60% либерийских детей живут в нищете, а почти половина всех девочек в возрасте 15–19 лет подвергалась сексуальному насилию. Статистика неутешительна, но реальность еще более сурова

Забытые голоса. Что происходит с детьми в Либерии?

Зинаида Серебрякова. Негритянские дети (фрагмент). 1928
Зинаида Серебрякова. Негритянские дети (фрагмент). 1928
Зинаида Серебрякова. Негритянские дети (фрагмент). 1928

16 июня прошел Международный день африканского ребенка или День защиты детей Африки. Проблемы высокой детской смертности, торговли детьми, эксплуатации детского труда, наркомании, беспризорности преследуют африканские страны. Жизнь детей в Либерии — одной из наиболее бедных стран Африки и мира — зачастую трагична и крайне тяжела.

Корреспондент либерийского издания Liberian Daily Observer Тина Менпейн написала статью «Забытые голоса: суровая реальность детей в Либерии», где привела подробные статистические данные и мнения экспертов по проблемам детей в этой стране. ИА Красная Весна публикует ее с небольшими сокращениями.


Едва солнце поднялось над горизонтом, как на улицах Монровии послышалось шарканье ног и звон посуды. Это новый день. И для сотен детей в Либерии, многие из которых являются бездомными и живут на улице, это означает еще один день напряженного поиска еды.

«Мы приближаемся к кризису», — заявила Не-Суа Ливингстон, глава организации «Спасенные и брошенные дети в трудном положении» (REACH).

Кризис, о котором говорит Ливингстон, — это 366 584 беспризорных ребенка Либерии, разбросанных по стране, согласно последним данным министерства по делам женщин, детей и социальной защиты. Данные показали, что 17% беспризорных детей в возрасте от пяти до 14 лет в Либерии работают в сельском хозяйстве, столько же в сфере услуг и около 4% в промышленности.

По данным министерства, жизнь этих детей тяжела и нестабильна, поскольку они не могут удовлетворить свои основные потребности, что делает их беззащитными для насилия, торговли людьми и сексуальной эксплуатации, а также наркомании.

«Опрос, проведенный министерством и партнерами, показал, что более 366 584 детей по всей стране живут на улицах в бесчеловечных условиях», — заявила 12 июня Мамина Горлон Карр-Гей, помощник министра по делам детей и социальной защиты в программе «Мир».

Затянувшаяся гражданская война в Либерии, длившаяся с 1989 по 2003 год, оставила неизгладимый след в истории страны. Дети стали намного сильнее страдать от нищеты. Конфликт привел к массовому перемещению населения, гибели людей и разрушению инфраструктуры, в результате чего социальные системы страны оказались полностью разрушены.

Сегодня, когда Либерия присоединяется к другим странам мира в праздновании Международного дня африканского ребенка (DAC), масштабы проблемы можно оценить по статистике. По оценкам экспертов, 270 тыс. человек погибли, а еще 850 тыс. были перемещены. Во время войны более 10тыс. детей были завербованы в качестве детей-солдат.

После окончания войны дети могли вернуться к гражданской жизни, однако во многих случаях у бывших детей-солдат не осталось родственников или они не смогли найти свои семьи после окончания конфликта. Те, кто воссоединился со своими семьями, часто не оставались в них и выбирали жизнь на улице.

Последовавшие за гражданской войной нехватка ресурсов и ограниченный доступ к качественному образованию увековечили порочный круг бедности, из-за чего детям всё труднее вырваться из тисков нищеты.

Социальные проблемы сыграли свою роль в росте численности беспризорных детей. Пока Либерия пыталась восстановиться, она страдала от войн и болезней, которые, в свою очередь, нанесли ущерб экономике, разрушили систему образования и опустошили многие общины.

В 2014 году Либерию поразил вирус Эбола, сделавший сиротами до 7,5 тыс. детей. К тому времени большинство бывших детей-солдат выросли, но массовая смертность от лихорадки Эбола в Либерии (по данным CDC — 45%) способствовала появлению нового поколения беспризорников.

Помимо потери целых семей, выжившие дети стали жертвами социальной стигматизации и подверглись остракизму со стороны сверстников.

