Часть элиты Калининграда (в отличие от 80 % населения региона) считает, что вопрос «возвращения городу его старого имени» с повестки дня не снят

Еще раз о попытках и «перспективах» переименования города Калининграда

В предыдущих статьях, посвященных калининградской тематике, было показано, как многолетняя работа немецких общественно-политических организаций и бизнес-структур по навязыванию населению Калининградской области некоей новой «прусской идентичности» создала в регионе прогерманскую «группу влияния».

Видные позиции в этой группе занимает часть местной элиты и студенчества, связанная с Калининградским государственным университетом (С 2005 года — Российский государственный университет имени Иммануила Канта (РГУ им. И. Канта), а с 2010 года — Балтийский федеральный университет (БФУ им. И. Канта)).

Напомним, что представители немецких землячеств появились со своими проектами в регионе уже в конце 1980-х годов.

Один из таких проектов на исходе перестройки — создание при Калининградском государственном университете «Кантовского общества» для изучения «наследия великого философа, уроженца Кенигсберга». Причем зарубежные инициаторы этого проекта изначально преследовали политические цели — пытались «вернуть родине немецкого философа историческое название».

Наиболее ярко это проявилось в 2005 году в ходе подготовки и празднования так называемого «750-летия Калининграда-Кенигсберга».

Тогда в Калининграде (при участии членов «Кантовского общества») было создано общество «Друзья Бобового короля» для продолжения традиции «заседаний, начатых друзьями философа после его смерти».

Среди создателей этой группы важную роль играет член Калининградского регионального фонда культуры, предприниматель в сфере гостевого бизнеса Борис Бартфельд. Заметим, что президент этого «интеллектуального ежемесячного клуба» Б. Бартфельд является председателем Калининградской областной писательской организации и членом русского отделения ПЕН-клуба (международной правозащитной НПО, объединяющей профессиональных литераторов). Он же — автор по сути русофобской книги «Путь на Голгофу».

Одна из озвученных целей данной группы — подготовка к 300-летнему юбилею Иммануила Канта в 2024 году.

Причем «Друзья Бобового короля» из Калининграда сразу же начали плотно взаимодействовать с германским «Обществом друзей Канта и Кенигсберга». А председатель этого общества Герфрид Хорст стал одним из организаторов проходящих в областном центре ежегодных «кантовских дней», а также авторитетным экспертом для местных «кантоведов» в вопросах продвижения соответствующего бренда.

Уже после 2005 года на калининградских сайтах можно было увидеть статьи Г. Хорста, в которых он заявлял: «Жители Калининграда уже давно относятся к Канту как к своему земляку. Если они смогут принять свободное решение, то следует ожидать, что город, в котором они живут, скоро снова будет называться Кенигсбергом».

Напомним, что имя известного немецкого философа было присвоено ведущему региональному вузу (тогда уже Российскому государственному университету, РГУ им. И. Канта) в 2005 году по инициативе преподавателей и студентов, участвовавших в российско-германских образовательных и культурных проектах.

Один из таких проектов, например, был представлен в 2004 году в Санкт-Петербурге, где прошла презентация книги «Закат Кенигсберга» уроженца Калининграда Михаэля Вика. В своем произведении автор, по его словам, «пострадавший от нацизма в Третьем рейхе, и еще больше — от советских оккупантов сразу после окончания войны», представил «настоящую историю прекрасного города, …безвинно порушенного и поруганного пришельцами с востока». Того «прекрасного города», по которому тоскуют не только немцы из Восточно-Прусского землячества (входящего в «Федерацию изгнанных»), но и так называемые «новые кенигсбержцы» — калининградские ревнители «прусской истории родного края», сторонники «европейского выбора».

На презентации книги звучали слова благодарности (за то, что автор «ничего не приукрасил») от высоких немецких гостей: генконсула Германии, атташе по культуре, члена Немецкого форума восточно-европейской культуры (Deutsche Kulturforum östliches Europa e.V.). А также от представителей РГУ им. И. Канта и ПЕН-клуба.

Тогда же председатель исполкома петербургского отделения ПЕН-клуба, член-корреспондент Германской академии языка и литературы (Дармштадт) К. Азадовский заявил: «Разрушение Советской (!) Армией Кенигсберга — одна из позорных страниц новейшей истории…»

При этом участники презентации постарались обойти стороной тот факт, что еще до освобождения Кенигсберга от фашистов город уже лежал в руинах после бомбардировки англо-американской авиацией в 1944 году…

Обратим внимание на то, что эта книга также прошла презентацию и широко распропагандирована в Калининграде. При этом некоторые эксперты задаются вопросом: а кто является настоящим автором этого явно заказного пропагандистского изделия? То есть писал ли книгу действительно Михаэль Вик, пожилой человек, ранее литературным трудом, насколько известно, не занимавшийся? Или она является «результатом творчества команды пропагандистов» этого самого Немецкого форума восточно-европейской культуры (уполномоченного правительственного органа по вопросам культуры и средствам массовой информации), при содействии которого эта книга и была издана?

