Несмотря на скорый уход на пенсию, главу Армии Пакистана, единственной исламской армии, обладающей ядерным оружием, генерала Баджву приняли в Вашингтоне

Глава Армии Пакистана ищет баланс между США и Китаем перед уходом на пенсию

Изображение: Иллюстрация из летописи Империи Великих Моголов «Акбар-наме». 1597
Акбар принимает иезуитов Рудольфа Аквавива и Антонио Монсеррате в 1580 году (фрагмент)
Акбар принимает иезуитов Рудольфа Аквавива и Антонио Монсеррате в 1580 году (фрагмент)
Акбар принимает иезуитов Рудольфа Аквавива и Антонио Монсеррате в 1580 году (фрагмент)

Одной из важных политических фигур Пакистана является глава армии. Несмотря на то, что армия официально отрицает, что оказывает влияние на политику страны, многие эксперты сходятся во мнении, что даже карьера премьер-министра Пакистана не в последнюю очередь зависит от его отношений с высшим армейским руководством. Армия Пакистана ставит премьер-министров и снимает их, если они становятся неугодными.

На фоне политического конфликта между бывшим премьер-министром Имраном Ханом и его главным оппонентом — действующим главой правительства Шехбазом Шарифом, позиция главы армии генерала Камара Джаведа Баджвы обретает еще более существенное значение.

Обладающего мощной народной поддержкой экс-главу Пакистана Имрана Хана отстранили от участия в выборах. А действующий премьер имеет неустойчивые позиции. Ситуация усугубляется большими экономическими проблемами в стране. В этот момент генерал Баджва, который скоро должен выйти на пенсию, едет в США с намерением о чем-то договориться. При этом любые договоренности между Вашингтоном и Исламабадом всегда должны учитывать интересы других союзников Пакистана: Китая, Индии, Афганистана. Чьи позиции пытался урегулировать Баджва во время своей поездки?

ИА Красная Весна представляет перевод статьи Asia Nikkei от 25 октября, посвященной визиту главы пакистанской армии Камара Джаведа Баджвы в Вашингтон в начале октября и его попыткам договориться с США о стратегическом партнёрстве.


Политическая обстановка

В преддверии ожидаемой отставки всемогущий командующий пакистанской армией генерал Камар Джавед Баджва в начале октября нанес давно откладываемый визит в Вашингтон. Некоторые восприняли это как прощальную поездку. Другие предположили, что это был сигнал о том, что он намерен остаться после того, как его срок истечет в следующем месяце, точно так же как он уже добивался продления срока своей службы в 2019 году.

В любом случае Баджва посетил США с целью укрепить важные дипломатические отношения, подорванные годами недоверия.

Источники, непосредственно близкие окружению генерала, считают, что Пакистан ищет нового соглашения с США, которое уравновесит связи страны с Китаем, поможет снизить напряженность в отношениях с Индией и подстегнет испытывающую трудности экономику, поддерживая при этом военные отношения между странами.

Налаживание таких широких отношений обычно возлагается на гражданских дипломатов. Действительно, новый министр иностранных дел Билавал Бхутто-Зардари недавно совершил длительную поездку в США. Но мало кто будет отрицать, что именно командующий 600-тысячной армией, единственной исламской армией, вооруженной ядерным оружием, обладает наибольшим влиянием в Пакистане.

В то время как ходят слухи о будущем Баджвы и о том, кто может стать его преемником — в конце прошлой недели сам генерал объявил, что уходит в отставку, — ключевой вопрос заключается в том, сможет ли его работа с США укрепить позиции Пакистана. Слабое правительство южноазиатской страны борется с высоким долгом, истощающимися валютными резервами, катастрофическими наводнениями и оппозицией, еще больше разгневанной дисквалификацией Хана.

Визит в США

В течение шести дней, с 1 по 6 октября, генерал провел серию встреч с высокопоставленными чиновниками из Госдепартамента, Министерства обороны, Совета национальной безопасности и разведывательного сообщества. По словам одного чиновника, знакомого с ходом событий, Баджва представил видение двусторонних отношений между странами, «очень похожее на вариант отношений американцев с Южной Кореей».

«Он сказал им, что мы хотели бы быть стратегическим партнером США не на словах, а на деле», — сказал чиновник на условиях анонимности. Послание заключалось в том, что должна быть «более широкая сеть, соединяющая нас — инфраструктура, технологии, здравоохранение и торговля, — а не только военные и оборонные связи, от которых мы зависели десятилетиями».

Ссылаясь на тяжелое экономическое положение Пакистана, чиновник отметил, что страна может быть «более полезным партнером», если у нее всё хорошо. «Честно говоря, мы бы предпочли, чтобы [американцы] инвестировали в нас», — пояснил он.

В то время как Пентагон сделал лишь краткое заявление о визите генерала в ознаменование 75-летия дипломатических отношений, Государственный департамент сделал четкое заявление: гражданское правительство Пакистана, а не военные, которые прямо или косвенно управляли страной с момента обретения независимости в 1947 году, теперь «основной собеседник» Америки.

Тем не менее другой источник подтвердил, что в разных ведомствах США продолжаются «доследования» визита генерала.

Проблемные связи с Афганистаном

Поездка Баджвы показала, что США хотят получить от Пакистана совет по Афганистану, в частности, как помочь афганским женщинам. Источник сообщил, что с Баджвой консультировались по поводу женщин на каждой встрече и что он предлагал такие идеи, как поощрение Талибана (организация, деятельность которой запрещена в РФ), позволяющего женщинам учиться и работать, путем спонсирования школ и больниц для женщин.

