1. Мироустроительная война
  2. Brexit
Наталья Севрюкова / ИА Красная Весна /
Очертания нового союза и его политика уже просматриваются в некоторых регионах мира, например, на Балканах. В ближайшее время Великобритания представит «Комплексный обзор политики в области безопасности, обороны и международных отношений».

Великобритания покинула ЕС. Это перезагрузка Евросоюза или путь к новому мироустройству?

Изображение: (cc) daniel_diaz_bardillo
Brexit
Brexit

С 23 часов по Гринвичу 31 января 2020 года Великобритания больше не является членом Евросоюза. Этот день завершил шестилетний путь оформления позиции Великобритании, которая первой заявила, что будущее не за громоздкими союзами, а за империями и имперскими союзами с малым числом членов, что знаменует собой переход к новому типу мироустройства.

Впервые серьезно тема выхода Великобритании из ЕС открыто прозвучала в 2013 году, когда в Евросоюзе обсуждались последствия экономического кризиса 2008 года и пути выхода из сложной экономической ситуации.

В качестве основной идеи обсуждался проект «Будущее Евросоюза», предлагающий политическую федерализацию как ответ на вызов финансово-экономического кризиса. Одновременно Европейский центральный банк получал надзорные функции за финансами стран ЕС. Идею предложила группа стран ЕС во главе с Германией и Францией по результатам совещания в Варшаве в сентябре 2012 года.

23 января 2013 Дэвид Кэмерон произнес ставшую знаменитой «европейскую речь» в Блумберге в ответ на варшавскую инициативу, которая так и называлась: «In or Out?»

В ней Кэмерон заявил, что ситуация в мире меняется, и обозначил новые вызовы современности в виде растущих держав-конкурентов ЕС: еще мощных США, наращивающей влияние России, растущих экономических азиатских гигантов, и прежде всего Китая. При этом он утверждал, что ЕС со своей экономической негибкостью и громоздкими бюрократическими институтами даже при федерализации не сможет ответить на эти вызовы, и его ждет участь «пустой земли между поднимающимися экономиками Азии и рыночно ориентированной Северной Америкой».

Кэмерон согласился на создание единого европейского рынка, но подчеркнул, что политическая интеграция стран-членов ЕС находится «далеко за пределами зоны британского комфорта». А если ее будут к этому принуждать, то терпение части британских элит, преимущественно консервативных, и народа, которые такой интеграции не хотят, может и не выдержать. И тогда он, народ, поднимет вопрос об отделении от ЕС.

Таким образом, Кэмерон предложил Евросоюзу договориться об отношениях на новых условиях членства, а потом провести референдум и спросить британский народ, что его больше устраивает: такое сосуществование в рамках «гибкого, адаптируемого и открытого Европейского Союза» или собственный путь.

В ноябре 2015 года Кэмерон направил председателю Европейского совета открытое письмо, в котором изложил основные условия сохранения членства Великобритании в ЕС, включавшие вопросы из четырех блоков. Первый блок — изменение миграционной политики ЕС, второй — сохранение за Великобританией роли финансового центра Европы, третий — ликвидация зарегулированности, которую именовали «брюссельской бюрократией», и четвертый — отказ от политической федерализации и создания «Соединенных Штатов Европы».

Одновременно внутри самой Великобритании развернулись жаркие дебаты между лагерем так называемого Brexit (от слов British + exit) и лагерем Bremain (British + remain). За отделение от ЕС активно выступала националистическая Партия независимости во главе с Найджелом Фараджем, которая буквально за пару лет превратилась в третью по мощи политическую силу страны. Сам Кэмерон поддерживал идею оставления в ЕС и пообещал избирателям уйти в отставку в случае проигрыша евроскептикам на референдуме.

На референдуме, который прошел в Великобритании 23 июня 2016 года, гражданам задали один вопрос: «Нужно ли Соединенному Королевству оставаться членом Европейского союза или покинуть Европейский союз?» Голосование, на которое пришли более 70% избирателей, показало, что страна расколота практически пополам.

