Следование в рамках прошлой парадигмы, когда все необходимое можно было купить, в новой реальности может очень дорого обойтись России

Способна ли Россия решить свои экономические проблемы? Интервью

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Экономика России
Экономика России

1 июня информационное агентство Bloomberg сообщило, что при расчетах с Индией в национальных валютах за поставленные ресурсы Россия вынуждена накапливать за пределами страны до 1 млрд долларов в рупиях и не может потратить эти средства. Соответственно, происходит рост замороженного за рубежом капитала. Корреспондент ИА Красная Весна обратился за комментарием по этому вопросу к главному редактору журнала «Экономист», профессору МГУ Сергею Губанову.

«Суть, очевидно, такая, что мы продаем ресурсы, сырьевые ресурсы, скажем, за рупии или за юани, и не можем их отоварить. То есть в этом смысл», — уточнил суть проблемы Губанов.

Профессор отметил, что журнал «Экономист», который он представляет, уже давал свою точку зрения по этому вопросу в ответ на статью Пола Кругмана, известного колумниста New York Times. Кругман, являющийся хорошим специалистом в данной теме (в 2008 году он получил Нобелевскую премию в области экономики), еще в феврале-марте отмечал, что превышение экспорта над импортом в товарном выражении не усиливает, а ослабляет Россию. Губанов подчеркнул правоту американского колумниста.

«Мысль совершенно правильная, потому что мы отдаем реальные ресурсы, а в обмен получаем денежные знаки, которые не можем отоварить и вынуждены их, действительно, складировать — это очень плохо», — сказал он.

С точки зрения профессора, проблема заключается в том, что внешняя торговля в России децентрализована, она отдана в частные руки. И, по его словам, «пока внешняя торговля остается в частных руках, она будет не в интересах России».

«А если бы этим занимались уполномоченные государственные агентства, то проблему можно было бы, допустим, не полностью решить в нынешней обстановке, но, по крайней мере, минимизировать ее издержки и потери для страны. К большому сожалению, нас очень сильно лимитирует микропроцессорная монополия Соединенных Штатов Америки. Без новой индустриализации мы снять эту проблему не сможем», — добавил он.

Губанов рассказал, что еще со второй половины 90-х годов серьезные экономические круги, выступающие с позиции государственных интересов, умоляли Кремль приступить к новой микропроцессорной индустриализации. Они с 1996 года заявляли, что без этого невозможно занять достойное место в современном мире.

«Просто на коленях стояли и говорили Кремлю: „Не надо рубить сук на котором вы сидите“. Микропроцессоры — это сегодня всё. Это ключ к господству в мире, и у кого нет этого ключа, тот занимает жалкоподчиненное место. Потому что микропроцессоры — это всё и на поле боя, и в экономике. Это и автомобили, и самолеты, это и средства связи, это искусственный интеллект — всё, чем сегодня знаменит передовой технический уровень», — пояснил профессор.

Губанов подчеркнул, что на сегодняшний день эта проблема так и не решена. По его словам, сегодня за рупии или юани Россия может что-то купить, но она не может купить передовую линейку микропроцессоров. То есть России не продают того, что ей нужно.

«В итоге мы получаем рупии и юани и вынуждены через посредников решать вопросы технологического импорта. Это очень тяжело, потому что нет советской системы. У нас нет сегодня идеи светоча, когда нам многие зарубежные кадры помогали за идею, разделяя наши социальные идеи. Идеи постсоветской России не разделяет никто», — заявил профессор.

Он отметил, что Соединенные Штаты прекрасно знают об этом слабом месте России. Вместе с тем Губанов заметил, что экспортно-сырьевую систему, работающую против страны, давно пора сворачивать. Он еще раз акцентировал внимание, что «неспособность организовать импорт технологически необходимого для страны — это ослабление страны, а не усиление».

Корреспондент в подтверждение слов профессора привел недавнюю новость о раскрытии российской разведкой операции американских спецслужб по заражению вредоносным программным обеспечением тысячи «айфонов», в том числе принадлежащих иностранным дипломатом в Москве.

«Это известно еще с момента первого „айфона“. „Айфон“ — это идеальное средство электронной разведки, это все прекрасно знают, тут никаких иллюзий быть не может. Кто производит передовые микропроцессоры, тот управляет миром. Микропроцессорная монополия сегодня гораздо важнее, чем ядерная и атомная монополия», — прокомментировал Губанов.

Профессор отметил, что, действуя в государственных интересах, давно можно было найти решение проблемы. По его словам, таким решением является государственная монополия внешней торговли, что будет означать конец экспортно-сырьевой системы.

«А конец экспортно-сырьевой системы — это конец компрадорского капитализма в России, это новый тип государства, новый тип экономики, новый тип идеологии и новый уровень развития производительных сил. Вот на что, на самом деле, замыкается цепочка», — подчеркнул профессор.

Он обратил внимание, что сегодня поднимается вопрос о новой приватизации государственных объектов, и это при том, что страна фактически находится в военном положении. По его мнению, чтобы предлагать такое, надо быть открытым врагом государственных интересов России. В связи с этим Губанов подчеркнул важность мобилизации общественного сознания. Также он предостерег от шуток с историей.

«Полвека шутили с историей — хватит. Мы за это уже расплачиваемся и очень серьезно, но это цветочки по сравнению с тем, что может быть в финале… Нас всего 14 десятков миллионов в стране. Но все 14 десятков миллионов почувствуют на собственной шкуре, что такое шутки с историей, и чем они заканчиваются», — заявил профессор.

Он добавил, что таких серьезных испытаний, как сегодня, в России не было. В 1917 году, по его словам, в России были организованы левые политические силы, а сегодня этого нет. Он высказал мнение, что рассчитывать можно только на «некое чудесное изменение в Кремле и в верхах государства», и вменяемые силы «должны костьми лечь, чтобы восстановить примат государственных интересов в политике, экономике и идеологии».