Более того, США и другие партнеры на прошлой неделе исключили Пакистан из «серого списка» финансирования терроризма после серьезных усилий органов безопасности Баджвы.

Но чтобы восстановить свое положение надежного партнера США времен холодной войны, Исламабаду придется приложить немало усилий. Пакистан потерял доверие Америки из-за своей поддержки талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Афганистане, своего уклона в сторону Китая, своего нескончаемого соперничества с Индией и своего расширяющегося ядерного арсенала.

«Пакистанцы должны быть осторожны, чтобы не начать ожидать возврата к отношениям прошлого», — предупредил Хусейн Хаккани, бывший посол Пакистана в Вашингтоне, а ныне директор по Центральной и Южной Азии в Гудзоновском институте.

Майкл Кугельман, директор Института Южной Азии в Центре Уилсона, заметил: «Учитывая, что визит пришелся на момент, когда американо-пакистанские отношения показали признаки возрождения, его также можно рассматривать как еще одну точку данных, указывающую на то, что отношения стабилизируются после нескольких лет неопределенности».

Тем не менее у Пакистана всё еще есть серьезные проблемы с репутацией.

13 октября президент США Джо Байден назвал Пакистан «одной из самых опасных стран мира», обладающей ядерным оружием. На следующий день в палату представителей США была внесена двухпартийная резолюция, в которой объявлялось, что пакистанские военные совершили геноцид в 1971 году против своих граждан.

Один пакистанский дипломат сказал, что «ядовитый брендинг» страны не дает ей больших рычагов влияния. Он отметил, что, хотя министр обороны США Ллойд Остин пригласил Баджву в Вашингтон еще в 2021 году отчасти из-за признательности за вклад пакистанских военных в эвакуацию из Афганистана в прошлом году, «публично США не могли или не хотели быть благодарными Пакистану, потому что в Америке нас ассоциируют с тем, что мы выступаем за Талибан (организация, деятельность которой запрещена в РФ) … и за возвращение их к власти».

Выстраивание баланса

Источники в Вашингтоне сообщили, что Баджва, помимо изложения нового видения отношений, разъяснил позицию Пакистана по широкому кругу региональных вопросов, включая даже перспективу открытия отношений с Израилем.

Что касается Китая, источники сообщили, что официальные лица США предупредили Баджву о проблемах близости Исламабада к Пекину и необходимости придерживаться порядка, основанного на правилах.

Согласно последним данным Международного валютного фонда, Исламабад должен Пекину $29,82 млрд, что составляет около 30% его общего внешнего долга в виде двусторонних и коммерческих кредитов.

Что касается Индии, Баджва заверил высокопоставленных чиновников администрации в том, что режим прекращения огня на линии контроля — сильно милитаризованной де-факто границе в Кашмире — соблюдается очень хорошо.

Источник сообщил, что Баджва также отметил, что «дипломатические разногласия между Нью-Дели и Исламабадом уменьшились за последние пару лет», несмотря на индуистско-националистическое правительство премьер-министра Нарендры Моди и антимусульманскую политику в Индии. С другой стороны, по словам чиновника, Баджва повторил, что приостановка Индией автономного статуса Кашмира в 2019 году поставила двусторонние отношения в очень сложное положение.

Важно отметить, что генерал Баджва отошел от давней пакистанской позиции, признав, что Исламабад не ожидает, что США всё время будут играть посредническую роль в отношениях с Индией. «Мы должны вести себя как большие мальчики и разобраться в этом между собой и индусами», — сказал дипломат, присутствовавший на встречах. — «Мы сказали им, что, если мы улучшим нашу позицию, США могут действовать как естественный черный ход [для] переговоров с Индией. Но сначала обе стороны должны предпринять конкретные шаги к миру».

Соглашения о вооружении

Пакистан слишком беден, чтобы покупать новое вооружение у США, но, по словам дипломатов, генерал стремился поддерживать существующие соглашения. Большая часть передовой техники Пакистана, включая истребители-бомбардировщики F-16, произведена в США. Всего за месяц до визита Баджвы Пентагон объявил, что будет обслуживать пакет поддержки F-16 стоимостью $450 млн для ВВС Пакистана. Есть также соглашения об обучении пакистанских офицеров в военных колледжах и академиях США.

По словам двух пакистанских официальных лиц, Баджва хотел получить ответ о непрерывности обслуживания и обновлениях. «За устаревшие системы, пакеты средств к существованию и расходные материалы для технического обслуживания, которые причитаются за наши покупки, они несут ответственность, — сказал офицер. — Мы сказали им: просто скажите да или нет, чтобы у нас была ясность».

Источник сообщил, что изучаются «творческие решения» для предоставления испытывающим финансовые затруднения пакистанцам доступа к большему количеству американского оборудования — если не напрямую, то путем лизинга оборудования у общих партнеров. К ним можно отнести «F-16 ВВС Иордании, которая имеет много истребителей и, на самом деле, не нуждается в них из-за мирной региональной динамики Иордании, или даже в списанных фрегатах ВМС США, которые стоят меньше денег и требуют меньше бюрократии».

Результаты визита

Несмотря на столь обширный охват, некоторые аналитики скептически оценивают результаты визита Баджвы.

«Не было никаких конкретных просьб или запросов», — сказал аналитик Шуджа Наваз.

Рузультаты визита Баджвы активно обсуждаются в соцсетях, но не выносятся в СМИ. Репутация Пакистана в отношении свободы прессы при Баджве также находится под пристальным вниманием Запада.

Если срок полномочий Баджвы действительно подходит к концу, он оставит после себя разрушенную экономику, поляризованное государство, растущие мятежи и волну популизма, которая может разрушить традиционные структуры власти.