Украине «мешает жить и дышать» собственная промышленность
Еще в августе 2019 года на Украине было объявлено о «расчленении» и «уничтожении» «монстров», которые «мешают жить и дышать не дают». Речь идет о разделении и продаже крупных предприятий Украины.
На примере «Укрзализныци» советник президента Украины Владимира Зеленского по макроэкономической политике и исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко отметил, что в руках государства должны остаться «стратегические и не очень интересные для бизнеса вещи».
Примечательно, что 5 февраля текущего года «Укрзализныця» подписала меморандум о сотрудничестве с немецким железнодорожным перевозчиком Deutsche Bahn AG и DB Engineering & Consulting GmbH. На официальном сайте АО «Укрзализныця» сообщается, что подписание документа предполагает сотрудничество для усовершенствования работы «Укрзализныци». Сначала сообщалось, что срок подписания 10 лет, но украинская железнодорожная компания уточнила, что срок все же составляет три года. Пока соглашение между Германией и Украиной будет иметь консультационный характер, но премьер-министр Украины Алексей Гончарук уверен, что сотрудничество будет более глубоким.
Уже сейчас на Украине насторожились, видя такие действия со стороны «слуг народа». Кроме того, подписание предполагает разделение АО «Укрзализныця» на три направления: грузовые и пассажирские перевозки, вся инфраструктура «Укрзализныци». Здесь стоит отметить, что рентабельным направлением являются только грузовые перевозки. Остальные направления убыточны.
Вот тут эксперт Украинского института анализа менеджмента политики Руслан Бизяев считает, что немецкая компания займется именно рентабельным направлением.
«То есть такой вариант концессии а-ля Сербия, который был в свое время. Ну а, как известно, меморандум — это еще не договор, и с точки зрения Украины передача Германии только наиболее рентабельного направления задачи двух остальных направлений — пассажирского и инфраструктурного — не решает», — считает эксперт.
То есть, другими словами, крупные предприятия на Украине будут ликвидироваться по следующим сценариям. Первый сценарий — это просто уничтожение, второй сценарий — это разделение на части. Затем более «интересные» части будут проданы, а остальное останется в государственной собственности.
О спасении украинских предприятий команда Зеленского ничего не говорит. Поэтому справедливо заявление «Оппозиционной платформы — За жизнь» (лидер партии Юрий Бойко — прим. ИА Красная Весна): «У новой власти (команда Владимира Зеленского — прим. ИА Красная Весна) не было и нет плана возрождения украинской промышленности». Также в пресс-службе партии заявляют, что «слуги народа» «планируют распродажу страны „с молотка“».
Первые весточки осуществления уже начали появляться. В середине декабря прошлого года президент акционерного общества «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев подтвердил продажу акций предприятия китайским компаниям.
«Я мог закрыть завод, мог сократить количество работников. Такая проблема стояла передо мной. Мы решили найти инвестора. Нам подсказали, кто инвестор, мы поехали и поговорили с Китаем. Владельцы акций продали их через нашу биржу. И я свои продал акции», — сказал Богуслаев. Ему принадлежало 12% акций.
Уже на следующий день после заявления Вячеслава Богуслаева антимонопольный комитет одобрили продажу акций завода китайским компаниям Skyrizon Aircraft и Xinwei Technology Group. Хотя руководитель «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус заявил, что «Мотор Сич» должно контролировать государство.
Тем не менее «Мотор Сич» перешел под контроль Китая. Теперь Поднебесная должна в течении двух лет выделить $250 млн инвестиций. Китайцы уже выделили первые средства.
«Они нам $100 млн дали. Все делается на китайские деньги. Иначе был бы склад металла», — заявил президент «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев.
Еще раз отметим, что при срыве сделки ведущий моторостроительный завод Украины пришлось бы закрыть. Предприятие было основано в 1907 году, более 110 лет оно занимается выпуском авиационных двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок.
Отметим, что еще в советское время «Мотор Сич» выпускал двигатели серии Р95 для крылатых ракет Х-35 (противокорабельных), Х-55 и Х-55СМ (с ядерной боеголовкой).
