Прошедшие акции сторонников Навального продемонстрировали не только существенно ослабшую протестную активность, но и мягкую реакцию властей на подобные выступления

Уныние протеста и мягкость власти. Чем закончились «навальнинги» в Сибири

Джеймс Элдер Кристи. Крысолов из Гамельна. 1881
Джеймс Элдер Кристи. Крысолов из Гамельна. 1881

21 апреля в России было ознаменовано посланием президента страны Владимира Путина Федеральному Собранию, а также несогласованными акциями сторонников видеоблогера Алексея Навального.

Традиционно наибольшей протестной активностью отметились Москва и Санкт-Петербург, а также Екатеринбург. А вот за Уралом добраться до психологической отметки в 1000 человек смогли, по данным МВД, только протестующие в Новосибирске.

На несанкционированных акциях 21 апреля в сибирских городах было в разы меньше людей, чем на январских протестах, даже с учетом ударивших в начале года холодов. Занимательно, что именно с посещения сибирских городов в 2020 году и начались резкие перемены в жизни видеоблогера.

Помимо падения численности на акциях в апреле снизился и накал протестов. Участники в большинстве случаев вели себя спокойно, ограничиваясь выкрикиванием лозунгов. В целом, сохранялась атмосфера тусовки, фанклуба и унылого бесцельного брожения.

Если рассматривать тактику городских властей, то она в основном сводилась к огораживанию мест, где планировали собраться протестующие, и достаточно мягкой реакции на происходящее со стороны правоохранителей.

Читайте также: В Центре по киберинцидентам опровергли «спонтанность» несогласованных акций

Явным исключением из этого стал Барнаул. Там полиция оцепила площадь Советов, на которой в 19:00 по местному времени собралась пара сотен сторонников Навального. Наиболее активных протестующих выводили по 1–2 человека и сажали в автозаки, а остальных отпускали после проверки документов.

Спустя час после начала акции, когда на площади оставалось только несколько десятков участников, полиция вывела журналистов за окружение и попросила покинуть место проведения акции. Небольшие группы протестующих еще некоторое время перемещались по проспекту Ленина до площади Свободы.

Активно участников несанкционированных акций полиция задерживала в Кемерово и Новокузнецке. Из примерно 50 собравшихся человек в Кемерово были задержаны порядка 20 участников акции. Большинство отпустили без составления протокола о правонарушении.

Томская полиция, в свою очередь, провела обыски в томском «штабе Навального». Также были задержаны работающие там городские депутаты Ксения Фадеева и Андрей Фатеев. Последние в акции не участвовали из-за риска получить более строгое наказание, так как ранее уже были замечены на незаконных мероприятиях.

Количество собравшихся на Новособорной площади в Томске оценивается в 300–400 человек. Полицейские призывали сторонников Навального разойтись, хотя попыток пресечь акцию не предпринимали.

Изображение: © ИА Красная Весна

Глава новосибирского штаба Навального и депутат Сергей Бойко так же, как и его томские коллеги, не стал участвовать в незаконной акции, сославшись на семейные причины.

Акция в Новосибирске прошла на площади Ленина, где толпа собралась за огороженным памятником. В отличие от протестов в январе, полицейские не выстраивали цепочки, а стояли группами по 5–6 сотрудников. Некоторые из них находились непосредственно в толпе участников акции.

Читайте также: Волков объявил о роспуске штабов Навального в России

В Красноярске акция началась с молчаливого стояния протестующих и полиции. Традиционное место сбора — Красная площадь — была огорожена властями еще с обеда, поэтому порядка 300 сторонников Навального собрались на площади Революции.

Минут 40 не звучало ни лозунгов демонстрантов, ни призывов полиции. Только потом одна из участниц забралась на постамент памятника Ленину и начала требовать свободы для политзаключенных.

Полиция начала строиться для разгона акции, но протестующие двинулись к Театральной площади, затем в сторону Речного вокзала к зданию мэрии, а затем остатки шествия вернулись на площадь Революции.

Шествие сторонников Навального прошло и в Иркутске, где изначальное место проведения акции у здания областного правительства оцепила полиция. В итоге митингующие прошли по улице Ленина, скандируя лозунги.

Схожее шествие состоялось в Омске, где участники акции гуляли по центральным улицам города в течение трех часов. Характерно, что омский протест вырос примерно в два раза по сравнению с акциями января. По данным МВД, на улицы вышли порядка 900 человек.

Читайте также: Московский суд приостановил деятельность фондов Навального

Подводя итог сибирских «навальнингов», стоит отметить, что даже существенно ужавшийся по своему накалу протест все еще обладает энергией, способной вывести сотни молодых людей на улицы.

Организаторы делают ставку на незаконность акций, тогда как власти бьют по структурам, связанным с Навальным, при этом избегая массовых преследований сторонников и ограничиваясь довольно формальными устрашениями. Насколько эта тактика будет успешной — покажут осенние выборы.