В Европе начали понимать, что США их ведут на убой. Вопрос — что сделают?
Пока все посмеивались над старческим маразмом сонного дедушки Байдена, Америка под его «неусыпным руководством» сумела воспользоваться украинским кризисом и за девять месяцев СВО достигла ошеломительных результатов. Администрации Байдена удалось провернуть то, чего ранее безуспешно добивался Дональд Трамп. А именно:
- повышения расходов европейских союзников по НАТО на оборону до 2%, как это требует устав альянса;
- усиления национальной экономики, в том числе за счет репатриации промышленного производства;
- реанимации нефтегазовой отрасли США.
Несправедливо, истошно вопил Трамп, что США несут львиную долю расходов по обеспечению безопасности в рамках НАТО, в то время как европейцы экономят на защите себя любимых, пуская средства на другие неотложные нужды. Например, поддерживая слабеющую экономику в условиях антиковидных мер.
Поднимите расходы на оборону хоть на 0,5%, призывал американский лидер, обращаясь в первую очередь к Германии. Однако практичные немцы и прижимистые французы тратить деньги не пойми на что ни в какую не соглашались, отделываясь ничего не значащими обещаниями. Тем более, что и повода нарастить расходы подходящего не было. Не грех напомнить, военные траты — это не только расходы бюджета, это и еще и прибыли военно-промышленного сектора. Очевидно, что, требуя от союзников увеличить военные расходы, Трамп надеялся направить эти средства в американский ВПК, который, как и нефтянка, контролируется республиканцами. Так что выгода тут для США и лично Трампа была двойная — и политическая, и экономическая.
И вот случилась спецоперация России на Украине. За девять месяцев российская армия, судя по сводкам Минобороны России, перемолола огромное количество военной техники советского образца, стоявшей на вооружении ВСУ. От танков и самолетов до ручных гранатометов и противотанковых ракет. США быстро смекнули, что на этом можно хорошо и быстро заработать. Началась отправка ВСУ всего имеющегося в странах бывшего Варшавского договора советского оружия.
Во-первых, украинцам оно знакомо, и не надо тратить время на обучение.
Во-вторых, оно уже старое и утилизировать его обойдется дороже, чем просто отдать. А если отдать не просто так, а за символическую плату (а еще лучше в кредит), так еще и профит получится.
В-третьих, и это самое главное, взамен передаваемого Украине советского оружия США смогут поставить младоевропейцам свое новое (относительно современное) дорогое вооружение натовского образца, наконец-то избавившись от зоопарка в имеющейся технике.
Это то, что касается бронетехники и авиации. Про всякие Stinger, Javelin и тому подобные игрушки разговор отдельный — они просто мгновенно растворились в необъятных степях Украины (и не только), как будто их никогда и не было.
Неожиданно для себя европейцы обнаружили, что не дай бог что случись, и уже им самим воевать будет нечем. То немногое, что у них было припасено, они уже отдали Киеву, но г-н Зеленский требовал еще и еще. И тут акулы американского и европейского ВПК почуяли запах большого барыша. Как сообщает Wall Street Journal, крупнейшие западные производители оружия (включая так называемую американскую «Большую Шестерку») денно и нощно наращивают выпуск артиллерийских и ракетных установок, бронетехники и боеприпасов к ним, чтобы закрыть растущие потребности в связи с конфликтом на Украине.
В частности, сообщается, что американская Raytheon Technologies призвала вышедших на пенсию сотрудников, чтобы нарастить выпуск ЗРК Stinger. Данные ЗРК давно сняты с производства, нужных специалистов нет, а учить новых долго и бессмысленно. Последний раз Пентагон заказал партию Stinger 15 лет назад. Еще один гигант американского ВПК Lockheed Martin также увеличил выпуск противотанковых комплексов Javelin, а сейчас на фоне успешной пиар-компании своих РСЗО HIMARS на украинском ТВД планирует увеличить объемы выпуска и самих установок, и ракет к ним аж на 60%. Аналогичные процессы наблюдаются среди производителей средств связи и беспилотников. Гонка вооружений началась.
Акции оборонного концерна Rheinmetall (Германия) с начала 2022 года выросли вдвое (на 115%) на ожидании новых крупных заказов. Напомним, в марте канцлер ФРГ Шольц пообещал выделить на перевооружение бундесвера €100 млрд, а летом эта цифра выросла до €200 млрд.
Впрочем, аналогичное оживление ВПК наблюдается и в странах Восточной Европы, где пушки, снаряды и прочее военное снаряжение штампуется как горячие пирожки. Но объем заказов в денежном выражении здесь куда меньше, чем в США.