На сегодняшний момент одно из перспективных направлений развития военной авиации — это создание беспилотных авиационных комплексов различного назначения с беспилотными летательными аппаратами многократного и одноразового применения, в том числе крылатых ракет. У запорожского завода есть не только разработки, но и двигатели для таких целей. Например, турбовальный двигатель АИ-450 и его модификации, двигатель МС-400.
Власти Украины для сохранения стратегического завода ничего не предприняли, мало того, ничего не предложили. Они просто быстренько одобрили сделку.
Зато как только появились слухи о продаже авиамоторного гиганта китайцам, в Киев экстренно прибыл советник по вопросам национальной безопасности США Джон Болтон. Он приехал проинформировать Украину об опасности китайских инвестиций.
«Мы считаем, что Китай пытается интегрироваться в экономику стран по всему миру, в том числе через проект „Шелкового пути“ и через привлекательные инвестиции. … Мы информируем друзей и партнеров об опасностях, которые несут китайские инвестиции», — сказал Болтон украинскому интернет-изданию «Европейская правда».
По информации The Wall Street Journal, Болтон приехал не только «предупредить» об опасности, но и убедить украинскую власть отказаться от идеи продажи предприятия «Мотор Сич» китайцам.
Также в издании отметили, что Америка такие действия Китая воспринимает как очередной шаг к расширению своей военной мощи. Почему очередной?
Стоит напомнить, что в августе 2018 года, по информации китайских СМИ, стало известно о решение украинского завода «Мотор Сич» поставлять в Поднебесную двигатели для учебно-боевых самолетов JL-10.
Тут же возмутился экс-советник комитета Сената США по иностранным делам и эксперт по Китаю Уильям Триплетт. Он обвиняет Украину в помощи Китаю в развитии его военного потенциала.
«Фактически, украинцы с одной стороны получают деньги американских налогоплательщиков, но в то же время наносят удар в спину американскому флоту», — сказал Триплетт.
Также он подчеркнул, что «мы ни за что не хотим помогать китайским пилотам учиться приземляться на авианосцах быстрыми темпами».
Даже после заявления Вячеслава Богуслаева о продаже акций «Мотор Сич» китайцам США надеются, что завод не будет продан Поднебесной. Об этом заявил временный поверенный в делах США на Украине Уильям Тейлор во время общения с журналистами в Киеве.
«Сейчас идет поиск инвесторов, и уже есть несколько компаний, как американских, так и не американских, которые заинтересованы. Там реальная заинтересованность, уже проводятся дью дилидженс (проверка объекта инвестирования — прим. ИА Красная Весна), визиты на завод. Они проверяют финансовую ситуацию», — заявил Тейлор.
Как именно завершится противостояние Китая и Америки за «Мотор Сич», сказать сложно, но ясно одно, что Украине предприятие не нужно. Для США оно также не представляет интереса. Вашингтону необходимо просто помешать Китаю в развитии военного потенциала.
После майдана в 2014 году Украина разорвала всё стратегическое сотрудничество с Россией. Поэтому украинская промышленность переживает тяжелые времена. Запад не очень стремится помогать Украине. Зато Китай стремительно внедряется в страну, рассчитывая получить технологии и ресурсы.
По данным китайского издания Sohu, Китай у Украины купил технологию производства газовой турбины УГТ-25000. На ее основе китайцы создали газовую турбину QC280, которую стали ставить на крупные корабли.
«Китайские инвестиции стали актуальными, потому что, честно говоря, ни о каких других Украине говорить не приходится. Никто другой нашей промышленностью не интересуется … У США и других западных стран есть собственная военная промышленность, и помогать сохранить нашу им не интересно. Наше ноу-хау и технологии нужны разве что китайцам», — объясняет Вадим Карасев, директор независимого Института глобальных стратегий в Киеве.
На примере двух гигантов украинской экономики видно, что правительство Зеленского просто ликвидирует реальный сектор экономики, или разделяя на более мелкие части и отдавая его под внешнее управление, или продавая сравнительно привлекательные. В любом случае самые «интересные» предприятия, то есть те, которые могут хоть что-то приносить, будут принадлежать кому угодно, но только не Украине.