В Европе отрапортовали о «чудесной» Зеленой сделке, которая подарит всем счастье и чистую экологию

Странности European Green Deal под призмой автоиндустрии

Адольф фон Менцель. Железопрокатный завод. 1875
Адольф фон Менцель. Железопрокатный завод. 1875
Адольф фон Менцель. Железопрокатный завод. 1875

Пакет European Green Deal

14 июля Европейская комиссия опубликовала пакет предложений European Green Deal по снижению вредных выбросов в атмосферу, в которых в том числе есть цели по снижению выбросов СО2 автомобилями по сравнению с уровнями 1990-х годов.

План предполагает постепенное снижение выбросов СО2, при этом он является более амбициозным, чем действовавший ранее. Так, предложено сократить выбросы к 2030 году на 55% — вместо текущего показателя в 37%. А к 2035 году предполагается, что все новые автомобили не должны выделять СО2.

Предложения комиссии оказались немного более мягкими, чем ожидали. Ранее ожидалось, что комиссия может предложить сократить выбросы к 2030 году на 65%.

Еврокомиссия также предложила развивать сеть зарядных станций для электромобилей и другую инфраструктуру. Ожидается, что в эту отрасль будет вложено €50 млрд за 10 лет от государственных и частных инвесторов.

По данным ЕК, в 2020 году в ЕС зарегистрировано около 1 млн новых электромобилей, а к 2030 году ожидается, что в ЕС будет использоваться уже 30 млн электромобилей. При этом автопарк в ЕС на 2019 год составил около 243 млн машин.

Добавим, что впервые план European Green Deal был представлен 11 декабря 2019 года. Именно с этого времени он очень активно продвигается. План содержит цели по сокращению углеродного следа в электроэнергетике, промышленности, транспорте и других областях.

Планы автопроизводителей

Пакет European Green Deal не есть документ сам по себе. Одновременно с ним происходят серьезные изменения в автоиндустрии. Похоже, что компании считают, что если не можешь победить тренд — подчинись ему. Хотя очень интересный вопрос, почему автомобильное лобби, и не только оно, оказалось бессильным перед этим новым трендом в капиталистическом мире.

До публикации плана ряд автокомпаний заявили о своих планах и необходимых условиях для перехода на электромобили. Например, в июле ряд автокомпаний сделали заявления о планах перехода к выпуску электромобилей.

6 июля Volvo заявила, что компания будет трансформироваться и к 2030 году планирует стать мировым лидером по производству электромобилей премиум-класса.

9 июля глава автоконцерна Daimler Ола Келлениус заявила, что хочет изменить компанию так, чтобы до 2030 можно было бы продавать только электромобили. Более полные планы о переходе на электромобили компания представит в конце июля.

13 июля автоконцерн Volkswagen заявил, что к 2030 году половина продаж будет приходиться на электромобили на аккумуляторах. К 2040 году компания планирует, что почти 100% ее новых автомобилей на основных рынках должны быть автомобилями с нулевым уровнем выбросов.

Получается, что у Volkswagen, который сделал заявление накануне публикации плана, могут быть сложности с полным переходом на электромобили до 2035 года.

Позиция Франции и Германии

Еврокомиссия делает предложение по переходу на электромобили, и многие политики из разных стран как раз требуют этого перехода.

Может показаться, что вся Европа в едином порыве решила принять «Зеленый план». Однако, несмотря на поддержку этого политиками многих стран Евросюза, есть некая странность.

Политики двух крупнейших стран Евросоюза почему-то не так оптимистичны и не полностью согласны с планом.

Так Франция и Германия, хоть и поддерживают общее движение, но проявляют осторожность в этом вопросе. Ряд важных заявлений были сделаны накануне оглашения пакета предложений.

12 июля президент Франции Эммануэль Макрон высказался против снижения выбросов на 65% к 2030 году после встречи с главами автомобильных компаний Stellantis и Renault, на которой присутствовали и представители профсоюзов. Он призвал до 2030 сделать снижение выбросов только на 55% и разрешить выпускать гибридные автомобили после 2035 года.

