Что привело к трагедии в метро Мехико?
В Мехико случилась трагедия — подломилась опора моста, по которому двигался поезд метро. С высоты 10 метров вагоны с пассажирами рухнули на оживленную автомагистраль, проходящую под мостом.
Катастрофа произошла 3 мая в 22:25 по местному времени в районе станции «Оливос» на юге города.
Мэр города Клаудия Шейнбаум заявила, что будет проведена проверка всей линии метро, на которой произошла трагедия, и будет сделан структурный отчет.
Свои соболезнования пострадавшим и семьям погибших выразили сенатор Мигель Анхель Мансера и министр иностранных дел Мексики Марсело Эбрард. Именно Эбрард в качестве главы правительства Мехико (Федерального округа) в 2012 году открывал 12-ю линию метро, на которой 3 мая обрушился мост.
Землетрясение 2017
Опасения по поводу безопасности 12-й линии метро возникли у местных жителей после землетрясения в 2017 году, в результате которого были повреждены элементы транспортной инфраструктуры, в том числе и на 12-й линии метро.
В СМИ сообщалось о повреждении путей, а также различных разрушений бетонных конструкций. На участке между станциями «Нопалера» и «Оливос» были зафиксированы повреждения несущих колонн. Кроме этого специалисты выяснили, что колонны собирались строителями с нарушением проекта и технических условий.
Тогда для проведения восстановительных работ закрыли шесть станций метро. 300 колонн 12-й линии были обследованы специалистами с помощью ультразвука.
В 2020 году состояние путей на 12-й линии метро продолжало вызывать беспокойство местных жителей, они даже написали коллективное письмо в мэрию и руководству STC (структура, обслуживающая метро).
«Мы знали, что это рано или поздно произойдет, потому что в прошлом году те из нас, кто здесь живет и работает, видели, как все двигалось, когда проезжал поезд метро, он всегда был полон и ночью все дрожало, — рассказала одна из местных жительниц Мартина. — Перед пандемией мы провели встречу между соседями, и в мэрию были переданы фотографии и видео, но они проигнорировали нас».
Пожар
Следует отметить, что это не первое чрезвычайное происшествие в метро Мехико в этом году. Так, 9 января вспыхнул пожар в здании, в котором находилась силовая подстанция, снабжающая электроэнергией 1–3 линии метро, а также центральный контрольно-диспетчерский пункт, управляющий движением на 1–6 линиях. В результате погибла женщина-полицейский и пострадало не менее 30 человек.
На момент пожара подстанция находилась в процессе модернизации, поскольку эксплуатировалась уже 50 лет.
После пожара правительство Мехико приняло решение перенаправить средства, предназначенные для закупки резервных поездов, на модернизацию контрольно- диспетчерского пункта для линий 1–6.
Авария 2020 года
Год назад в метро Мехико произошла еще одна авария. 10 марта 2020 года из-за отказа тормозной системы поезд метро, разогнавшись на путях под 7-градусным уклоном до скорости 70 километров в час, врезался в стоявший у платформы Tacubaya состав. В результате инцидента погиб один человек и 41 пострадал.
Авария 2015 года
Еще одна авария произошла 4 мая 2015 года. Во время проливного дождя с градом поезд, следовавший в направлении станции Politecnico, врезался на скорости 31,8 километра в час в состав, находившийся на станции Oceania. Расследование установило вину машиниста врезавшегося поезда, не выполнившего распоряжение перейти на ручной режим управления в условиях дождя. В результате аварии один человек погиб и 12 пострадали.
Природа
Геофизик из университета Майами во Флориде Дарио Солано-Рохас проанализировал спутниковые данные и обнаружил неравномерную просадку грунта в районе линий метро. По мнению ученого, различное проседание является настоящим виновником повреждения путей и аварий, потому что оно заставляет путь изгибаться и менять уклон, поскольку одни участки проседают быстрее, чем другие.
Именно проседание грунта Солано-Рохас считает истинным виновником аварии метро 2015 года: «Первоначальный проект предполагал наклон путей 3%, но после многих лет проседания уклон изменился (до более чем 7% — прим. ИА Красная Весна), и тормоза поезда не были рассчитаны на этот уклон».
Ученые сопоставили полученные карты дифференциального проседания с местоположениями заявленных повреждений путей, собранными из различных источников. В результате исследователи установили, что сегменты юго-восточной линии А имели как наибольшее количество проблем, так и самые высокие уровни дифференциального проседания.
Человеческий фактор
Не только природа является причиной неисправностей метро. Так, в марте 2014 года STC приостановило работу 12-ти станций линии номер 12 (от станции Tlahuac a Culhuacan) из-за строительных проблем. В течение 20 месяцев проводились исследования и исправления для улучшения безопасности пассажиров. Стоимость ремонта составила более 623 миллионов песо.
Еще одним отрицательным фактором, влияющим на безопасность метро Мехико, является коррупция.
Так, в 2016 году STC закупила у компании Consorcio Internacional Quetzalcoatl, SA de CV дифференциалы для вагонных колес. Из 681 установленных дифференциалов 18 вышли из строя через 80 дней эксплуатации, не проехав 30 тысяч километров, хотя гарантия распространяется на 500 тыс. километров.
По гарантийному запросу STC поставщик не отправил своих представителей на объекты метро.
Нынешняя администрация STC проанализировала документы и обнаружила, что Consorcio Internacional Quetzalcoatl занимается продажей медицинских инструментов, инкубаторов и носилок, а детали можно было купить напрямую без посредника у Renault Trucks.
Надеемся, расследование аварии в метро Мехико 3 мая установит истинные причины трагедии. Как видим, предпосылок для нее было более чем достаточно.