После решения властей о ликвидации СМИ, похоже, многие в Молдавии осознали, что расправы со всем пророссийским будут не политическими, а буквальными

Запрет на вещание русскоязычных СМИ в Молдавии. Какой шаг будет следующим?

Жан Жорж Вибер. Моральная цензура (Комитет по Моральным Книгам). 1866
Жан Жорж Вибер. Моральная цензура (Комитет по Моральным Книгам). 1866

В Молдавии комиссия по чрезвычайной ситуации приняла решение с 19 декабря приостановить лицензии шести телевизионным русскоязычным телеканалам: «Первый в Молдавии», «РТР Молдавия», Accent TV, «НТВ Молдавия», TV6 и Orhei TV. Лицензии приостанавливают на срок действия чрезвычайного положения (ЧП) в стране, который ввели из-за событий на Украине. Обоснованность введения в республике режима ЧП вызывает вопросы. Парламентская оппозиция уверена, что для режима ЧП нет оснований, потому что ни одна страна, которая имеет общую границу с Украиной, не вводила подобный режим.

Блокировка русскоязычных СМИ — событие не рядовое и имеет далеко идущие последствия не только для Молдавии, но и для России.

Что эти события означают для Молдавии

Те, кто следит за ситуацией в Молдавии, давно обратили внимание, что западные кураторы молдавской власти заказали ей реализацию украинского сценария: ликвидацию оппозиционных групп, ликвидацию русскоязычных групп, проведение жесткой дерусификации и десоветизации республики, ликвидацию оппозиционных СМИ с параллельным формированием новых русскоязычных провластных СМИ. Эти СМИ должны агрессивно вводить новую антироссийскую, прокиевскую повестку, где будут открыто настраивать население против России, выставлять ее в самом неприглядном свете, обвиняя Москву и ее военных во всех возможных грехах и преступлениях.

После реализации вышеперечисленного республику втянут в войну. На данный момент это вполне возможно реализовать. Во-первых, сейчас Россия не может дотянуться до Днестра. Во-вторых, в Приднестровье всего 1,5 тыс. российских военнослужащих и небольшая местная армия, которые окружены Украиной и пронатовской Молдавией.

Реализация этого плана уже давно идет. После прихода Майи Санду к власти первым делом отменили закон о статусе русского языка, потом запретили георгиевские ленты, фильмы про Великую Отечественную войну, литеры Z и V, вещание российских новостных и политических передач. Кроме того, власти Молдавии рьяно работают по обесцениванию 9 мая — Дня Победы. На международной арене республика поддержала все фейки про якобы военные преступления русских (Буча и т. п.), в парламенте депутаты правящей партии требуют искоренить русский язык в республике. Кроме этого, Санду и ее команда узурпировали власть в стране, подмяли под себя все силовые структуры и судебную систему, после чего начались уголовные преследования наиболее сильных оппозиционных политиков.

Раньше оппозиция и молдавская интеллигенция не понимали или не хотели понимать, что Санду изменила правила борьбы, что она больше не будет играть в демократию. Оппозиция продолжала «традиционную молдавскую» политическую борьбу в атмосфере перманентной войны друг с другом, совсем выведя из контекста горячее противостояние между Россией и НАТО на территории Украины, как будто мантры оппозиции о необходимости власти соблюдать нейтралитет республики могут убедить Запад не кидать Молдавию в кровавый конфликт. Однако после решения власти о ликвидации СМИ, похоже, многие осознали, что расправы будут не политическими, а буквальными.

Что эти события означают для России

Ликвидация русскоязычных СМИ в Молдавии — это прежде всего звонкая пощечина Москве, это проигрыш России в регионе, где половина населения так или иначе положительно или нейтрально относится к России. Дальше будет хуже, и без того проевропейски настроенную молодежь сделают радикально антироссийской с помощью новой информационной повестки, которую будут задавать в Молдавии без русского сегмента СМИ. А по отношению к особо пророссийской части населения начнут проводить люстрации, как на Украине.

Конечно, все будет зависеть от положения дел на западном фронте СВО. Однако если рассматривать негативный сценарий, то России этот политический проигрыш может стоить десятки тысяч жизней жителей Приднестровья, а после этого еще тысячи жизней русских военных.

Но эти негативно развивающиеся процессы можно приостановить, если сохранить коллективы закрытых русскоязычных СМИ и дать им возможность работать, пусть в рамках молдавских законов, но чтобы в стране осталась альтернативная точка зрения. Их работа поможет России выиграть время, которое сейчас нужно для работы над допущенными ошибками. В любом случае это все будет дешевле, чем разламывание очередного сооруженного Западом идеологического антироссийского панциря братского нам народа.