Новую доктрину продовольственной безопасности РФ оценил научный сотрудник Евразийского центра по продовольственной безопасности МГУ

«Курица, выращенная в России из импортного инкубационного яйца — это уже российская курица?»

Импортозамещение
Импортозамещение
Импортозамещение
Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная весна

Новая доктрина продовольственной безопасности — документ долгожданный. В него внесен ряд изменений, давно ожидаемых экспертным сообществом. Во-первых, удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка (по существу — продовольственная независимость) больше не является единственным критерием продовольственной безопасности. Теперь в качестве индикаторов выступает не только достижение продовольственной независимости, но также — экономической и физической доступности продовольствия, и соответствие продовольствия требованиям по качеству и безопасности.

Расширен перечень товаров, по которым оценивается продовольственная независимость. В него включены овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, а также, что немаловажно, семена отечественной селекции с пороговым значением 75%. При этом значительно упростилась методология расчета уровня продовольственной независимости — теперь это отношение объема производства к внутреннему потреблению.

Особо отмечу затронутую в доктрине проблему физической доступности продовольствия — доступ человека к месту, где он может приобрести продукты питания. Хочется верить, что правительство при установке нормативов обеспечения населения пунктами продажи продуктов питания подойдет к проблеме «апофатически», и мы получим не индикатор обеспеченности площадями населения России в целом, отражающий «среднюю температуру по больнице» (торговые площади и число магазинов может расти в Москве и региональных центрах, при том, что в самих регионах будет оставаться дефицит), а долю людей, не имеющих постоянного доступа к торговым объектам, например.

Читайте также: В России принята новая доктрина продовольственной безопасности

Вместе с тем ряд обсуждаемых в научном сообществе положений не нашел своего отражения в доктрине. Например, курица, выращенная в России из импортного инкубационного яйца — это уже российская курица? Можно ли утверждать, что в России есть продовольственная независимость по мясу вообще и курятине в частности, если доля импортного племенного материала для производства курятины превышает 90%? Да, далее в доктрине сказано о важности развития племенного дела, но индикатора-то в этой области нет. Будут ли чиновники достаточно мотивированы заниматься этой проблемой?

Имеются в новой доктрине и другие спорные моменты. Возвращаясь к той же продовольственной независимости. В России производится 30,6 млн тонн молока. Личное потребление (балансовое) составляет 33,5 млн тонн или примерно 230 кг на человека в год. Казалось бы, самообеспеченность молоком составляет 91%, продовольственная независимость по молоку достигнута. Однако «медицинская» норма потребления — 325 кг на человека, и для ее обеспечения требуется произвести более 47 млн тонн (примерно как в 1992 году). Ну и какое здесь самообеспечение молоком? Может, кто-нибудь еще скажет, что раз 91% больше 90% (пороговое значение доктрины), у нас еще и экспортный потенциал имеется? Не лучше ли было бы при расчете продовольственной независимости считать отношение отечественного производства не к фактическому потреблению, а к нормативному? Да, министерствам было бы сложнее отчитываться, но что стране важнее, красивые отчеты или здоровье нации?

Далее — экономическая доступность. Оценивается как отношение потребления к нормам. По тому же молоку по балансовым данным оно составляет примерно 70%. Но причем тут экономическая доступность, если всего на внутреннем рынке 38,7 млн тонн молока, а нужно 47? Молока физически нет, вне зависимости от того, какие в магазинах цены и каков уровень доходов населения.

По поводу основных направлений государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности и той же экономической доступности пищевой продукции. В доктрине отмечена важность снижения уровня бедности и развития системы внутренней продовольственной помощи. Последнее крайне важно и актуально, но почему здесь ничего не сказано про цены? Считаю, что это упущение. Ведь экономическая доступность зависит не только от уровня доходов, но от отношения доходов и уровня цен. Далее в числе того, что «предстоит осуществить», сказано про стабилизацию ценовой ситуации, но это уже не направление государственной политики.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER