Ученики новой школы в микрорайоне Жегалово города Щёлково уже вторую неделю учатся без учебников. В новом образовательном комплексе, в который вошли две школы и два детских сада, учебники детям просто не закупили

Дооптимизировались. Ученики образовательного комплекса учатся без учебников

Изображение: Владимир Васильев © ИА Красная Весна
Корпус новой школы в Жегалово
Корпус новой школы в Жегалово

В 2021 году в Подмосковье было запланировано объединить около половины школ области в образовательные комплексы. Подавалось это как «новый этап» развития образовательной системы Подмосковья. Правда, в чем новизна этапа, говорилось нехотя и туманно, чиновники упирали в основном на экономию на административном персонале, а также на «профилизации» и «индивидуальных траекториях развития». Но за всем этим проглядывал еще один проект: насаждения в школах цифровой образовательной среды, с электронными учебниками и удаленными учителями (во всех смыслах).

В некоторых городах родителям удалось, объединившись, не допустить объединения школ, а в некоторых округах, как, например, в Рузском, — даже добиться отмены решений местной администрации по созданию образовательных комплексов. Но так повезло не всем. Там же, где не повезло, уже можно наблюдать результаты очередной оптимизации образования.

Школа в микрорайоне «Жегалово» на окраине подмосковного Щёлково была построена только в 2021 году. Жители очень ее ждали и добивались: до постройки новой школы детям приходилось ходить в Серковскую школу, расположенную в двух километрах от микрорайона. После многочисленных обращений жителей была построена большая современная школа на 1100 учеников, которая начала свою работу в феврале 2021 года.

Однако почти сразу обнаружился подвох: вновь построенную школу сразу объединили с 16-й щёлковской средней школой, образовав тот самый образовательный комплекс. По словам родителей, с которыми побеседовал корреспондент ИА Красная Весна, они хотели бы, чтобы новая школа была отдельным учреждением и не входила ни в какие комплексы. Однако такого выбора им не предложили, хотя этот вопрос поднимался на встречах с чиновниками.

“Мы хотели отдельно, это вообще была бы мечта», — рассказала корреспонденту Елена. Стоит упомянуть, что подмосковное правительство одним из принципов объединения школ называло «учет мнения родителей», однако, судя по многочисленным отзывам родителей из разных городов Подмосковья, этот принцип нигде не соблюдался.

История с объединением школ тоже запутанная. По словам родителей, когда школа строилась, было сразу решено объединить ее с 14-м лицеем. Директор лицея контролировала строительство корпуса и занималась набором учителей. Однако незадолго до открытия школы родители узнали, причем не по официальным каналам, что школу хотят присоединить к 3-й средней школе, расположенной на другом конце города. Зная, что у школы плохой рейтинг, родители попросили этого не делать, и тогда школу присоединили к 16-й, причем это произошло буквально за неделю до открытия школы.

Помимо двух школ, в образовательный комплекс вошли расположенные рядом с 16-й школой детские сады. Но если для присоединения к школе детских садов собиралась комиссия, которая хотя бы формально оценивала возможный ущерб интересам детей, то в случае с образованием этого комплекса на сайте горадминистрации удалось найти только решения комиссии, относящиеся к объединению детских садов.

Перед началом нового учебного года 2021/22 родителей, по их словам, заверили, что всё готово и занятия начнутся, как полагается, 1 сентября. Однако 3 сентября родители узнали, что учебников детям не закупили. Узнали, когда дети пришли из школы с пустыми ранцами. Стоит отметить, что родители заподозрили неладное еще раньше, но в отделе образования их заверили, что школа полностью готова к учебному году.

“В августе мы заподозрили, что учебников нет, волновались, всё ли готово к открытию школы. Задали вопрос директору и председателю комитета [по образованию]: всё ли закуплено, есть ли учебники. Нам был дан ответ, что всё закуплено», — рассказала Елена, дети которой ходят в новую школу. По словам Елены, 30 августа они получили прямой ответ от главы Комитета по образованию городского поселения Щёлково Ольги Кудряшовой.

Когда решится проблема и решится ли — неизвестно. По информации, имеющейся у родителей, учебники просто забыли закупить, а теперь их закупать уже поздно и школа тщетно пытается достать учебники в других школах. Но там, естественно, никто не держит запас учебников под учеников других школ, готовы поделиться только старыми учебниками, которые пора списывать. В качестве альтернативы родителям было предложено самостоятельно распечатывать фотографии страниц учебников.

