1. Социальная война
  2. Современная философия
Интервью ИА Красная Весна /
Человек рожден для смысла, это его предназначение, он стремится к тому, чтобы жизнь была наполнена смыслом

Отсутствие смысла в жизни человека приводит к развитию болезней. Интервью

Кузьма Петров-Водкин. Ураган. 1914
Кузьма Петров-Водкин. Ураган. 1914

Поиск смысла всегда был одним из центральных вопросов человеческой жизни. Сейчас, когда мир меняется буквально на глазах, проблема поиска смысла существования для человека встает еще острее. То, что в обществе потребления «проклятые» вопросы принято замалчивать, приводит лишь к большей невротизации.

В середине XX века знаменитый австрийский психолог Виктор Франкл основал свою школу психотерапии, основанную на поиске и анализе смыслов существования. Данное направление получило название «логотерапии», терапии смыслом.

Врач, специалист по психосоматике, ведущая практику в реабилитационной клинике немецкого города Дрездена Татьяна Чупуштанова поделилась с ИА Красная Весна своими взглядами на актуальность логотерапии, а также на то, каким должно быть отношение к человеку, и с какими новыми вызовами он сталкивается в современной жизни.

ИА Красная Весна: Как и почему Вы пришли к изучению Франкла?

Татьяна Чупуштанова: Имя Виктора Франкла было мне знакомо еще с советских времен. Я знала о Франкле как о человеке, враче, психотерапевте, прошедшем концлагерь и выжившем. Его нашумевшую книгу «Сказать жизни — „Да!“» я прочла по приезду в Германию: случайно увидела ее в руках гостившей у нас подруги моей дочери. Сразу попросила почитать.

Не помню, чтобы книга произвела на меня тогда особенное впечатление. Наверное, как человек, воспитанный в советской культуре, в том числе на литературных произведениях, кино, поэзии о Великой Отечественной войне, я ожидала большего. Я понимала, что такое концлагерь, и мне показалось, что ничего нового я для себя не открыла… Я успокоилась, думая, что познакомилась с Франклом. Не знала, что многое в его книге не прочла между строк.

Моя настоящая встреча с Франклом произошла всего лишь полтора года назад. Моя родственница дала мне почитать учебник логотерапии. Читать по немецки — не особенно-то большое удовольствие, а тут — вдруг зачиталась! Это была встреча родственных душ в море начавшего окружать нас бреда в общественной и политической жизни, совершенно необъяснимого для меня.

Наконец-то официально врач, руководитель одной из неврологической клиник в Вене, говорит о том, что человека нельзя рассматривать как существо, обладающее только телом и душой. Это приравнивает его к животному. Да, человек имеет много общего с млекопитающими — и тело, и душу (психику), но он и много больше этого. Такие понятия, как «любовь» и «свобода», «честь» и «достоинство», «совесть» и «нравственность» выходят за рамки наших чувств, потребностей или инстинктов.

Когда я узнала Франкла глубже, моя душа сразу откликнулась, срезонировала с его образом мыслей!

Потому что, хотя слово «дух» и было чуждо нашему материалистическому мышлению и приписывалось идеализму, но такое понятие, как «сила духа», было моему поколению очень знакомо! Это было то, чего мы желали, то, по чему я тосковала, то, чего, я всегда считала, мне не хватает.

Я сразу же пошла учиться на семинар по логотерапии. Одни выходные в месяц были отданы Франклу. Его понятия быстро становились «своими», укрепляли мое внутреннее существо.

И вот, когда до окончания остается всего около полутора лет, прививка от коронавируса, точнее — ее отсутствие, не дает возможности мне продолжать обучение.

ИА Красная Весна: Расскажите, как Ваш отказ от прививки повлиял на Вашу жизнь?

Татьяна Чупуштанова: На семинаре по логотерапии — там, где я думала найти единомышленников — оказалось много противников моей позиции, и в результате я, как не привитая, дальше не смогу там учиться. Хотя это не так уж важно. Важнее другое: смогу ли я продолжать профессиональную деятельность, смогу ли я работать, оставаясь не привитой.

Еще неприятнее то, что руководительница семинара не видит абсолютно никакой опасности расчеловечивания в связи с теми событиями, которые происходят вокруг, не видит опасности тоталитаризма… А Франкл описывал, что человек в отсутствие смысла легко может быть затянут конформизмом (когда он хочет быть таким, как другие) или тоталитаризмом (когда он делает то, чего хотят от него другие).

ИА Красная Весна: Какое место Франкл занимает в современной науке и практике специалистов?