Эксперты отмечают, что принятие Ассамблеей НАТО пресловутой резолюции о признании России государством-«спонсором терроризма» имеет в первую очередь экономический эффект. За последние восемь лет европейские страны вместе с Канадой потратили на военные нужды в общей сложности $350 млрд. А 21 ноября генсек НАТО Йенс Столтенберг пообещал сделать еще недавно казавшиеся недостижимыми натовские 2% ВВП минимальной отметкой, приподняв планку. Поскольку теперь, по словам Столтенберга, нужны дополнительные вложения — в первую очередь для усиления «восточного фланга» и развертывания новых подразделений повышенной готовности. «Уровень в 2% от ВВП должен рассматриваться как пол, а не потолок наших затрат на оборону», — заявил генсек, выступая на заседании Парламентской ассамблеи НАТО. Точные цифры будут обсуждаться на саммите НАТО в июле 2023 года в Вильнюсе.
Проголосовав за данную резолюцию (которая в отличие от аналогичной резолюции Европарламента, имеет конкретные и достаточно существенные экономические последствия), страны ЕС делают невозможным восстановление отношений с Россией в ближайшем будущем. А рыночная экономика не терпит пустоты. Образовавшийся вакуум тут же заполнят конкуренты. В данном случае почти одновременно с принятием резолюции США тихой сапой отменили санкции, касающиеся гражданской авиации. И вуаля — доля французского Airbus в этом сегменте рынка уходит к американскому Boeing. Мелочь, а приятно.
Помимо прочего, в ближайшем будущем принятая ассамблеей НАТО резолюция позволит США сбросить на плечи европейцев еще и часть своих обязательств в рамках НАТО. Кстати, в США в отличие от Европы, от принятия подобной резолюции на уровне государства благоразумно отказались, заманив в ловушку европейских простофиль.
Однако оружием дело не ограничивается. Заявленная Трампом инициатива «Сделаем Америку снова великой», то есть возвращение высокотехнологичных и просто крупных промышленных производств обратно в США, благодаря антироссийским санкциям начала воплощаться при Байдене ударными темпами.
Мало того, что Вашингтон заставил ЕС расплеваться с Москвой, отказавшись от дешевого трубопроводного газа из России, и вместо этого «впарил» Европе свой дорогой СПГ. Так на фоне дорогих энергоресурсов европейская промышленность потеряла конкурентное преимущество и всерьез задумалась о переезде в США, где газ в разы дешевле. Французы, например, уже платят за такой газ вчетверо дороже, чем за российский.
Выгода для США здесь двоякая.
Во-первых, прямые доходы американского нефтегазового сектора, которому Байден после своей инаугурации конкретно перекрыл кислород. А теперь немного отыграл назад на фоне чудовищной инфляции. В итоге, начиная с июня этого года, объем американского СПГ на европейском рынке превысил российские трубопроводные поставки. А учитывая, что «Северные потоки» остановлены надолго, если не навсегда, то такое положение дел — это долгосрочная перспектива. Теперь вместо газовой зависимости от России Европа впала в зависимость от США.
В итоге, по данным Financial Times, совокупная чистая прибыль публичных нефтегазовых компаний США за II и III квартал (то есть, по сути, с момента введения санкций) достигла $200 млрд. И совершенно очевидно, что во многом именно благодаря поставкам СПГ в ЕС. Европейцам американский газ обходится примерно в 5-10 раз дороже, чем самим американцам (в зависимости от конкретного штата). Также сказались и высокие цены на нефть, подскочившие благодаря все тем же американским санкциям.
Во-вторых, деиндустриализация Европы или, проще говоря, сворачивание промышленного производства и его переезд в другие страны, в том числе и в США, которые создают тепличные условия для открытия новых производств.
В итоге, как пишет Politico, Евросоюз обвинил Вашингтон в обогащении за счет конфликта на Украине. Европейские чиновники в ярости от того, что администрация Байдена продает им оружие и газ по завышенным ценам. Дорогие энергоресурсы делают промышленное производство в европейских странах нерентабельным. Многие предприятия уже на грани и за гранью банкротства, причем не только мелкие, но достаточно крупные заводы простаивают уже месяцами. В первую очередь это касается Германии — экономического локомотива ЕС, — которая, по признанию самих немцев, только и была сильна за счет дешевого российского газа.