В ответ на официальный запрос в Комитет по образованию Щёлково родителям ответили (копия документа есть в распоряжении редакции ИА Красная Весна), что учебники закуплены для классов с первого по четвёртый, а рабочие тетради закуплены не были, но «вопрос прорабатывается» и решение будет принято после 15 сентября. На самом деле, по словам родителей, даже у начальной школы есть учебники не по всем предметам.

“У меня учатся дети, второй и третий класс. У нас нет учебника по родному русскому, нет учебника по английскому», — рассказала Елена. Не закуплены и рабочие тетради. Но в старших классах, по ее словам, ситуация с учебниками еще хуже.

В ответе отдела образования родителей заверили, что ситуация «взята под строгий контроль». Получается, что до обращения родителей строгий контроль за работой вновь образованного комплекса отсутствовал?

Стоит напомнить, что образовательные комплексы подавались в том числе как средство избавления от излишних административных кадров, оптимизации средств, вложенных в образование. Причем это был, по сути, единственный строгий критерий, который можно было бы проверить, остальные, вроде «повышения качества образования», просто заявлялись как цель, без критериев ее достижения.

Что касается учителей, то родители сообщили, что в школе их не хватает. В письме Комитета образования говорится, что недостатка в учителях школа не испытывает.

“В настоящее время школа полностью укомплектована педагогами. За летний период уволились по семейным обстоятельствам 3 учителя, приступили к занятиям 1 сентября 34 педагога, из них 13 — вновь принятых», — говорится в документе. Правда на сайте образовательного комплекса, который по-прежнему называется 16-й школой, размещены сведения о вакантных должностях учителей начальных классов, русского языка и литературы, математики и физики.

В разделе «коллектив» перечислены 111 работников, все вперемешку: учителя школы, воспитатели детского сада, логопеды, психологи… И если у воспитателей хотя бы указан корпус, в котором они работают, то учителя школы, видимо, должны работать, где прикажут. Понять из информации с сайта школы о каких 34 работниках идет речь, не получилось.

Родители же сообщают, что некоторые уроки вынуждены вести педагоги не по своим предметам. Это при том, что оптимизация уже коснулась педагогов: они вынуждены работать в обоих корпусах школы. По словам родителей, учителя первую смену преподают в Жегалово, а затем перебираются в главный корпус школы, находящийся за железной дорогой на расстоянии полутора километров по прямой. Но и в этом случае педагогов не хватает и, по словам родителей, был случай, когда учителю физкультуры пришлось вести уроки по русскому языку и литературе.

В комитете по образованию города в ответ на запрос корреспондента ИА «Красная Весна» комментировать ситуацию отказались, заявив, что не имеют для этого необходимых полномочий.

“Я не уполномочена давать интервью», — заявила глава комитета Ольга Кудряшова в ответ на просьбу прокомментировать ситуацию с учебниками и учителями в новой школе, пояснив, что разрешить ей давать интервью может только глава администрации городского поселения.

Однако ситуация, в которой отсутствие учебников не воспринимается как чрезвычайное происшествие, а решение этого вопроса откладывается почти на две недели (ответ родителям был дан 3 сентября), говорит сама за себя. Фактически, это означает, что, с точки зрения чиновников от образования, ничего экстраординарного не происходит. И это поднимает уже другие вопросы: о целях создания образовательных комплексов. Если после создания образовательного комплекса, который должен был улучшить условия обучения, произошло ухудшение этих условий, а чиновники не относятся к этому как к чему-то вопиющему, то, может быть, декларируемые цели не соответствуют истинным?

Мы уже писали об этом: объединение школ подается одновременно с внедрением цифровой образовательной среды, которая сама рассматривается в том числе как средство экономии — в том числе на учителях. Если рассматривать ситуацию под этим углом, становится понятно олимпийское спокойствие чиновников.

Им, по большому счету, не важно, насколько школы укомплектованы учителями и учебниками, потому что речь идет о скором переводе всего обучения на «цифру», а тогда проблемы снимутся сами собой. Для чиновников. Но не для учеников, которых фактически лишают нормальной учебы.

Пока же, несмотря на все заверения чиновников, что новые образовательные комплексы будут гораздо эффективнее отдельных школ, а ликвидация части административного персонала пойдет только на пользу процессу, мы видим совсем другую картину. Как и в других социальных сферах, включая медицину и соцзащиту, оптимизация образования приносит одни проблемы.