9
июн
2020
  1. Политическая война
  2. Конституция РФ
ИА Красная Весна /
Остается немаловажный вопрос: способно ли ослабленное и дезорганизованное карантином российское общество провести результативно одну из базовых демократических процедур — всенародное голосование

Ускоренное принятие на фоне карантина. Что сулят нам поправки в Конституцию

Николай Дмитриев-Оренбургский «Пожар в деревне». 1885
Николай Дмитриев-Оренбургский «Пожар в деревне». 1885
Николай Дмитриев-Оренбургский «Пожар в деревне». 1885

Голосовать за нельзя против. Несмотря на огромный социальный стресс, вызванный в нашей стране невиданными в истории карантинными мерами, всё еще остались вопросы общегражданского характера, которые волнуют общество в любой ситуации. Именно к таким вопросам относятся перспективы принятия поправок в Конституцию Российской Федерации. И возникает понятная потребность уяснить, что же все-таки представляет из себя сам набор обсуждаемых поправок.

Конституция Российской Федерации занимает главенствующее положение в иерархии нормативных правовых актов в нашей стране. И пока что этого всё еще не может отменить никакой коронавирус. Действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года при Борисе Ельцине в результате всенародного голосования, практически сразу после расстрела Верховного совета Российской Федерации.

Далее, за весь период президентства Ельцина, серьезных поправок Конституция не претерпевала.

И только 5 ноября 2008 года крупные поправки в Конституцию были выдвинуты президентом Дмитрием Медведевым в послании Федеральному собранию. В частности, поправки предусматривали: увеличение президентских сроков с 4 до 6 лет; объединение Верховного Суда РФ с Высшим Арбитражным судом, а также назначение представителей президента в состав Совета Федерации.

С тех пор прошло 11 лет, и вот 15 января 2020 года президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил вновь внести изменения в Конституцию. В этот же день была организована рабочая группа в составе 75 человек по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации.

20 января Путин вносит в Государственную думу законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».

По прошествии трех дней законопроект был принят Госдумой в первом чтении. Затем 11 марта на пленарном заседании Совет Федерации в первом чтении принимает большинством голосов закон «О внесении поправок к Конституции Российской Федерации». А 12–13 марта региональные парламенты одобряют весь пакет поправок.

И уже 14 марта, в субботу, Путин подписывает закон о поправках в Конституцию, которые вступят в силу только после всенародного голосования. В тот же день Конституционный суд приступил к проверке закона на соответствие Конституции, и через два дня все поправки были одобрены.

17 марта Путин подписывает указ о проведении 22 апреля всенародного голосования по предложенным поправкам в Конституцию, но из-за общемировой ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции предлагает перенести голосование на более поздний срок.

При этом эксперты отмечают рекордную скорость процедуры согласования поправок в истории изменений российской Конституции.

Такова небольшая история «жизни» современной российской Конституции, но давайте подробнее рассмотрим поправки, которые призваны изменить жизнь в нашей стране.

1. Первое изменение касается возможности создания так называемых «федеральных территорий». К ним планируется отнести закрытые города, особо охраняемые природные территории и Арктику. На этих территориях предполагается введение прямого подчинения местной власти федеральному центру.

Также закрепляется принцип недопущения отчуждения части «территории Российской Федерации» и «призывы к таким действиям». Отметим, что ранее лидер общественного движения «Суть времени» Сергей Кургинян направлял сопредседателю рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Павлу Крашенинникову предложение о закреплении в Конституции положения о запрете изменения территории Российской Федерации «без волеизъявления народа, выраженного путем референдума».

2. Предполагается внести в Конституцию целую статью 67.1, в которой утверждаются следующие положения:

— Российская Федерация является правопреемницей СССР на своей территории, а также в отношении членства в международных организациях, предусмотренных международными договорами обязательств и активов за пределами страны;

— указание на тысячелетнюю историю государства и «память предков», которые передали «нам идеалы и веру в Бога»;

— недопущение умаления «значения подвига народа при защите Отечества» и право Российской Федерации обеспечивать «защиту исторической правды».

Многие граждане, конечно же, поддержат такого рода поправки. Однако обратим внимание, что этим не исчерпывается весь список поправок и весь круг затронутых ими вопросов.

Так, в части четвертой указано, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России». Ранее эта поправка вообще предусматривала, что «дети являются важнейшим достоянием Российской Федерации».

Что скрывается за этими речевыми оборотами? Вызывает беспокойство, что на конституционном уровне хотят закрепить обязанность государства брать на себя обязанности родителей, хоть пока только в отношении детей, оставшихся без их попечения. При этом многие эксперты сходятся во мнении, что именно эта позиция сильно размывает социальное значение института семьи и фактически направлена на непосредственное вмешательство в семью. Вот яркий пример того, насколько велика цена каждого слова в Конституции.

Вместе с этим, как мы увидим далее, гражданам предлагают проголосовать за поправки, которые направлены на защиту традиционных ценностей в стране.

3. Стоит отметить еще одно немаловажное изменение, которое устанавливает русский язык как язык «государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации», включая культуру, как уникальное наследие «ее многонационального народа». Указывается, что государство обеспечивает защиту интересов и сохранения «общероссийской культурной идентичности» соотечественникам, проживающим за рубежом и в то же время «защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия».