Сторонники выхода победили с минимальным перевесом — 51,9% против 48,1%. При этом Великобритания и Уэльс проголосовали за выход из ЕС, в то время как Шотландия и Северная Ирландия — против, причем с ощутимым перевесом: в Северной Ирландии в ЕС хотели остаться 55% (против 44,2%), а в Шотландии и того больше — 62% против 38%.

Премьер-министр Дэвид Кэмерон, который выступал за сохранение членства в ЕС, как и обещал, ушел в отставку, а его кресло заняла министр внутренних дел Тереза Мэй. На ее плечи и легла обязанность договариваться с Брюсселем об условиях развода.

29 марта 2017 года правительство Великобритании запустило процедуру выхода из ЕС согласно статье 50 Договора о Европейском союзе. Изначально предполагалось, что она займет два года и закончится 29 марта 2019 года.

Переговоры об условиях выхода из ЕС шли трудно. Терезе Мэй удалось договориться о том, что после выхода из ЕС британские финансовые компании будут иметь доступ к европейским рынкам. Камнем преткновения стал вопрос о границе между Северной Ирландией, которая является частью Соединенного Королевства, и Республикой Ирландией. Речь шла о сохранении Северной Ирландии в составе общего рынка ЕС и таможенного союза. Сначала Мэй заявляла, что предложение властей ЕС, при котором Северная Ирландия оказывалась бы внутри таможенной зоны, существующей отдельно от территории Великобритании, Лондон принять не может.

Тереза Мэй объявила, что, если договоренность достигнута не будет, Великобритания будет разводиться по «жесткому сценарию». Неуступчивость Мэй в вопросе границ создала острый конфликт между ней и парламентом, который трижды проваливал голосование по проекту соглашения.

Не сумев договориться с консерваторами, Тереза Мэй ушла в отставку в июне 2019 года.

За завершающую стадию разводного процесса взялся «белокурая бестия» Борис Джонсон при активной поддержке Найджела Фараджа. Первое, что сделал Борис Джонсон, — удалил из соглашения о выходе из ЕС спорный пункт об открытой границе с Северной Ирландией. Для того чтобы успеть обговорить все условия новой сделки, он запросил продление срока выхода сначала до конца октября, а потом до 31 января 2020 года.

Поскольку парламент продолжал упираться, Борис Джонсон распустил его, и в результате внеочередных выборов партия консерваторов взяла 80% мест, что и обеспечило результат последующего голосования по соглашению о выходе из ЕС.

23 января королева Великобритании подписала закон о соглашении по выходу из ЕС. В нем жестко оговариваются сроки переходного периода — до конца 2020 года. С февраля Великобритания и ЕС начинают переговоры по экономическим условиям сделки.

31 января Борис Джонсон написал в своем Twitter: «Сегодня вечером мы покидаем ЕС — это невероятный поворотный момент в жизни нашей страны. Давайте соберемся вместе и в полной мере используем возможности, которые предоставляет нам Brexit — и развернем потенциал Соединенного Королевства».

Накануне министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб встретился с министром иностранных дел США Майком Помпео. Обе стороны подтвердили готовность тесно сотрудничать впредь во имя интересов обеих держав и еще раз закрепили тезис о своих «особых отношениях».

Несколькими месяцами ранее обе страны начали говорить о новых формах сотрудничества, альтернативных ООН и НАТО, так называемых двусторонних союзах, которые могли бы дать бой на международной арене растущим державам вроде Китая.

Союз Великобритании и США еще должен доказать свою эффективность, потому что внутренние противоречия между двумя претендентами на глобальную гегемонию не сняты с повестки дня. Сумеют ли договориться «британские мозги» и «американская пушка» в рамках стратегического союза, и что это означает для сохранения международных институтов, созданных после окончания Второй мировой войны, и не приведет ли это к развязыванию глобальной войны, еще предстоит увидеть.

Очертания нового союза и его политика уже просматриваются в некоторых регионах мира, например на Балканах. В ближайшее время Великобритания представит «Комплексный обзор политики в области безопасности, обороны и международных отношений», в котором она намерена предъявить сформированное новое видение себя в мире и в стремительно меняющемся глобальном устройстве.