В Монтсеррадо статистические данные министерства по гендерным вопросам обнажают мрачную картину будущего поколения, растущего без образования и подверженного риску наркомании, физических травм и проблем с законом. По данным министерства, число беспризорных детей в Монтсеррадо достигает ошеломляющего уровня: 153 982 из 366 584 детей.

Отсутствие экономических возможностей и упадок системы образования также сыграли свою роль в миграции детей на улицу, говорят эксперты. По оценкам Всемирного банка, 50,1% либерийцев живут за чертой бедности ($1,25 (105 руб.) в день), при этом около 1,3 млн человек живут в условиях крайней нищеты.

Эта бедность побудила родителей заставить своих детей работать на городских улицах для получения дополнительного дохода. Бедные и отчаявшиеся сельские жители часто отправляют своих детей в город с местными бизнесменами, которые обещают им образование и больше возможностей.

К сожалению, оказавшись в городе, дети подвергаются эксплуатации. Чтобы выжить, они вынуждены заниматься проституцией, уличной торговлей. Одним из таких детей является Питер Колли, который уверенно пробирается между машинами по Монровии в погоне за средствами к существованию.

16-летний юноша, который спит там, где его застигает ночь, работает, направляя будущих пассажиров в пустое такси, а когда такси заполнено пассажирами, водитель дает ему 20 либерийских долларов. В конце концов, того, что он зарабатывает в день, едва хватает, чтобы поесть и утолить свою наркозависимость.

По данным ЮНИСЕФ, примерно 60% либерийских детей живут в нищете, а почти половина всех девочек в возрасте 15–19 лет подвергались сексуальному насилию. Статистика неутешительна, но реальность еще более сурова. В Монровии детей можно увидеть где угодно на улицах, босых и голодных, продающих товары или попрошайничающих. Многие вынуждены бросить школу, чтобы прокормить себя и свои семьи. У девочек ситуация плачевная.

В том же отчете ЮНИСЕФ говорится, что примерно 64% детей начального школьного возраста не посещают школу, и это обескураживающая цифра, которая подчеркивает тревожный уровень лишения образования. Такие факторы, как ограниченная инфраструктура, нехватка квалифицированных учителей и недоступность платы за обучение, способствуют тому, что дети не могут получить образование.

Либерия, подписавшая Конвенцию о правах ребенка (КПР) — юридически обязывающий международный документ о гарантиях и защите прав ребенка, в 2011 году приняла законы, защищающие детей от вредных пороков, которые могут препятствовать их росту и развитию — таких как торговля людьми, принудительный труд и прочее.

Закон о правах детей (CRL) — это законодательный акт, который требует от министерств по гендерным вопросам, труда и юстиции решения проблемы быстрого роста числа беспризорных детей. Активисты говорят, что спустя десять лет после создания такого знакового документа не было достигнуто никакого прогресса, поскольку детский труд по-прежнему остается еще одной насущной проблемой, которая продолжает беспокоить Либерию.

Из-за экономических трудностей и ограниченных возможностей трудоустройства для взрослых дети часто вынуждены заниматься опасным трудом, чтобы прокормить свои семьи. Они работают в шахтах, на плантациях и в других опасных условиях, рискуя своим здоровьем, безопасностью и общим развитием.

Международная организация труда (МОТ) также считает, что более 50% либерийских детей в возрасте от пяти до 17 лет вовлечены в ту или иную форму эксплуатации детского труда, что фактически лишает их детства и шанса на благополучие.

Директор Сессии по вопросам правосудия в отношении детей в министерстве юстиции Албен Гривз в 2021 году рассказал Daily Observers, что страна сталкивается с серьезными проблемами в решении проблемы, касающейся детей из групп риска.

Роль министерства юстиции заключается в обеспечении соблюдения закона о правах детей, но правительству негде размещать детей, когда их забирают с улиц, что, по словам Гривза, является самой большой проблемой правительства.

«Правительству не хватает приютов, реабилитационных центров, больниц и мест для раздачи еды, — говорит Гривз. — Это по-прежнему серьезная проблема, которая сегодня мешает правительству проявлять инициативу в этом процессе».

Не то чтобы правительство не пробовало. В 2013 году тогдашняя администрация президента Эллен Джонсон-Серлиф пыталась убрать детей с улиц, но у них не было условий для ухода за детьми. Затем проект потерпел неудачу. С тех пор количество детей на улице значительно выросло.