В вопросе строительства газопровода Польша ведет себя так, как будто она является самостоятельным игроком на политической карте мира

Отказ США от санкций к «Северному потоку — 2» меняет риторику Польши к ЕС

Изображение: Уинслоу Хомер. Смотровая площадка судна. 1896
Тревога и недоумение
Тревога и недоумение

Министр иностранных дел Польши Збигнев Рау в своей статье, опубликованной на сайте МИД 30 июня, написал об ответственности Германии за компенсацию негативных последствий для Европы, якобы возникающих из-за запуска «Северного потока — 2».

«Я призываю Германию взять на себя ответственность за свой собственный выбор, связанный с запуском „Северного потока — 2“, и принять фактическое, а не фиктивное участие в компенсации дефицита безопасности», — заявил глава МИД Польши, предлагая компенсировать Украине экономические потери от запуска «Северного потока — 2», милитаризировав ее.

По мнению Рау, Украина, «как жертва российской агрессии должна получить соответственно высокую компенсацию» в виде политической поддержки и увеличения оборонительного потенциала против России.

Глава МИД Польши не единственный в стране, кто требует компенсаций от Германии за участие в проекте «Северный поток — 2». Причем Польша критикует не только Германию. Некоторым польским политикам не по вкусу пришлось и заявление президента США Джо Байдена, поддержавшего Берлин в вопросе «Северного потока — 2».

Основные противники «Северного потока — 2»

Президент России Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, объявил о завершении укладки первой нитки газопровода «Северный поток — 2».

Российский лидер сообщил, что трубопровод, который тянули сразу с двух сторон, осталось сварить между собой. «Подтянуты трубы и с немецкой стороны, и российской. Осталось только их приподнять и сварить», — заявил глава государства.

Президент отметил, что «Газпром» готов начать подачу технического топлива в компрессорную станцию «Славянская», находящуюся в Ленинградской области, которая является начальной точкой этого газопровода.

Строительство второй нитки «Северного потока — 2» идет своим чередом. Этот проект предполагает прокладку двойной магистрали трубопровода из России в Германию через акваторию Балтийского моря пропускной способностью 55 млрд кубометров в год.

Длина каждой нитки трубопровода составляет 1,2 тыс. км. Газовая магистраль проходит по территориям исключительных экономических зон и пролегает через акватории Германии, Дании, Финляндии и Швеции. Для завершения второй ветки «Северного потока — 2» трубоукладчику «Академик Черский» осталось достроить в водах Дании примерно 60 км маршрута.

Новый газопровод проходит в обход территорий ряда транзитных государств — Украины, Белоруссии, Польши и других восточноевропейских и прибалтийских стран.

Главными противниками проекта «Северного потока — 2» прежде всего являются государства, которые зарабатывают на транзите российского газа, например, Украина и Польша. Но не только их беспокоит российский проект.

Также противником строительства газопровода являются США, которые не заинтересованы в укреплении отношений России и Евросоюза, экономическим драйвером которого является Германия. Берлин является главным выгодоприобретателем в ЕС от строительства этого трубопровода. А США совсем не заинтересованы в потере потенциального рынка сбыта в ЕС для своего сжиженного природного газа.

В такой ситуации главные противники «Северного потока — 2» составляют временные или постоянные союзы, чтобы не допустить реализацию проекта, но США, по мнению Польши, повели себя неправильно, что было выражено в словах американского президента Джо Байдена.

Санкции США в отношении «Северного потока — 2»

21 мая минфин США ввел санкций против компаний и судов, имеющих отношение к проекту «Северный поток — 2». Под санкции попали: «Морская спасательная служба», «Мортранссервис», Самарский теплоэнергетический имущественный фонд, «Коксохимтранс», а также 13 судов: «Академик Черский», «Балтийский исследователь», «Спасатель Карев», «Юрий Топчев», «Владислав Стрижов», «Артемис Оффшор», «Бахтемир», «Финвал», «Капитан Беклемишев», «Мурман», «Нарвал», «Сивуч» и «Умка».

Фактически США не стали вводить санкции только в отношении компании Nord Stream 2 AG со штаб-квартирой в Швейцарии, где почти половина капитала принадлежит акционерам Германии, Нидерландов и Франции. Главой комитета акционеров Nord Stream AG является экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер. Управляющим директором компании является бывший сотрудник министерства госбезопасности ГДР Маттиас Варниг.

