Выборная кампания еще не объявлена, а столичные демократы уже перегрызлись между собой
Высокие, высокие отношения
В предвыборной кампании в Мосгордуму начались первые скандалы. Как водится, оппозиционные кандидаты не поделили округ. На этот раз свет клином сошелся на 43-м одномандатном округе (районы Хамовники, Пресненский и Арбат) в центре столицы. Там выдвигаются сразу три известных в узких кругах кандидата: юрист продюсер youtube-канала «Навальный Live» Любовь Соболь, член федерального комитета партии «Яблоко» Сергей Митрохин и глава Московского многопрофильного центра паллиативной помощи московского департамента здравоохранения Анна (Нюта) Федермессер.
Соболь, уже провалившая выборы и в Мосгордуму, и в Госдуму, заявила, что избирается для того, чтобы «показать всем, какой может быть депутат не „единоросс“». В спальных районах работу такого образцового депутата, по ее мнению, не увидят, поэтому избирается она в центре столицы.
И Соболь, и Митрохин считают, что их коллега по оппозиционному лагерю мог бы снять свою кандидатуру и избираться по другому округу. Соболь утверждает, что не знала о намерениях Митрохина баллотироваться именно в этом округе. По ее словам, реальной поддержки у Митрохина в 43-м округе нет, а поддерживать кандидата, который проиграл выборы даже в собственной партии не стоит.
Союзники экс-главы московского «Яблока» утверждают, что Соболь знала о выдвижении Митрохина по этому столичному округу, с которым он давно сотрудничает и которому давно помогает. По их мнению, соперничество Соболь и Митрохина — это хитрый план власти по отобранию голосов у сильного оппозиционного кандидата.
Общественница и благотворитель Федермессер по своим взглядам тоже могла бы считаться оппозиционным кандидатом. Но, видимо, осознав, что средства на свои проекты можно найти только у государства, в 2016 году Федермессер возглавила бюджетное учреждение, а в 2018 году вступила в ОНФ и стала доверенным лицом Сергея Собянина на выборах мэра Москвы.
Вступлением в ОНФ Федермессер вызвала такое негодование в либеральном сообществе, что за общественницу вынужден был заступиться на страницах «Новой газеты» Леонид Гозман. И оказался прав: прозападное либеральное сообщество приобрело в лице Федермессер еще одного лоббиста во власти.
Так, Федермессер заявила, что идет в Мосгордуму, чтобы противодействовать вредным законам (а таковыми, с ее точки зрения, являются «закон Димы Яковлева», закон об иностранных агентах и др.) и принимать нужное для НКО и благотворительных фондов законодательство, которое потом смогут перенять регионы. Ну, а по 43-му округу выбирается потому, что живет и работает в Хамовниках.
Библиотеку ИНИОН уничтожил пожар, Архив РАН — долги?
Уникальные фонды библиотеки ИНИОН могут оказаться не последней крупной жертвой заботы властей о будущем «встающей с колен» страны. Московское, ныне центральное отделение Архива РАН, созданного в 1728 году как Архив Конференции Академии наук и хранящего рукописи и архивы Ключевского и Ломоносова, Пушкина и Эйнштейна, было закрыто 8 апреля на неопределенный срок. Петербургский филиал был закрыт в марте.
В отличие от злополучного ИНИОН, как следует из материалов СМИ, работа архива была остановлена не из-за пожара или иных обстоятельств «непреодолимой» силы. Архив прекратил работу совершенно закономерно… из-за долгов.
Всё началось в 2012 году, когда в связи с 300-летним юбилеем Ломоносова решено было построить новое здание для петербургского филиала. Но, как нередко бывает в наше время, где-то что-то оказалось не доделано: проектная документация оказалась неполной. Как сообщил председатель Архивного совета РАН Владимир Козлов, под присмотром ФАНО проект решили довести, однако в итоге суд признал, что Архив должен выплатить проектной организации сумму в размере 2 млн руб.
Казалось бы, сумма не такая уж и большая, но она не была прописана ни в одном бюджете, и в итоге казначейство закрыло счет архива. Прекратились коммунальные платежи, перестала выплачиваться заработная плата сотрудникам. Свет хотели отключить уже в марте, но пока не отключают.
Закрылся читальный зал, были отключены все телефоны, долги по зарплате стали расти, а возможность закрыть дыру через внебюджетные источники исчезла: счета заблокированы. Как сообщается, отчаявшийся директор ушел в феврале, и теперь сотрудники не могут ни взять отпуск, ни уволиться. Сообщается, что электричество пока остается — и лишь благодаря этому продолжают работать тревожные системы на случаи взлома и пожара.
В начале мая был назначен новый врио директора. Он заявил, что архивы не пострадали, а все проблемы будут решены, и нужные заверения Минобрнауки получены. Врио директора опроверг информацию, согласно которой сумма долгов превысила 10 млн руб. Точную сумму он назвать не смог, так как не знал, с какого момента правильнее считать — за последние два года или с начала 90-х. Тем не менее 21 мая представитель Минобрнауки заявил сетевому изданию «Открытые медиа», что «с момента назначения нового директора ничего не поменялось», и отказался от дальнейших комментариев.
Метро уже не то
Москвичи любят и гордятся своим метро. Надо сказать, что за долгое время службы столице метрополитен вполне заслужил такое к себе отношение. За многие годы своего существования он стал символом стабильности и безотказности, точным часовым механизмом, работающим под землей мегаполиса.
