«Подарок» новому президенту Тайваня от Гоминьдана
Гоминьдан начинает и… выигрывает?
После январских выборов на Тайване политический расклад значительно изменился. На острове одновременно прошли президентские и парламентские выборы.
И если главный пост на Тайване правящая Демократическая прогрессивная партия (ДПП) за собой сохранила и президентом стал ее лидер Лай Циндэ, то большинство в парламенте она утратила. Представительство ДПП в Законодательном Юане сократилось до 51 места, 52 места получил оппозиционный Гоминьдан, 8 мест получила Тайваньская народная партия (ТНП), и 2 места — независимые депутаты, симпатизирующие Гоминьдану.
Таким образом, Гоминьдан и ТНП в случае, если они складывают свои силы, получают парламентское большинство — минимум 57 голосов из 113 — и могут проводить законодательные инициативы без оглядки на прогрессивных демократов.
Вопрос был в том, какими будут эти инициативы. Сразу после выборов говорили о возможном развороте политики Тайваня в сфере атомной энергетики и возобновлении работы атомных станций.
Однако первое совместное действие оппозиции, получившей большинство в парламенте, состоялось в другой области. Гоминьдан и ТНП решили расширить полномочия парламента в области надзора за деятельностью правительства.
Пакет поправок в законы Тайваня предполагает обязать президента острова ежегодно предоставлять отчет о состоянии дел на острове и отвечать на вопросы депутатов после представления этого отчета.
Парламент сможет формировать специальные комитеты, которые будут наделены особыми полномочиями для ведения расследований. Они будут заниматься деятельностью органов правительства, смогут истребовать документы кабинета министров, военных, частных ассоциаций и физических лиц.
Комитеты смогут вызывать людей на слушания. Поправки предусматривают и меры против чиновников, если те захотят чинить препятствия парламентской деятельности — от штрафов до отстранения от должности.
Поправки предусматривают и введение открытого голосования в парламенте по кандидатурам правительства в Судебный Юань, Контрольный Юань, Экзаменационный Юань и другие органы, требующим утверждения парламентом.
По мнению депутатов Гоминьдана, такой надзор за деятельностью правительства станет более прозрачным, а сама эта деятельность — более подотчетной.
Правящая партия против
Демократическая прогрессивная партия, стоящая у руля исполнительной власти на Тайване, выступила категорически против этих поправок. По словам ее представителей, поправки нарушают принцип разделения ветвей власти и права граждан. Формулировку «препятствование законодательной деятельности», за которую правительственных чиновников законодатели предлагают наказывать, в ДПП нашли слишком размытой.
В качестве повода для противодействия поправкам прогрессивные демократы выбрали якобы недостаточное их обсуждение до вынесения поправок на первое, второе и третье чтения. Обсуждение могло бы состояться в профильных комитетах парламента. Однако 15 апреля партии не смогли достичь консенсуса по этому вопросу.
В результате по инициативе Гоминьдана поправки стали рассматривать на сессиях парламента. Поначалу ДПП старалась помешать их рассмотрению вербально, а затем — физически. 17 мая один из депутатов от ДПП вырвал папку с законопроектом и побежал к выходу из зала. После этого в парламенте вспыхнула драка, несколько парламентариев получили травмы.
По словам тайваньского законодателя, ему категорически не хотелось, чтобы документ был принят в предлагаемом виде.
Поскольку такие меры не смогли остановить процесс чтения поправок, в ДПП решили привлечь уличных активистов. Депутаты ДПП начали ходить на заседания парламента с цветами подсолнуха, апеллируя к опыту 2014 года, когда члены сформировавшегося тут же студенческого движения «Подсолнух» захватили здания Законодательного Юаня и Исполнительного Юаня (тайваньского правительства) в знак протеста против торгового соглашения, которое правительство Гоминьдана собиралось заключить с Китаем.
Сейчас ДПП снова призвала своих сторонников выйти на улицы перед зданием парламента, чтобы повлиять на политический процесс. Новое молодежное движение, которое стало тут же формироваться, получило название «Синяя птица».
21 мая во время второго чтения законопроекта перед парламентом собралось порядка 15 тысяч человек. 28 мая во время третьего чтения их собралось уже 70 тысяч.
Перед третьим чтением Гоминьдан 26 мая предложил новому президенту Тайваня и лидеру ДПП Лаю Циндэ встретиться с лидерами оппозиционных партий Эриком Чу из Гоминьдана и Кэ Вэньчжэ из ТНП. Это предложение последовало в ответ на заявление ДПП о необходимости изменить процедуру рассмотрения законопроектов в парламенте.
При этом в Гоминьдане напомнили, что, когда правящая ДПП была в оппозиции, она предлагала еще более жесткие поправки в области парламентского надзора за деятельностью правительства. Находясь у власти с 2016 года и имея большинство в парламенте, ДПП могла провести все эти инициативы. Однако, получив власть, она заботится лишь о том, чтобы ее оставили в покое.
Организаторами акций протеста в поддержку прогрессивных демократов и против поправок выступили небольшие гражданские группы, в частности Экономический профсоюз демократии и Тайваньский гражданский фронт.
Однако все эти действия ДПП и ее сторонников не смогли помешать оппозиционной коалиции провести законопроект и принять его в третьем чтении 28 мая. После этого закон должны были одобрить правительство и президент.