Вдобавок в августе Вашингтон принял закон о снижении инфляции (Inflation Reduction Act), в рамках которого субсидирует экологически ориентированных производителей. В рамках данного закона Белый дом намерен потратить почти $370 млрд на привлечение производства и создание новых рабочих мест у себя, несмотря на то, что это является очевидным нарушением правил ВТО и честной конкуренции. Перенос производственных мощностей из Европы в США — не естественный рыночный процесс, а результат прямого вмешательства Вашингтона в глобальную цепочку поставок, честно признается журнал Fortune.
«Американский закон о снижении инфляции не соответствует нормам Всемирной торговой организации», — заявил вице-канцлер, министр экономики Германии Роберт Хабек, отметив, что этот закон «нарушает определенное количество правил». По его словам, в законе есть пункты, дающие преференции американским компаниям, особенно в автомобилестроении. По мнению Парижа и Берлина, это грозит ускорить деиндустриализацию ЕС.
«Евросоюз просто обязан научиться защищать себя, — настаивает французский министр финансов Брюно Ле Мэр. — Великие державы не делают друг другу никаких экономических подарков».
Но протесты европейцев Вашингтон совершенно не трогают. Бизнес — это война.
Британское издание Financial Times сообщает, что Inflation Reduction Act предусматривает выдачу субсидии в размере $600-800 млн заводам и фабрикам, расположенным на территории США. А в Германии стимулирующие меры составляют всего $158 млн.
Естественно, на этом фоне немецкие компании начинают переезжать в США, а это минус доходы в госбюджет и рост безработицы в Европе, то есть — новые бюджетные расходы и рост социального напряжения. Хуже всего приходится химической промышленности ФРГ, поскольку для нее газ — это не только энергия, но и сырье.
«Высокие цены на энергоносители выбивают нас из колеи», — констатирует глава Ассоциации химической промышленности Вольфганг Гроссе Энтруп. По его мнению, крайне высок риск того, что помощь немецкого правительства просто «не дойдет до химической отрасли».
«Без действующего ценового тормоза правительство бессмысленно соглашается на деиндустриализацию», — заявил он, предупредив, что если рухнет химическая промышленность, то рухнут и другие отрасли. «Это может стать нокаутом для Германии как для места ведения бизнеса», — уверен Энтруп.
Во Франции, где сильно развита атомная энергетика, и зависимость от газа гораздо ниже, дела обстоят не сильно лучше. Брюно Ле Мэр озвучил ущерб от американских инициатив, который понесет Франция: по самым скромным оценкам это минус 10 тыс. рабочих мест в промышленном секторе и сокращение инвестиций на €10 млрд. Похожая ситуация, если не хуже, наблюдается и в Италии, третьей по величине экономике ЕС после Германии и Франции.
Кстати, недавно состоялась встреча французских промышленников с президентом Эммануэлем Макроном, где он пытался их уговорить не переносить производства по ту сторону Атлантики. Но одними уговорами вопрос решить нельзя, нужны условия не хуже, чем в США, а это требует огромных вложений. Согласно оценкам самих европейцев, отказ от российских газа и нефти обойдется им ежегодно в €283 млрд. Это по текущим ценам.
Деиндустриализация коснулась даже Туманного Альбиона, где 80% ВВП — это сфера услуг и финансовый сектор. Так, немецкий автоконцерн BMW перенес завод по производству электрокаров Mini из Оксфорда в Поднебесную. Японская Honda закрыла последний завод. Недавно стало известно, что американцы скупают по дешевке британские фирмы в сфере ВПК и сразу же их банкротят. А зачем Вашингтону конкуренты, тем более из бывшей метрополии? Дорогие энергоресурсы делают нерентабельным и сектор развлечения и туризма, то есть те самые услуги, формирующие львиную долю британской экономики.
Венгрия, которая изначально была против отказа от российских энергоресурсов, сразу назвала вещи своими именами и указала на главного виновника и выгодоприобретателя от энергокризиса в Европе — Соединенные Штаты.
«Движение экономики Европы в сторону рецессии — это хорошая новость для экономики США и выглядит так, что Америка смогла из этого получить выгоду», — заявил глава МИД Венгрии Петер Сийярто. Впрочем, досталось и евробюрократам, пляшущим под дудку США. По словам министра, в Европе ситуация «плачевна», потому что «Еврокомиссия скорее препятствует» притоку инвестиций в страны Евросоюза.
«Чиновники из ЕС опасаются, что в результате европейский бизнес столкнется практически с непреодолимым давлением и будет вынужден делать новые инвестиции в США, а не в Европе», — цитирует 24 ноября Politico высокопоставленного европейского чиновника на условиях анонимности.
И чем же Европа ответит на «непреодолимое давление» США? Наверное, введет очередной пакет санкций в отношении РФ? Десятый, юбилейный, чтоб уж наверняка!