Власть обвиняет бизнес Архангельской области в затягивании мусорной реформы. Молчание бизнеса говорит красноречивее любых слов. Но всегда найдется способ использовать эту ситуацию в политических целях

Бизнес недоволен мусорной реформой, а власть недовольна бизнесом

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Мусорный бизнес
Мусорный бизнес

Мусорная реформа в Архангельской области прочно связана с экологическими протестами. Начавшись с протеста против строительства мусорного объекта по приему московского мусора на юге Архангельской области на станции Шиес, сейчас это широкое, очень разнокачественное общественное движение.

Почти сразу часть протестующих политически окрасила протест. Лозунги отставки действующего губернатора стали такими же частыми, как и экологические лозунги.

С началом реформы протестующие начали обвинять регионального оператора, который отвечает за утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО), в плохом исполнении своих обязанностей. Региональный бизнес, по словам протестующих, лучше выполняет свои функции. С другой стороны, региональный бизнес обвиняется в затягивании мусорной реформы.

24 января 2020 года состоялось заседание межведомственного оперативного штаба по вопросам реформирования системы обращения с отходами в Архангельской области.

Генеральный директор ООО «ЭкоИнтегратор» Анатолий Назаров прокомментировал положение с двумя полигонами в Котласе и Виноградовском районе, которые принимают твердые коммунальные отходы (ТКО), но не подписали пока договор с региональным оператором. Согласно проводимой реформе, региональный оператор отныне должен контролировать деятельность по сбору и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО).

«На мой взгляд, идет затягивание процесса. Переговоры с владельцами полигона в Котласе ведутся нами с осени прошлого года. На прямой диалог руководство организации не выходит. Мы отправляем им свой вариант документа — они нам свой, с заведомо неприемлемыми пунктами», — заявил он.

Для получения комментария по этому вопросу я обратился к человеку, близкому к региональным бизнес-группам. Он пожелал скрыть свое имя.

ИА Красная Весна: Почему вы решили скрыть свое имя?

Собеседник ИА Красная Весна: После того как перевозчики ТКО обратились с открытым письмом к губернатору Архангельской области, в котором просили отсрочить начало реформы до 01.07.2020 г., а потом заявили, что их не устраивает предлагаемый ООО «ЭкоПрофи» договор, их обвинили в нежелании работать по новым, прогрессивным правилам, в противодействии реформам и в остальных смертных грехах.

Подпадать под данные обвинения никому не хочется. Не хочется конфликтовать с действующей властью. Не хочется влезать в политику. Бизнес отдельно, политика отдельно.

ИА Красная Весна: Поведение собственников полигонов в Котласе и в Виноградовском районе имеет ту же природу?

Собеседник ИА Красная Весна: Об этом говорит генеральный директор ООО «ЭкоИнтегратор» Анатолий Назаров. Собственникам не нравятся некоторые пункты в договорах.

ИА Красная Весна: А что не понравилось в предлагаемых регоператором договорах предпринимателям в Архангельске?

Собеседник ИА Красная Весна: Я впервые видел такие кабальные договоры. Например, оплата услуг перевозчиков зависит не от объема вывезенных ими ТКО, а от того, сколько регоператор сможет получить от потребителей денежных средств за оказанные услуги. Если собираемость составит 40%, то и перевозчики получат 40% за свои услуги, а если соберут всего 10% — то и перевозчики получат 10%, что неминуемо приведет к их банкротству.

Сейчас во многих регионах страны сложилась ситуация, когда банкротство грозит достаточно большому количеству операторов по обращению с ТКО, поэтому перевозчики не желают добровольно загонять себя в кабалу.

Кроме того, предлагаемая стоимость услуги по транспортированию ТКО для перевозчиков не выгодна. Получается следующая картина. Тариф на вывоз ТКО сейчас установлен агентством по тарифам и ценам Архангельской области в размере 579,54 руб.\м3. Из них около 440 руб./м3 получает ООО «ЭкоПрофи» как фактически единственный оператор по транспортированию ТКО, заключивший договор с регоператором.