Поэтому в рукаве у правящей партии еще оставались меры противодействия новому закону. Президент мог отправить его на повторное голосование в парламент. Тогда депутаты должны провести его в течение 15 дней. Если бы они этого не сделали, закон терял бы свою силу. Если бы они его приняли, президенту осталось бы только подписать его.
При этом последней возможностью правящей партии стало бы обращение в Конституционный суд с требованием проверить закон на соответствие конституции.
Уже 29 мая Лай Циндэ заявил, что ДПП намерена воспользоваться всеми этими возможностями. 6 июня было проведено правительственное совещание с экспертами, по результатам которого была одобрена инициатива «по сохранению конституционного порядка», как это сформулировал премьер-министр Тайваня Чо Чжунтай.
Президент 11 июня отправил закон на повторное голосование в Законодательный Юань. Это стало уже четырнадцатым случаем, когда правительство пользовалось такой возможностью. Семь раз до этого законы удавалось отменять, причем один раз по причине того, что голосование не состоялось в 15-дневный срок. При этом в ДПП сразу заявили, что при повторном принятии парламентом закона обратятся в Конституционный суд.
Голосование было назначено на 21 мая. Члены движения «Синяя птица» продолжили акции протеста на улицах. Однако на этот раз собирались и сторонники Гоминьдана, которых журналисты назвали «синими ястребами» по цвету гоминьдановской политической коалиции. Коалиция ДПП традиционно маркируется зеленым цветом.
21 мая голосование прошло без сюрпризов. Гоминьдан, ТНП и независимые депутаты еще раз проголосовали за поправки, обеспечив 62 голоса при необходимых 57. ДПП проголосовала против.
24 мая Лаю Циндэ пришлось подписать закон, который вступил в силу. Однако президент тут же пообещал обратиться в Конституционный суд (КС).
Правительство обратилось в КС с требованием приостановить действие закона в связи с вопросами о его конституционности. 26 июня в Конституционный суд обратилась ДПП с требованием проверить закон на соответствие конституции. 28 июня это сделал и президент Тайваня Лай Циндэ.
Промежуточный финиш
Интересным в этой истории с парламентским надзором за деятельностью правительства стало поведение третьей силы — Тайваньской народной партии, — без которой ни Гоминьдан, ни ДПП не могут провести свои законодательные инициативы без оглядки на своих политических противников. Во время выборов в январе фигура лидера ТНП Кэ Вэньчжэ вызывала много вопросов. С 2014 по 2023 год он прошел путь от сторонника ДПП до сторонника Гоминьдана.
Однако сторонники Гоминьдана называли его разрушителем оппозиции. Отказавшись оформить союз и идти на выборы вторым номером при Хоу Юи от Гоминьдана, он практически отдал победу Лаю Циндэ, считали они. Простое сложение голосов в поддержку двух оппозиционных кандидатов как в опросах общественного мнения до выборов, так и по результатам выборов давало победу именно оппозиции, если бы она сформировала единую пару кандидатов в президенты и вице-президенты.
Однако Кэ Вэньчжэ в последний момент отказался от договоренностей об альянсе и пошел на выборы как самостоятельный кандидат от своей партии. Некоторые даже считали, что он на самом деле просто помогает ДПП выиграть президентские выборы, а своей партии — набрать как можно больше голосов в парламенте.
Поэтому после формирования нового состава Законодательного Юаня оставались вопросы, в каких инициативах Кэ Вэньчжэ поддержит Гоминьдан, а в каких — нет. Лидера ТНП называли популистом, который пользуется политическим моментом для раскручивания своей партии.
Отдельно заслуживает внимания апелляция ДПП к движению «Подсолнух» во время нынешних протестов. Именно из него в 2014 году Кэ Вэньчжэ вырос как политик. Однако сейчас апелляция к политическому прошлому не сработала, и ТНП проголосовала при рассмотрении законопроекта так, как это соответствовало ее нынешним интересам.
Также нужно обратить внимание на то, что пик противостояния во время рассмотрения законопроекта в парламенте пришелся на дни вокруг 20 мая. Это был день инаугурации нового президента Лая Циндэ. Законопроект о надзоре над исполнительной властью стал своеобразным подарком Гоминьдана лидеру ДПП ко дню вступления в должность.
Если говорить непосредственно о вопросе, вокруг которого разворачиваются события, Конституционный суд может рассматривать обращения правящей партии о конституционности нового закона несколько месяцев. Поэтому политическое противостояние будет продолжаться.
Гоминьдан готовит новые законодательные инициативы, спеша воспользоваться своими новыми возможностями в парламенте. В частности, депутаты предложили увеличить порог необходимых голосов для отзыва выборных чиновников. Предложение было сделано на фоне недавнего запуска такой процедуры в отношении мэра Цзилуна Си Голяна, представляющего Гоминьдан.
Аналитики пророчат Лаю Циндэ сложное президентство. Как в свете усилившихся позиций Гоминьдана в парламенте, который уже создает ему проблемы, так и в свете усиливающегося давления со стороны Китая. Власти Поднебесной раскритиковали инаугурационную речь нового президента острова. Полемика по поводу сепаратизма на Тайване и отношения к нему властей КНР, начавшись после 20 мая, не утихает и по сей день. Однако это предмет для отдельного материала.
(теги пока скрыты для внешних читателей)