1. Социальная война
  2. Детское движение
Владимир Колдин / ИА Красная Весна /
Много было риска, очень много, и ребятам это как раз и нравилось. Они чувствовали себя героями своей жизни

Как воспитать героев из трудных подростков. Забытый опыт «Гринабеля»

Шарль Жалабер. Антигона выводит слепого Эдипа из Фив, Жалабер, XIX в.
Шарль Жалабер. Антигона выводит слепого Эдипа из Фив, Жалабер, XIX в.

Мало кто знает про существование в Советском Союзе молодежных организаций, кроме пионерской и комсомольской, но такие были. Например, в 1966 году в Павлодаре (Казахская ССР) создали «Гринабель». Название составили из фамилий советского писателя Александра Грина и работавшего на СССР разведчика Рудольфа Абеля. Инициатором идеи стал первый секретарь обкома комсомола Сергей Литвиненко. Он хотел таким образом профилактическими мерами снизить уровень подростковой преступности и предложил 25-летнему Виталию Ерёмину возглавить организацию и заняться воспитанием трудных детей.

На вооружение были взяты идеи Антона Макаренко и других педагогов, внесших вклад в развитие педагогической мысли. Каждые выходные, когда был пик уличной активности молодежи, ребята участвовали в походах или военно-спортивных играх. Они сами обустраивали помещение для организации и зарабатывали на ее оснащение, обучались самбо и борьбе, военной подготовке, вели политические дискуссии, а также участвовали в общественной жизни города. Виталий Ерёмин взращивал у воспитанников идеи братства и служения обществу.

Одновременно в организации состояло около 130 человек. Часть из них, повзрослев, становились инструкторами в «Гринабеле». Организация стала почти самодостаточной, обеспечивая себя и материально, и кадрами. За восемь лет через нее прошли около 2 тыс. подростков. Из них на грани судимости были около 200. За это время никто не попал на скамью подсудимых. Кроме того, ребята пресекали появление в своем районе подростковых банд. Хулиганы обходили членов организации стороной, опасаясь последствий. В милиции признали, что после появления организации в городе значительно сократился уровень подростковой преступности.

Успешный опыт «Гринабеля» обсудили в Политбюро ЦК КПСС. Предлагалось создать сеть подобных организаций по всей стране. Но резко против выступил Михаил Суслов, который в тот период руководил идеологическим направлением. Он заявил, что, кроме пионерии и комсомола, не нужно больше никаких молодежных организаций. Возглавлявший страну генсек партии Леонид Брежнев поддержал его.

После этого Литвиненко сняли с должности, но «Гринабель» не закрыли. Против этого выступили родители подростков. Их протест позволил организации просуществовать еще несколько лет. При этом чиновники постоянно старались вставить ей палки в колеса, а потом «удушили в объятьях». Организации предложили войти в систему народного образования, чтобы получить больше возможностей (было необходимо более просторное помещение вместо предоставленного подвала и больше средств для развития). На следующий день после этого «Гринабель» объявили отделом Дома пионеров, что и стало концом организации.

Виталий Ерёмин после этого работал журналистом, поднимая больные для общества темы, а также написал ряд книг, в том числе посвященных воспитанию: «Отчаянная педагогика», «Воспитание в испытаниях», «Храм воспитания». Он уверен, что страну не получится изменить без изменения системы воспитания детей, и предлагал свой опыт, в том числе в постсоветской России. Но чиновники остаются глухи к инициативам. Корреспондент ИА Красная Весна побеседовал с создателем «Гринабеля».

ИА Красная Весна: Виталий Аркадьевич, до работы в «Гринабеле» вы не занимались воспитанием детей, почему Литвиненко предложил именно Вам создать организацию?

Ерёмин: Он знал, что у меня биография связана с лихим детством, юностью. Я сам был парнем уличным. Потом я написал повесть, он ее прочел, ему понравилось. И тогда модно было заниматься подростками, были так называемые ребячьи комиссары. Он из меня решил сделать такого комиссара и предложил эту работу.

ИА Красная Весна: Что было труднее, противостоять чиновникам или воспитывать детей?

Ерёмин: И то и другое, но по-разному. Разные трудности. Чиновники только от случая к случаю, а подростки были каждый день рядом. Хулиганская работа была, — в кавычках. Много было риска, очень много, и ребятам это как раз и нравилось. Они чувствовали себя героями своей жизни. Я считаю, в этом и есть настоящее воспитание, когда парень или девчонка чувствуют, что они герои своей жизни и уважают себя за это. Они у всего города вызывали восхищение. Когда шли по городу, все высыпали на тротуар и смотрели, как идут колонны. Если по городу не идут колонны подростков, в поход или еще куда-нибудь, в этом городе вообще нет воспитания, я считаю.

ИА Красная Весна: Сейчас в стране внедряют цифровизацию, в том числе в школах. Как это влияет на детей?

Ерёмин: По моему мнению, компьютер и гаджеты способствуют тому, что подростки замыкаются в своей скорлупе, в своей жизни. А им нужно воспитание в коллективе сверстников, занятия полезными делами. Замкнутая жизнь сфокусирована на себе любимом. Воспитываются эгоисты, эгоцентрики. Это плохо в том числе для государства, особенно в перспективе. Человек — существо коллективное, и государству нужны коллективисты, а не одиночки. Это политический вопрос.