Остальным перевозчикам предложено заключить с «ЭкоПрофи» договоры субподряда, в котором, например, для Архангельска установлена оплата в размере 38% от собранных регоператором денежных средств. Получается, что максимум, что предлагается перевозчикам — 220 руб./м3, при этом в 2019 году средняя стоимость услуг по вывозу ТКО в Архангельске составляла 240-270 руб./м3. А какова судьба остальных денег? Не будут ли они просто уходить в некие, скорее всего московские карманы?

В предлагаемом предпринимателям договоре есть множество неясных моментов. Например, в одном месте указывается на то, что штрафные санкции не могут быть выше, чем сумма оплаты за предоставляемые услуги.

Но есть и другие пункты договора. Суть в том, что ООО «ЭкоПрофи», с которым предлагается заключить договор перевозчику, как подрядчик имеет свой договор с регоператором. И данный договор подразумевает некую сумму убытков. Она может достигать 121 000 рублей. То есть, если машина не вывезла мусор, ООО «ЭкоПрофи» может понести убытки в сумме 121 000 рублей. Это прямой убыток. А убытки учитываются в другом пункте договора. Говорится, что перевозчик должен возместить убытки, которые по его вине понес ООО «ЭкоПрофи». А это 121 000 рублей!

В данном случае минусуется сумма, которую ООО «ЭкоПрофи» может взыскать в качестве штрафных санкций. Это тысяча рублей. 120 000 рублей остается в виде убытка, который, согласно договору, предприятие понесло по вине перевозчика.

Конечно, напрямую эту сумму нелегко взыскать с перевозчика. Но если перед перевозчиком возникнет задолженность, ее можно и не выплатить на основании этого пункта договора!

И подобные прецеденты в стране уже есть! В Новосибирске перевозчики пытались взыскать с регоператора долг в размере 300 миллионов рублей. А он в ответ предъявил требование на выплату штрафов на сумму 2,2 миллиарда рублей.

В результате судебного разбирательства суд снизил требование к перевозчику со стороны оператора до 300 миллионов и произошел взаимозачет. А перевозчик не получил своих денег.

Повторюсь, это не единственный пункт в договоре, который вызывает сомнение у перевозчиков.

ИА Красная Весна Бизнес будет пытаться влиять на губернаторские выборы?

Собеседник ИА Красная Весна: Если Россия «влияет» на выборы в США, то здесь сам бог велел (смеется). Но если серьезно, то как можно влиять на нормального, адекватного человека со сложившимися взглядами и собственным мнением?! Кроме того, как я уже отмечал, бизнес не желает, чтобы его втягивали в политические интриги и использовали его в политических разборках.

ИА Красная Весна: На собрании экоактивистов в Котласе 22 января вставал вопрос законности деятельности регоператора. Местный же бизнес в лице ООО «Геракл» был представлен как организация, спасшая город от мусорного коллапса. В первые дни нового года в городе были сложности с вывозом ТБО. Может ли это говорить о некой смычке бизнеса и экопротестующих?

Собеседник ИА Красная Весна: Нет, целенаправленной и четкой смычки точно нет.

Да, некоторые организации, несмотря на отсутствие договоров с ООО «ЭкоПрофи» и с регоператором, чтобы не допустить мусорного коллапса в своих населенных пунктах, продолжали вывозить и принимать ТКО в новогодние каникулы, а часть из них до сих пор это делает. При этом они понимают, что, скорее всего, за свои услуги не получат оплату. А то, что это заметили экоактивисты, так они молодцы.

И от себя хочу добавить: если кто-то делится имеющейся у него информацией — в этом нет ничего плохого, наоборот, это делает отношения более прозрачными и только способствует цивилизованному продвижению реформы по обращению с ТКО в Архангельской области.

Представители бизнеса такие же люди, как и все мы, которые пытаются разобраться в проблеме отходов и направляют запросы расчета тарифов и норм образования отходов, жалобы на регоператора в связи с началом его деятельности на всей территории области и т. д., Всё это рано или поздно поможет действительно решить имеющиеся проблемы реформы и создать благоприятные условия жизни людей на нашей прекрасной северной земле.

ИА Красная Весна: Спасибо за беседу!