Ряд амбициозных и самых разрекламированных мега-проектов Собянина так или иначе связаны со столичным метро. Взять, к примеру, Большую кольцевую линию (БКЛ). Ее протяженность составит 69 километров, будет построена 31 станция. Первый участок линии открылся для пассажирского движения в начале 2018 года, а полностью строительство планируется закончить в 2022 году.
Нет ни одного городского СМИ, которое бы с придыханием не писало о строительстве БКЛ. Собянин запустил проходческий щит туда-то, три землекопа зачерпнули землю оттуда-то, дизайнеры нарисовали 3D модель станции такой-то, а глава столичного дептранса рассказал журналистам о сверхинновационности не только всей, но и отдельных частей метростройки.
Однако на прошедшей неделе случилось нехорошее. Во вторник на одном из новеньких перегонов БКЛ между станциями «Петровский парк» и «Шелепиха», где уже запущено пассажирское движение, в тоннеле остановились поезда. Авария так или иначе коснулась более тысячи человек. Слава богу, обошлось без человеческих жертв.
По предварительной информации, движение прекратилось из-за «обрыва контактного рельса». Однако точная причина остановки поездов прямо в тоннеле пока не сообщается. Результаты расследования инцидента обещают предоставить общественности только через неделю.
Пассажиров столичного метро настораживает не только значительная задержка в объявлении причин аварии, но и эвакуация застрявших в тоннеле пассажиров, которая была организована из рук вон плохо. Людям пришлось провести в вагонах от двух до трех с половиной часов. По счастливому стечению обстоятельств не случилось пожара. А если бы произошло возгорание и задымление?
Буквально через день опять в час пик встала другая ветка метро — Серпуховско-Тимирязевская на участке между станциями «Алтуфьево» и «Бибирево». Два поезда с пассажирами застряли в тоннеле. Эвакуировать пришлось около 500 человек. Людям пришлось ожидать помощи от 40 минут до часа. К счастью, и здесь обошлось без каких-либо жертв и травм.
Официально причиной аварии стала техническая неисправность одного из поездов. Движение на северном участке Серпуховско-Тимирязевской линии было остановлено на несколько часов.
Для ликвидации последствий аварии властям пришлось привлечь более 200 человек и 50 единиц различной техники. Для жителей густо заселенного спального района севера Москвы это стало серьезным ЧП.
А под самый конец рабочей недели, в пятницу, авария произошла еще на одном статусном собянинском проекте — МЦК. Из-за неисправности стрелки на перегоне в сторону станции Зорге было остановлено движение электропоездов.
В этом случае для устранения последствий аварии потребовалось около получаса. И хотя МЦК не столь сильно загружено, как многие ветки метрополитена, но три серьезные аварии за неделю — это уже слишком.
Не мытьем, так катаньем
Жители тех столичных районов, которые вздохнули с облегчением, узнав, что их дома не попали ни под реновацию, ни под реконструкцию, постепенно понимают, что радоваться было рано. При современных технологиях строительства у столичных властей есть масса способов застроить то, что для местных жителей является привычной им городской средой, а для инвесторов — золотой московской землей.
В минувший понедельник на площади Хо Ши Мина у станции метро «Академическая» жители юго-запада Москвы протестовали против продления Коммунарской линии метро от станции «Улица Новаторов» до «Севастопольского проспекта». По словам протестующих, метро будет прокладываться открытым способом, его трасса пройдет в опасной близости от фундаментов жилых домов сталинской постройки. При этом на общественных слушаниях был представлен совершенно сырой проект, из которого нельзя узнать даже точную глубину залегания метро.
Но и это еще не всё. Проект метро предполагает превращение довольно тихой станции метро «Академическая» в транспортно-пересадочный узел (ТПУ). А ТПУ, в свою очередь, предусматривает строительство многофункционального комплекса. То есть площадь Хо Ши Мина будет перекопана. Как утверждают жители «Дома ветеранов», котлован пройдет в 8 метрах от их исторического многоподъездного дома, который радует глаз. Зеленый сквер около памятника Хо Ши Мину, совсем недавно благоустроенный и засаженный редкими сортами деревьев, уйдет в небытие.
Кто-то, возможно, заметит, что москвичи любят метро, но не любят, когда трасса метро проходит рядом с их домами. Что ж, жить около стройки действительно неудобно. Но дело не только в стройке. Все понимают, что судьба их любимых домов, дворов и скверов никого не волнует. Во главе угла стоит земля — площади, которые можно продать.
Это далеко не последний протест такого рода. В Москве должны появиться десятки ТПУ, подобных «Академическому», и все они имеют коммерческий компонент: гостиничные, жилые, торговые и офисные площади.
Табличка на память
Ночью, «когда силы зла властвуют безраздельно», на Патриарших прудах был похищен знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами». Знак представлял собой круг, стилизованный под дорожный знак, на котором были изображены фигуры героев романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: Воланд, Коровьев и кот Бегемот. С 2012 года установленный музеем «Булгаковский дом» знак напоминал о том, что действие романа начинается именно на Патриарших прудах.
Поскольку знак похищают регулярно, то руководство музея при помощи полиции возьмет объект под круглосуточное наблюдение и со следующей недели начнет продавать копии популярного знака всем желающим.