе!
Рада этой встрече с самой собой, пусть и состоявшейся через десятилетия и инициированной другим человеком, который, в свою очередь, становится все ближе и понятнее.