Татьяна Чупуштанова: Франкл создал свою терминологию. Он назвал новое измерение у человека, отличное от тела и психики, «ноосом». От греческого «ноос» — «мысль», «разум», «ум». По Франклу, у человека, кроме телесного и психического измерения, есть еще ноэтическое. Отсюда все эти поиски смысла. Человек рожден для смысла, это его предназначение, он стремится к тому, чтобы жизнь была наполнена смыслом. И «логос» Франкла — это смысл.

Франкл приводит в пример самолет, который, как и автомобиль, может хорошо передвигаться и ездить по земле, но свое истинное существо он открывает только в полете, перемещаясь не на плоскости, а в воздухе, в трехмерном пространстве.

Логотерапия — это терапия смыслом. Если в человеческой жизни теряется смысл, то его отсутствие, становясь источником экзистенциальной фрустрации, может привести (и приводит) к развитию болезней, одну из которых он так и назвал — «ноогенная депрессия».

Франкл стал основателем третьей венской психотерапевтической школы (первая — Фрейд, вторая — Адлер). То есть были люди и в науке, и в медицине, которые боролись с редукционистскими взглядами на человека. Но Франкл не особенно-то был услышан своими соотечественниками… Как впрочем и в Советском Союзе.

Дух повсеместно изгонялся из науки и медицины. Капиталистическому обществу с его идеалами денег, довольства, развлечений, удовлетворения своих потребностей он был тоже абсолютно не нужен. Дух — он ищет смысла, он хочет жить по правде и по совести.

Чему я еще удивлялась, так это тому, что в немецкоговорящем пространстве я имени Виктора Франкла не слышала, хотя нельзя сказать, что психологией не интересовалась. А придя на работу в психосоматическую реабилитационную клинику, стала жить и работать с профессионалами — психотерапевтами — врачами и психологами.

ИА Красная Весна: Расскажите, как Вы примеряли логотерапию в работе?

Татьяна Чупуштанова: Официально в Германии являются признанными и оплачиваются из больничных касс услуги психотерапевтов, получивших образование в одной из двух школ — психоаналитической или поведенческой, то есть — в институтах психоанализа или поведенческой психотерапии.

Существует масса других психотерапевтических школ, но услуги врача там должен оплачивать клиент. В клинике у нас практически все — психотерапевты поведенческой школы (представителями школы являются психологи Эдвард Торндайк, Фредерик Скиннер — прим. ИА Красная Весна).

Я психотерапией не занимаюсь. Для этого в клинике есть специалисты. Они ведут психотерапию и терапевтические беседы. Я как врач сопровождаю пациента с его телесными проблемами, поэтому психотерапия находится вне моей профессиональной деятельности. Кроме того, я еще только учусь.

Тем не менее, я зачастую говорю с пациентами о необходимости смысла в жизни, но это больше похоже на советы, на разъяснения, представление иной точки зрения. Возьмет ли человек этот взгляд на вооружение, поможет ли это ему — мне чаще всего неизвестно.

ИА Красная Весна: Вы говорили про Дух. Когда проблема Духа и поиска смысла стала для Вас важной?

Татьяна Чупуштанова: Когда-то, в годы моей ранней юности, когда у власти был Брежнев, будучи человеком, как тогда говорили, с активной жизненной позицией, я заметила неправоту главенствующей тогда в СССР идеи… Философией я увлекалась, мне доставляло удовольствие следить за развитием мысли, и я, наверное, в некоторой степени овладела этим навыком. Передо мной брезжил тупиковый путь развития страны, где главной задачей партии стало наиболее полное удовлетворение материальных потребностей граждан…

Уже в институте я отошла от комсомольских «игр». Вопросы забылись, обсуждать их было не с кем. Но, возможно, я и не искала…

И вот в Телеграм-канале «Красной Весны», у Кургиняна, я прочитала об этой главной ошибке Хрущева — установлении главной задачей партии удовлетворение материально-бытовых потребностей человека. Как можно было эти потребности ставить во главу угла? Ведь «не хлебом единым жив человек».

Я еще не дочитала текст Кургиняна, как сразу вспомнились мои детско-юношеские недоумения, и наконец-то открылось самое главное для меня: оказывается, это были истинные вопросы! Как много верного я интуитивно чувствовала! Как мало уделяла этому внимания! Как мало искала ответов в себе!

Рада этой встрече с самой собой, пусть и состоявшейся через десятилетия и инициированной другим человеком, который, в свою очередь, становится все ближе и понятнее.