Французские эксперты оценивают стоимость перехода к электромобилям и полного отказа от ДВС в €17,5 млрд для государства.

Помимо крупных вложений, очень остро стоит вопрос с сокращением рабочих мест. Производство электромобилей требует меньше рабочих, и поэтому из-за перехода безработными могут остаться около 100 тыс. человек из 190 тыс., которые работают в отрасли.

Правительство Франции сделало заявление: «Франция не будет следовать полному запрету на двигатели внутреннего сгорания после 2035 года и будет продолжать разрешать перезаряжаемые гибриды в течение более длительного времени».

Интересно продолжение формулировки о нереалистичности перехода: «Эта мера слишком резка и не позволяет осуществить реалистичный переход. Поэтому мы будем продолжать разрешать перезаряжаемые гибридные модели после этой даты, чтобы обеспечить прочный переходный режим для наших компаний и общества. Мы также стремимся к сокращению выбросов максимум 55% к 2030 году, что меньше, чем предлагает Европейская комиссия, но это, по крайней мере, реалистичная цель».

Примечательно, что именно данная цифра в 55% и появилась в финальной версии плана Еврокомиссии.

12 июля министр транспорта Германии Андреас Шойер также предостерег комиссию от установления слишком строгих целевых показателей для автомобильной промышленности.

«Я считаю, что все производители легковых и грузовых автомобилей осознают, что грядут более строгие технические характеристики. Но они должны быть технически осуществимы», — сказал он.

Шойер сказал, что он поддерживает переход на трансмиссии с батарейным питанием для легковых автомобилей, поскольку двигатели внутреннего сгорания на ископаемом топливе постепенно выходят из строя. Для тяжелых грузовиков «необходимо больше внимания уделять водороду», добавил он.

12 июля президент ACEA (Европейская ассоциация автомобильных производителей) и одновременно генеральный директор BMW Оливер Ципсе заявил, что ужесточение экологических планов ЕС возможно, только если будут установлены обязательные требования по расширению инфраструктуры для электромобилей.

Ципсе пояснил, что для каждого дополнительного процентного пункта ужесточения целевых показателей понадобится как минимум 200 тыс. дополнительных общественных пунктов зарядки электромобилей к 2030 году.

Например, по расчетам Комиссии ЕС, для дальнейшего сокращения выбросов CO2 на 50% к 2030 году потребуется уже около шести млн общественных пунктов зарядки. По оценке Ципсе, сейчас их менее 225 тыс.

Если его расчет верен, то для снижения выбросов на 55% потребуется еще миллион пунктов зарядки к планируемым шести миллионам. То есть число общественных пунктов зарядок должно увеличиться в 31 раз за 9 лет.

Таким образом, даже сторонники ухода от автомобилей с ДВС смотрят на переход к электромобилям с осторожностью, так как фактически не проработаны многие существенные моменты, как технически будет он осуществляться.

Социальные последствия для общества

Отметим, что различные опросы в ЕС показывают, что существенная часть граждан скептически относятся к планам перехода от ДВС. Например, по различным опросам, в Германии таких граждан большинство.

Людей пугают неудобства и сложности с зарядкой электрического транспорта. При этом даже политики говорят о недостаточной проработке проекта с точки зрения инфраструктуры.

Граждан также беспокоит высокая стоимость новых электромобилей. Они боятся, что больше не смогут себе этого позволить, либо придется отказываться от чего-то еще.

Также общество видит, что это приведет к потере рабочих мест сотен тысяч квалифицированных рабочих, что будет увеличивать социальную напряженность в обществе.

Получается, что данный переход к отказу от ДВС не возник как демократический запрос общества. Он возник из политических договоренностей по климатическим соглашениям. И что это за элитные группы, которые навязывают обществу и президентам свой план и свою волю?