Раньше суд был народным и выражал волю народа, а нынче он стал выражать волю криминально-буржуазного класса

Чья воля, того и право: о судебной системе в России


Проблема справедливого судопроизводства в последние годы становится все более острой. В чем корень проблемы? Почему богатые получают за свои правонарушения меньшее наказание, чем менее обеспеченные граждане? Дело в плохих судьях или в законах?

«В советское время судей-взяточников было очень небольшое количество. По крайней мере, я о таких случаях не слышал, хотя проработал в суде не один десяток лет», — сказал в беседе с корреспондентом ИА Красная Весна бывший судья Цильнинского народного суда Межеумов Борис Алексеевич. «Раньше суд был народным, а сегодня даже название „народный“ не фигурирует ни в одном из документов, — продолжил рассказывать о своем трудовом опыте Борис Алексеевич, — Я за свою многолетнюю практику объездил всю Ульяновскую область. Практически в каждой деревне я побывал. Дело в том, что судьи были обязаны отчитываться перед народом за проделанную работу, и поэтому я периодически выступал перед жителями разных поселений в клубах. Кроме того, я вел разные просветительские лекции от общества „Знание“, выступал перед работниками прокуратуры и милиции. Сегодня же судьи не высовывают носа из своих кабинетов».

Действительно, тут от народной оценки работы судьи никуда не деться. Он неформально и формально зависит от народа. И уж тут суд действительно обречен быть справедливым и народным.

Если говорить о современных реалиях, то отсутствие народного контроля порождает у судей безответственность. А поскольку у них есть право по некоторым статьям выдавать решения в зависимости от своей оценки тяжести проступка (т.н. пределы судебного усмотрения), что дает возможность варьировать меру наказания, то это еще больше усугубляет ситуацию и приводит к коррупции. При этом, судья уже не зависит от народного мнения. А что было бы, если бы судья, прослывший несправедливым, проехался бы по всем клубам какой-нибудь области? Думаю, желание продолжать работать в суде у него бы отпало.

Тем не менее, попытки двигаться в сторону справедливого правосудия у нас предпринимаются. Так, в 2016 году Верховный Суд РФ впервые сформулировал понятие справедливого судебного разбирательства. Но в итоге все свелось к тому, что достаточно сложное философское понятие справедливости законники приравняли к «правильности»:

«Приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым и признается таковым, если он соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к его содержанию, процессуальной форме и порядку постановления, а также основан на правильном применении уголовного закона». (из Постановления Пленума 29 ноября 2016 года No 55 «О судебном приговоре»)

Но эта «правильность» не заменит реальной справедливости. Видимо, понимая это, власти пытаются воздействовать на коррупцию в судебной системе через наказания — снижение квалификационного звания судьям или через рубль, да и то с оговорками.

«Выступая на праздновании 95-летия Верховного суда России, Владимир Путин прокомментировал предложение о понижении квалификационного звания для „проштрафившихся“ судей. По мнению президента России, в этом случае важно отделить „судебную (допустимую — прим. ИА Красная Весна) ошибку от дисциплинарного проступка“», — сообщало ИА Красная Весна.

Но таким образом проблема коррупции в суде не разрешится, и это очевидно. Ведь проблема заключается в том классе, от которого судья зависит, и на чьем услужении он находится. Здесь можно вспомнить строки из «Манифеста Коммунистической партии»: «Ваши идеи сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности, точно так же, как ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».

Раньше суд был народным и выражал волю народа, а нынче он стал выражать волю криминально-буржуазного класса. Поэтому вся борьба с коррупцией в этой системе бесполезна без решения проблемы с самим этим классом.