4. Следующая тема в наборе поправок касается гражданства. Конституционные поправки, запрещающие чиновникам на государственных и муниципальных должностях иметь не только гражданство иностранного государства, но и хранить деньги в иностранных банках, вызвало одобрение у народа. Так, в опросе ВЦИОМ, проведенном 25 февраля, 93% опрошенных граждан заявили о поддержке данной поправки.

В то же время Конституционный суд в своем заключении от 16 марта указал, что вышеозначенные ограничения направлены, прежде всего, на защиту суверенитета Российской Федерации, «а в части возрастных требований обусловлены необходимостью наличия у претендента на соответствующую должность определенного жизненного опыта». Суд также отметил, что наличие у чиновника жизненных интересов за пределами Российской Федерации «делает его уязвимым перед посторонним влиянием».

5. Поскольку в западных странах давно уже нацелились на разрушение традиционной семьи, то Россия становится оплотом по ее защите. Так, в Конституции прописывается «защита института брака как союза мужчины и женщины». В то время как в «цивилизованных» странах такие привычные для нашего глаза формулировки уже являются моветоном, а пары должны называться Родитель 1 — Родитель 2.

6. Далее по тексту поправок мы встречаем упоминание о пенсиях. Так, в поправках указано, что в России «формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование». И это после того, как в «День людоеда» власть приняла решение все-таки проводить непопулярную пенсионную реформу, которая мгновенно обрушила рейтинги президента и выкинула множество людей в разряд предпенсионеров. А также лишила молодые семьи возможности опереться на помощь бабушек, которые вынуждены теперь работать, вместо того, чтобы быть с внуками.

7. В дальнейшем стоит указать на норму, которая позволит России не исполнять «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации».

Что это значит? Одни эксперты считают, что это может означать установление приоритета Конституции РФ над международными нормами, другие — что речь идет не буквально о международных нормах/договорах, а, скорее, о решениях межгосударственных органов, которые впоследствии толкуют договоры не в пользу России.

К примеру, декан юридического факультета СПбГУ и член рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Сергей Белов заявлял, что это принципиальный вопрос. Потому, что одно дело, когда Россия как суверенное государство заключает договор и берет на себя конкретные обязательства, и другое — когда она заключает договор, а потом текст этого договора начинает интерпретироваться не в ее пользу.

8. Одной из самых обсуждаемых поправок в Конституцию в средствах массовой информации и интернете стала поправка об «обнулении» сроков президентства.

Стоит отметить, что в изначальном проекте поправок упоминания об этом не имелось. Госдума 23 января приняла в первом чтении проект, в котором уточнялось только, что одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков, в то время как ранее было указано «более двух сроков подряд». Однако позже появилось следующее уточнение:

«Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением».

Т. е. в случае положительного голосования граждан по данным поправкам, у первого лица государства появляется возможность занимать должность президента еще два срока.

9. Кроме того, в Конституцию вносят поправку, предусматривающую для президента, прекратившего «исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки», пожизненные полномочия сенатора Российской Федерации. Аналогичными полномочиями смогут обладать «граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности». Все остальные сенаторы назначаются на должность «сроком на 6 лет».

10. Далее, вносятся поправки, предоставляющие возможность президенту в кризисной ситуации не распускать Госдуму и проводить выборы.

Так, если Госдума трижды отклоняет кандидатуры заместителей председателя правительства Российской Федерации и федеральных министров, то президент вправе сам назначить их «из числа кандидатур, представленных председателем правительства Российской Федерации». А если более одной трети должностей членов правительства остаются вакантными, то «президент Российской Федерации вправе распустить Государственную думу и назначить новые выборы».

Согласно действующей редакции ч. 4 ст. 110 Конституции, после трехкратного отклонения представленных кандидатур председателя правительства президент обязан назначить председателя правительства, распустить Госдуму и назначить новые выборы.

11. Также новые изменения предусматривают персональную ответственность председателя правительства Российской Федерации «перед президентом Российской Федерации за осуществление возложенных на правительство Российской Федерации полномочий».

12. Что же касается общероссийского голосования, то его проведение не может состояться ранее, чем через 30 дней со дня официального опубликования указа президента о его назначении. В голосовании вправе принимать участие все совершеннолетние граждане России, за исключением признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

В то же время, глава Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова ранее не исключала возможности применения дистанционного голосования по поправкам в ряде регионов нашей страны. В условиях полного или частичного карантина этот вопрос не может не обрести новой актуальности. И тогда проблема достоверности такого рода голосований, то есть их законности, неизбежно встанет в полный рост.

В настоящее же время голосование по поправкам будет проходить 1 июля очно во всех избирательных участках страны. Для этого ЦИК вместе с Роспотребнадзором разработал и направил в регионы рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности на участках.

В целом на фоне такой картины тяжеловесным выглядит вынесение на общероссийское голосование поправок в Конституцию не по отдельности, а пакетом. Уж очень разнонаправлены вопросы, затронутые поправками. Кто-то может не захотеть участвовать в голосовании, если какая-либо отдельная поправка не нравится по объективным причинам.

В то же время может получиться, что запуганные коронавирусной истерией люди, просидевшие в самоизоляции с конца марта, просто побоятся прийти на участок и выразить свое мнение. И тогда низкая явка поставит под сомнение правомочность результатов голосования. Так что остается немаловажный вопрос: способно ли ослабленное и дезорганизованное карантином российское общество провести результативно одну из базовых демократических процедур — всенародное голосование.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER