Ростовская область играет огромную логистическую роль в восстановлении новых регионов. Нужны новые транспортные пути. Но строительством платных дорог делу не поможешь 

Дороги в новые регионы, атаки ракет и дронов, музей Раневской. Чем живет Ростовская область

Архип Куинджи. Степь. 1875
Архип Куинджи. Степь. 1875

Ростовская область — форпост во взаимодействии с новыми регионами

4 сентября в Ростове-на-Дону состоялся форум «Стратегия 2030», на котором были подведены предварительные итоги общественного обсуждения по обновлению стратегии развития Ростовской области до 2030 года. К участникам мероприятия обратился зампредседателя правительства РФ Марат Хуснуллин.

«Ростовская область для нас является одним из важнейших регионов в Южном федеральном округе, да и в целом по стране, одним из регионов, где большие объемы строительства, реконструкции, развития промышленности, сельского хозяйства», — заявил он.

Он отдельно подчеркнул важность реализации дорожных проектов — реконструкции федеральной трассы М-4 «Дон», создания Ростовского транспортного кольца и строительства Азовского кольца (транспортного кольца вокруг Азовского моря), имеющих значение для развития Ростовской области как «форпоста взаимодействия с новыми регионами».

Следует отметить, что Ростовская область — действительно исторически сложившийся логистический узел. Она расположена на пересечении транспортных путей из центральной России на юг. Через нее проходит федеральная трасса М-4 «Дон». В ростовском транспортном узле сходятся направления на Москву, Кавказ, Крым, Донбасс, порты Азовского и Черного морей.

После вхождения новых территорий в состав России роль Ростовской области как логистического моста резко возросла. Она имеет огромное значение в процессе восстановления новых регионов, в том числе потому, что через нее проходят потоки грузов: строительные материалы, техника, гуманитарная помощь, топливо, продукты и др. Трасса Р-280 «Новороссия», связывающая Ростов-на-Дону, Мариуполь, Мелитополь и Симферополь, летом 2023 года получила статус федеральной.

Однако строительство и реконструкция транспортных артерий в Ростовской области идут не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Так, Ростовское транспортное кольцо, 102 километра которого уже создано, никак не получается замкнуть из-за того, что остался недостроенным участок Западной хорды протяженностью всего 7,5 км. Как пояснял врио губернатора области Юрий Слюсарь на состоявшейся в августе встрече с президентом России Владимиром Путиным, «мы их не можем, к сожалению, построить по концессии, потому что платный участок сделать — все равно будут ездить через город на большегрузах, это 6 тысяч грузовиков день». В ответ президент запросил документы по этому проекту.

Есть проблемы и с реконструкцией М-4. Из-за ремонтных работ на трассе в Ростовской области постоянно образуются большие пробки. По данным на август 2025 года, завершить работы планируют до 2027 года — таким образом, видимо, на быстрое избавление от дорожных заторов рассчитывать не стоит. Кроме того, на трассе вводят новые платные участки, что тоже не радует водителей.

Не стоит забывать, что, помимо масштабных дорожных проектов, есть и дороги местного значения, многие из которых находятся в плачевном состоянии. Дорожные работы в области идут постоянно, но часто ограничиваются ямочным ремонтом, которого хватает до первой непогоды. К тому же муниципалитеты не всегда добросовестно следят за качеством дорог.

Таким образом, автодороги в Ростовской области — серьезная проблема, и это касается как крупных трасс, так и средних и маленьких дорог. И если регион действительно претендует на звание форпоста во взаимодействии с новыми регионами, эту проблему необходимо решать, и как можно скорее.

Уборка ранних зерновых завершена. Каковы итоги?

Аграрии Ростовской области завершили уборку ранних зерновых. Всего собрано 8,25 млн тонн при средней урожайности около 26 центнеров с гектара. После уборки поздних зерновых, к которой уже приступили, по прогнозам, урожай будет на уровне 8,5 млн тонн.

Последние два года объем урожая в регионе падает. Для сравнения: в 2023 году урожай зерновых превысил 16 млн тонн, а в 2024 году составил около 11,6 млн. В качестве причин снижения объемов называются аномальные погодные условия: возвратные заморозки, засуха, маловодье.

Аграрии, чьим хозяйствам был нанесен ущерб, смогут получить не менее 15 млрд рублей льготных кредитов — это решение было принято в августе по итогам встречи врио губернатора Слюсаря с президентом Путиным.

9 сентября на совещании, которое в режиме видеосвязи провел вице-премьер правительства РФ Дмитрий Патрушев, Слюсарь сообщил, что сельхозпроизводители уже подали свыше 150 заявок на оформление льготных кредитов. Их общая сумма составляет порядка 4 млрд рублей. Как подчеркнул глава региона, «это показывает большой спрос на эту меру».

Кроме того, для аграриев Ростовской области предусмотрены и другие меры поддержки. В частности, это пролонгация льготных кредитов и договоров лизинга. Патрушев поручил главе Минсельхоза РФ Оксане Лут вернуться к проработке этого вопроса.

Однако следует учесть, что заморозки и жара — не единственные причины, по которым снижается урожайность. Серьезной проблемой региона, значительная часть которого (особенно восточные и юго-восточные районы) относится к сухостепной и полупустынной зонам, является опустынивание.

Причинами опустынивания являются природно-климатические факторы: низкое количество осадков, их неравномерное распределение и высокое испарение с почвы, суховеи, выжигающие влагу из почвы, пыльные бури, уносящие самый плодородный, верхний слой земли. К этому добавляется антропогенный (человеческий) фактор — чрезмерная распашка земель, разрушающая естественную степную растительность, которая удерживала почву, а также использование тяжелой техники и глубокая вспашка, приводящие к истощению и эрозии почв. В результате плодородие земель падает.

Хорошим противодействием опустыниванию является создание и восстановление лесозащитных полос. Они защищают поля от суховеев и эрозии, накапливают снег, улучшают микроклимат.

О необходимости восстановления защитных полос в Ростовской области уже не первый год твердят многие эксперты. На это обратил внимание и президент Владимир Путин в ходе августовской встречи со Слюсарем. Он призвал винить в снижении урожайности не только жару и заморозки, но посмотреть повнимательнее и увидеть что-то еще.

«Опустынивание, например, использование тяжелой техники. Не всегда, понятно, тяжелая техника нужна, но надо понимать, где и как ее использовать. Сокращение защитных лесопосадок», — сказал он.

Слюсарь согласился с этим, подчеркнув, что «в советское время, конечно, все эти лесопосадки были на балансе колхозов, о них заботились», а «сейчас ситуация другая».

Он пояснил, что недавно было принято решение о передаче лесопосадок на баланс области. Теперь, по его словам, их надо передать сельхозпроизводителям и найти совместные ресурсы на их содержание.

Хочется верить, что региональные власти не будут тянуть с этим и займутся содержанием как уже существующих лесополос, так и созданием новых — иначе опустынивание не остановить.

К беспилотным атакам добавились ракетные

Беспилотные атаки происходят в Ростовской области практически ежесуточно. На той неделе киевский режим атаковал с помощью БПЛА города Ростов-на-Дону, Каменск, Новошахтинск, Таганрог, Семикаракорск, а также Шолоховсковский, Верхнедонской, Миллеровский, Боковской, Белокалитвенский, Чертковский, Тарасовский, Красносулинский, Дубовской районы.

В ночь на 2 сентября в результате атаки в Ростове-на-Дону, в микрорайоне Левенцовский загорелись верхние этажи двух многоэтажных домов на улице Ткачева и Еременко. Впоследствии в одной из квартир обнаружили неразорвавшийся заряд, были эвакуированы и размещены в ПВР 320 жителей.

На следующую ночь в Белой Калитве в результате беспилотной атаки был посечен осколками фасад и разбиты окна двух многоквартирных домов. Также повреждения получили несколько частных домов в поселке Коксовый. А на железнодорожной станции Кутейниково в Чертковском районе неразорвавшийся боеприпас упал на крышу здания станции. Пассажиров и сотрудников своевременно эвакуировали, никто не пострадал.

Нередко объявляется в Ростовской области и ракетная опасность. Обычно ракеты сбивают еще на подлете к территории региона, однако так бывает не всегда.

Вечером 8 сентября ракетную опасность объявляли всего на 10 минут, но за это время жители некоторых районах Ростова-на-Дону слышали звуки воздушного боя. Как потом сообщил врио губернатора Юрий Слюсарь, «над территорией Ростовской области силами и средствами противовоздушной обороны успешно отражена ракетная атака врага». Сведений о последствиях на земле не поступало.

В ночь с 9 на 10 сентября атаку дронов отражали в Матвеево-Курганском районе. Она не обошлась без последствий: украинский беспилотник попал в Матвеево-Курганскую специальную школу-интернат. В результате в здании повреждены окна и запасная дверь. Двое сотрудников получили легкие ранения, их доставили в районную больницу. 73 ребенка и пятерых работников интерната эвакуировали и разместили в ПВР, организованный в селе Ряженое.

Атаки киевского режима на Ростовскую область не становятся реже. Киевский режим терпит неудачи на фронте, и удары, в том числе ракетные, по российским регионам — это попытка ВСУ отыграться за свои поражения. Кроме того, Украина не оставляет надежды этими атаками посеять панику среди гражданского населения.

Музею Фаины Раневской в Таганроге быть?

6 сентября Юрий Слюсарь побывал с рабочим визитом в Таганроге. В том числе он посетил объект культурного наследия — мемориальное здание «Бывший дом Фельдмана Гирша Хаимовича, в котором родилась и жила знаменитая советская актриса театра и кино, народная артистка СССР Фаина Раневская».

Здание относительно недавно передали в областную собственность. Оно находится не в лучшем состоянии — капитального ремонта там не проводили никогда.

«Нельзя допустить, чтобы этот дом продолжал разрушаться. Нужно создать здесь музейный центр, достойный памяти нашей великой землячки. Тем более что есть желание благотворительного фонда вложить средства в реконструкцию объекта», — сказал Слюсарь.

Следует отметить, что о создании музея Раневской говорится уже многие годы, его проект был утвержден еще в 2011 году. Однако дело не двигалось с мертвой точки — из-за имущественных и финансовых вопросов.

В 2023 году частный благотворительный фонд выкупил квартиры в здании и передал его в дар области. В том же году по решению заксобрания региона в бюджете на создание музея было заложено 108 млн рублей. Его запланировали открыть в 2028 году, однако пока никаких ремонтных работ в здании не велось.

Как сообщила 6 сентября пресс-служба губернатора, «глава региона поручил минкульту и администрации города проработать предложения по созданию музея». Станет ли это реальным шагом по созданию музея или снова останется пустыми разговорами — покажет время.

Выдающаяся советская актриса Фаина Раневская родилась в Таганроге в 1896 году и жила там до 1915 года. Раневская снималась в фильмах «Пышка», «Подкидыш», «Весна», «Золушка», «Мечта», «Человек в футляре», «Свадьба» и многих других. Является лауреатом трех Сталинских премий (1949, 1951, 1951). Кавалер ордена Ленина (1976). Скончалась в июле 1984 года в Москве в результате инфаркта и пневмонии. Похоронена на Новом Донском кладбище в Москве.