А то, что школа не может, не хочет или не умеет этому противодействовать, тоже плохо. Школа сейчас этому даже потворствует, как не печально. Это вообще особый разговор, очень неприятный разговор, мне кажется. То, что там делают, ни один враг нам столько не делает. Но это зависит от чиновников.

Один мой бывший воспитанник, он выступает советником по экономическим вопросам в странах СНГ, однажды рекомендовал идеи возрождения такой формы воспитания, какая была у меня, в российское Министерство образования. Я встретился с заместителем министра, был довольно продолжительный разговор. Я понял, что всё, что говорю, ему неинтересно, потому что человек вообще не понимает, о чем речь, хотя он — замминистра. А если люди, которые не понимают, что такое воспитание, занимают такие посты, о чем говорить?

ИА Красная Весна: В книге «Храм воспитания» Вы написали о большой роли в воспитании знания русского языка, что писать безграмотно не патриотично. Почему так?

Ерёмин: Когда человек говорит или пишет неправильно, он проявляет неуважение к родному языку. По моим наблюдениям, чеченцы, как правило, более литературно говорят на русском языке, многие даже без акцента. Язык свой надо знать. Если человек плохо знает язык, не хочет его знать, он его не уважает. А если он проявляет неуважение к родному языку, так он точно так же не будет уважать и Флаг, и Гимн, и историю. Это же всё взаимосвязано.

ИА Красная Весна: Как Вы думаете, в школах нужно сейчас говорить о политике?

Ерёмин: Не знаю как насчет политики, а беседы на исторические темы, историческое воспитание, этим вся жизнь школы должна быть пронизана. Все коридоры должны быть увешаны портретами полководцев, писателей, авторитетных артистов, лучших людей, короче говоря, патриотов страны. У нас же покажи, допустим, портрет Сперанского (Михаил Сперанский, (1772 — 1839 гг.) русский законотворец и реформатор — прим. ИА Красная Весна), спроси, кто это, никто не скажет. А это был один из великих чиновников. Но сейчас даже чиновники его не знают. Кто не знает историю, тот вечный дитя, потому что он путается. Его легко запутать.

Но, наверное, дети должны разбираться, на чьей стороне быть. Понимать, кто ведет себя достойно, кто недостойно. Это даже сейчас видно. Чем быстрее дети начинают разбираться в таких вопросах, тем они быстрее взрослеют. Они взрослеют от ответственности и от тех поступков, на которые их организуют воспитатели. Полезных дел и поступков. И от серьезных разговоров. Они должны переживать за свою страну, не должны жить щенячей жизнью. Они сами устают от бестолкового, глупого детства. Им нужна умная жизнь.

ИА Красная Весна: Получается, что создание детских организаций активного типа в интересах и государства, и простых граждан?

Ерёмин: Расскажу один пример. Штаб-квартира «Гринабеля» была в подвале пятиэтажного дома. Туда собирались каждый день около сотни человек точно. Так получилось, что у нас не было своего туалета даже. Вот было такое отношение чиновников. Нам не разрешали сделать туалет свой, хотели досадить. Ребята бегали к жильцам, их пускали. Восемь лет пускали. Потому что город был неспокойный, а в нашем микрорайоне тишина была. Не было хулиганства, нападений уличных. Улица была под контролем, патрули ходили из ребят. И не только улица. Ребята работали в уголовном розыске, они же повзрослели. Они уже перед армией были готовы там работать.

ИА Красная Весна: Получается, что у Вас есть готовая методика, как создать организацию, аналогичную «Гринабелю»?

Ерёмин: Я подробно расписал, что нужно сделать для этого в книгах «Отчаянная педагогика» и «Храм воспитания». Каждый шаг. Если где-то создавать «опытную лабораторию», то лучше в небольшом городе — спутнике большого города. Крайне важно не ошибиться в кандидатуре. Нельзя исключать, что это может быть «боевая» девушка.

К запуску нужно готовиться достаточно долго, необходимо, чтобы была матчасть, кадры, теоретическая подготовка. Лучше, если это будут освещать СМИ. Нужно, чтобы в подготовке участвовал весь город, точнее, родители будущих членов организации. Нельзя допустить осечки. На время запуска проекта я могу приехать и поучаствовать на месте.

ИА Красная Весна: Вы сравнили аморальное поведение «звезд» во время специальной военной операции с предательством. Почему важна мораль для общества в такое время?

Ерёмин: Очень многосторонний вопрос. Мы же восстанавливаем историческую справедливость. Наши предыдущие правители просто отдали эти территории. Мы их возвращаем. Причем нам приходится их возвращать таким очень невыгодным для нас способом. И миру плевать на то, что мы возвращаем свое. Мы раздали свои территории, но вместо благодарности в нашу сторону начали просто плевать. Плевать и пытаться еще как-то военным способом нас ущемить, развалить нашу страну. И важно, чтобы не только те, кто пошел воевать на фронт, но и весь народ чувствовал свою миссию. Чтобы понимали, чем он занимается, что делает. Я считаю, что до сих пор большая часть народа этого не понимает.

Великую Отечественную войну выиграли воля и душа народа, созданные идеалами предвоенного времени. Идеалы не столько из области идеологии, сколько из всечеловеческой морали и нравственности. Волю и душу народа создали книги, фильмы, песни и тот строй жизни порядочных людей, который существовал вместе с действовавшим тогда политическим строем.