Стилист: для индустрии моды человек является прежде всего потребителем
Что такое мода в современном мире? В преддверии 8 марта об этом мы поговорили со стилистом, имидж-мейкером Александрой Вайль.
ИА Красная Весна: Александра, расскажите, пожалуйста, каковы тенденции современной моды, в чем ее отличие от предыдущих периодов, как она видит человека?
— Во-первых нам надо разобраться и понять, что такое современная мода.
С одной стороны, мода — часть истории человечества и то зеркало, в котором отражаются происходящие процессы. Мода разных эпох отражает ценности того времени, включая взгляд на человека. Если говорить о XX веке, то в моде каждого десятилетия мы можем видеть отражение происходящего — это войны, перекройка мира, состояние экономики, новые технологии.
Так, в 40-е мир переживает мировую войну, упадок экономики, дефицит. Все это напрямую отражается на женской моде. Игривые и праздничные модели были неуместны, дефицит на ткани диктовал более «экономный» фасон.
Зато в 50-х появилась возможность вернуться к хрупкости и женственности, вернуть заботы о больших и важных делах на плечи мужчин. Так появляется новая женственная мода. Экономика растет, а значит проще купить материал, и от узких юбок женщины возвращаются к пышным и широким моделям с подчеркнутой талией.
Пройдет еще десятилетие, и женщины захотят позиционировать себя уже иначе. Подстегнут к этому и студенческие движения, и изобретение женской контрацепции. От элегантности и изысканности мы перейдем к эпохе ярких принтов и мини-юбок.
И так далее.
Но это только один аспект вопроса «что есть современная мода».
Еще один важный момент, о котором многие забывают: мода — это еще и индустрия, а значит в ней работает аппарат по зарабатыванию денег. И достаточно мощный. А сегодня еще и глобальный. Денежные обороты этой индустрии растут постоянно, и до пандемии COVID-19 достигли невиданных ранее размеров.
Для этой моды человек — в первую очередь, потребитель.
Наконец, третий момент — люди, которые стоят за этим понятием «мода». И здесь тоже происходит много перемен за последние десятилетия. Так, в 20-м веке во главе крупных модных домов стоят конкретные дизайнеры, кутюрье: Габриэль (Коко) Шанель, Эльза Скьяпарелли, Кристиан Диор, Кристобаль Баленсиага, Ив Сен-Лоран и так далее.
У каждого и у каждой — свое видение, что есть красота, мода, какая она — красивая современная стильная женщина, кого им хочется одевать и на ком видеть свои творения.
Так, Шанель видела ценность в модернизации женской одежды, создавая одновременно элегантные и практичные модели. А вот Эльза Скьяпарелли (кстати, хорошая знакомая Сальвадора Дали) видела моду, в первую очередь, как современное искусство.
Что же происходит сейчас, в начале 21-го века? Многие модные дома и их имена все еще здесь, но… их создатели уже не с нами. Большой частью этих модных домов владеют крупные корпорации, а коллекции создают целые команды, работая над несколькими линиями продуктов и часто для разных типов клиентов.
Получается, что современная мода — не плоское явление, но трехмерное и чтобы понять ее, нужно учесть все эти аспекты.
Возвращаясь к вопросу: Как мода видит современного человека? Ответ: По-разному.
В первую очередь, и как бы цинично это не звучало — мода видит покупателя, способ увеличить свои обороты, заработать. Ибо мода — это бизнес. Причем, крупный, и ставки здесь очень высокие.
Это объясняет, например, почему выгодно диктовать быстро меняющиеся модные тренды, поддерживать у покупателей желание этим трендам соответствовать. Так людей заставляют много покупать, а потом резко менять и… снова покупать все новое.
Коллекции известных домов все реже создаются под влиянием вдохновения и личного видения дизайнера. Ибо над дизайнером есть совет директоров, требующий соответствия финансовому плану. И новые образы продумываются под влиянием аналитики трендов, т. е. того, за что люди будут готовы платить и покупать больше.
Есть даже слухи, что дизайнеров ведущих модных домов иногда увольняют не за разницу в творческом видении, а за то, что им не удалось создать хорошо продаваемые коллекции или вещи. Например, «культовую» модель новой сумочки.
Но признаемся, сумочка, как бы не была она хороша, это не ВИДЕНЬЕ.
Поэтому в последнее время у меня часто есть ощущение, что мода теряет свою высоту полета, сконцентрировавшись на других целях.
Я бы сказала, что сегодня свое оригинальное виденье есть у независимых дизайнеров, у тех, кто работает сам, не завися от крупных компаний.
Как видят современного человека — современную женщину, современного мужчину — опять же, каждый по-своему. И именно это разнообразие, а не универсальность «один размер подходит всем» хорошо и ценно в моде.
При этом в современной моде существуют некоторые объединяющие тенденции.
Один из примеров — стирание половых границ в моде. Одежда перестает быть символом полового признака или сексуальной ориентации. Брюки уже давно не только для мужчин, а сегодня эти границы расширяются, и платья и юбки уже не только и не эксклюзивно для женщин. «Пол вещи», если можно так сказать, определяет не тип вещи, а тот, кто ее надевает.
«Тихий люкс» — еще одна тенденция современной моды, порожденная серией экономических кризисов в мире. Отныне не модно кричать о своем богатстве, кичиться показной роскошью. Сейчас богатые люди склонны к тому, чтобы покупать очень дорогие вещи, но на которых нет традиционных символов богатства (золото, богатое шитье, крупные надписи с именем бренда).
Ирония в том, что все мы уже научились определять и отличать эти вещи, так что символ богатства и статуса никуда не исчез, просто поменял форму.
Еще одна тенденция — экологичность производства и потребления.
Вроде как мы всё больше озабочены этим вопросом (и это отлично!). Но вот насколько это не просто тренд, а реальная трансформация — как производства вещей, так и наших потребительских привычек?!
Насколько это не просто красивые слова? Насколько каждый из нас проверяет, где и как сделаны вещи? К сожалению, многим достаточно наклейки «экологично». И если будет так, то никаких реальных перемен не произойдет. Чтобы это случилось, нам нужно не только потреблять и слепо следовать тренду, но и выполнять свою часть работы.
Как видите, сегодня нельзя сказать, что у современной моды есть одно единственное виденье (vision) — себя, красоты, современного человека. Мода тоже ищет, ловит тенденции и реагирует на них. И для того, чтобы человек продолжал покупать. И для того, чтобы самой оставаться актуальной.
ИА Красная Весна: Вы сказали о тенденции стирания половых границ в одежде. Это возврат к женственным мужчинам в стиле рококо?
— Я бы не сказала. Скорее это направление к настоящему равенству, в том числе равенству выбора.
Если взять моду XX–XXI вв., у женщины всегда больше выбора, больше опций в одежде. Думаю, что есть мужчины, которые были бы не против такого разнообразия и для себя. Пусть даже на уровне эксперимента со своим стилем и внешним видом.
Ведь в детстве не все девочки хотят играть в куклы, а мальчики — «в машинки». Почему же мы ограничиваем людей в их взрослой жизни?
На мой взгляд, чем больше будет выбор у всех и чем спокойней к этому будет относиться общество, тем скорее мы придем и к настоящему равенству, и к настоящей креативности. И вот здесь мода может стать незаменимым и полезным инструментом.