США открытым текстом сказали о нежелании портить отношения со своими стратегическими партнерами в Европе, назвав введение санкций против Nord Stream 2 AG «контрпродуктивным».

Польша решилась на критику Байдена

Слова Джо Байдена «я думаю, что введение санкций сейчас было бы контрпродуктивным с точки зрения наших отношений с Европой» вызвали в Польше недоумение.

«Мы с болью принимаем эти заявления и решения президента Соединенных Штатов, потому что считаем, что сохранение санкций было бы важным», — заявил заместитель пресс-секретаря правящей консервативной партии в Польше «Право и справедливость» Радослав Фогель в тот же день 26 мая.

Он сообщил, что строительство российского газопровода в Европу является предоставлением России «газового, энергетического оружия», которое Москва использует «и в политических вопросах».

Эту позицию поддержал и глава Бюро международной политики канцелярии президента Польши Кшиштоф Щерский, который заявил, что «Северный поток — 2» поставит Европу в зависимость от российского газа.

Обсуждая 28 мая в эфире Польского радио отказ Байдена ввести санкции против «Северного потока — 2», чиновник заявил, что такое решение «основано на ошибочной оценке реальности».

Щерский подчеркнул, что завершение российского проекта поставит Евросоюз в зависимость от Москвы: «Каждый газопровод имеет свой вентиль, и значит, что его можно будет закрыть на российской стороне. Значит, от момента, когда он будет завершен, Западная Европа или Европейский союз должны будут брать во внимание при принятии своих решений, что могут потерять доступ к российскому газу, от которого будут зависимы».

По его мнению, такая зависимость разрушит интеграционные процессы в Европе.

«”Северный поток — 2” — это газовая бомба, заложенная под европейскую интеграцию. Этот проект действительно взорвет или может взорвать Европейский союз», — считает Щерский.

Заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблоньский заявил, что Варшава оказывает давление на Вашингтон.

«Мы оцениваем это однозначно негативно, мы продолжаем оказывать давление, чтобы это решение изменить, это решение отменить. Мы можем сделать это эффективно, если будем говорить в один голос и во внутренней политике, и как союз государств в нашей части региона, государств, которые понимают, какую угрозу представляет строительство этого газопровода», — сказал зам. главы внешнеполитического ведомства 26 мая.

Польша требует от Берлина компенсацию

Критика в отношении Байдена и заявление о том, что Берлин должен выплатить Варшаве компенсацию из-за строительства «Северного потока — 2» со стороны бывшего министра обороны Польши Яна Парыса и действующего министра иностранных дел Польши Збигнева Рау выглядит вызывающе.

В своем интервью изданию Do Rzeczy Парыс сказал: «Немцы потратили пять миллиардов евро на строительство „Северного потока“, так что пусть они выделят пять миллиардов на дополнительные вооружения для Восточно-Центральной Европы. Наша безопасность серьезно пострадала из-за этого газопровода, поэтому требования к Берлину вполне обоснованы».

«Я призываю Германию взять на себя ответственность за свой собственный выбор, связанный с запуском „Северного потока — 2“, и принять фактическое, а не фиктивное участие в компенсации дефицита безопасности», — заявил глава МИД Польши

Варшава продолжает настаивать на введении США санкций против России из-за строительства «Северного потока — 2». 15 июня нижняя палата парламента Польши (сейм) приняла резолюцию против строительства газопровода «Северный поток — 2».

В резолюции депутаты призвали союзников по НАТО «к отказу от какой-либо поддержки реализации проекта газопровода „Северный поток — 2“, а также к принятию мер, направленных на немедленное и эффективное прекращение его строительства». США они призвали к расширению санкционного списка «организаций, участвующих в строительстве газопровода».

В своих многочисленных заявлениях Польша пытается противопоставлять себя Германии как локомотиву ЕС и ведет себя так, как будто она является самостоятельным игроком на политической карте.

Что же придает уверенность некоторым голосам в Польше, делающим громкие политические заявления в адрес Германии и позволяющим себе критику в адрес администрации президента США Байдена? Самопиар и желание выделиться на польском политическом ландшафте, или принадлежность к неким группам, имеющим определенные цели и ведущим самостоятельную политическую игру?

Продолжение следует