Отметим, что книга «Закат Кенигсберга» по своей тематике отлично дополняет другие пропагандистские изделия доморощенных бойцов антисоветского идеологического фронта из местной университетской среды. Например, монографию «Восточная Пруссия глазами первых переселенцев», написанную еще в начале 1990-х годов авторским коллективом Калининградского государственного университета (с 2010 года — БФУ им. И. Канта) под руководством Ю. Костяшова (ныне профессора кафедры истории БФУ). В этом «научном» труде, созданном опять же при участии немецких партнеров, выразительно поданы и противопоставлены друг другу две группы населения. С одной стороны — остававшиеся в регионе до 1948 года немцы («ни за что страдающие нормальные люди»), а с другой — первые советские переселенцы («дикари с Востока, не имеющие представления о том, как устроена нормальная жизнь и как должны себя вести цивилизованные люди»).

Таким образом, за все постсоветские годы местная научная и творческая интеллигенция достаточно много сделала для навязывания населению области «прусской идентичности» и подготовки общественного мнения относительно переименования Калининграда.

И неудивительно, что в 2016 году в местных соцсетях и СМИ дискуссия о переименовании вспыхнула вновь. Причем не последнюю роль в ней играли оппозиционные депутаты (белоленточники) и организации, активно поддерживающие политику десоветизации, навязываемую властью населению России.

Например, в интернете появилась петиция с призывом вернуть городу его историческое имя: «Сегодня Калининград представляет собой призрак советского тоталитарного прошлого в самом центре Европы. Это ощущается и по низкому (в сравнении с европейскими соседями) уровню жизни рядовых граждан, …и по коммунистическим названиям географических объектов…»

Характерно, что из порядка 2000 подписей, собранных под этой петицией, около 1400 были получены из-за рубежа…

Тогда же свое мнение по данному вопросу высказал депутат областной думы от партии «Яблоко» Витаутас Лопата: «Не вижу никакого сепаратизма в переименовании. На мой взгляд, Кенигсберг — более солидный бренд, с историей. Соответственно, более инвестиционно привлекательный…»

А другой областной депутат, один из лидеров местных белоленточников, автор проекта закона об особом статусе региона Соломон Гинзбург заявил: «Диспут о возвращении исторического названия имеет смысл поднять к 2024 году и приурочить к 300-летию юбилея Иммануила Канта, самого известного уроженца этой земли…»

То есть в случае, если федеральному центру в течение ближайших 5–6 лет удастся удержать политическую ситуацию в стране стабильной (в чем значительная часть экспертного сообщества сильно сомневается), то к следующим президентским выборам (когда «уровень жизни рядовых граждан» вряд ли повысится) калининградская оппозиция вновь готова поставить «горячую региональную тему» на всеобщее голосование.

Как мы видим, часть элиты Калининграда (в отличие, как показывают опросы, от 80% населения региона) считает, что вопрос «возвращения городу его старого имени» с повестки дня не снят, и подготовка к юбилейной дате должна быть с ним «сопряжена… в силу как исторических причин, так и политической конъюнктуры».

Предсказывать политическую конъюнктуру в нынешних условиях нарастающего в стране неблагополучия и недоверия населения к власти — дело бесперспективное. Тем более, что среди тех, кто хочет поиграть в игры с переименованием города, имеются еще и другие желающие. И они предлагают свои варианты.

Например, члены созданного в 2017 году «общества развития русского исторического просвещения „Двуглавый Орел“» (возглавляющего во многих российских регионах борьбу с советской историей).

«Двуглавый Орел» известен своей активной деятельностью по продвижению десоветизаторских инициатив, очень напоминающих ту самую бандеровскую декоммунизацию на Украине. Изменение топонимических названий с советских на «исконно русские» — одно из направлений его деятельности. В том же бандеровско-власовском стиле члены этого общества пытаются своими мифами «просвещать» российское население.

Вот, к примеру, позиция представителя этой организации в Калининграде, являющегося по совместительству председателем местного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), бизнесмена М. Черенкова.

Летом 2018-го во время опроса групп калининградской элиты о новом «русском названии» города и всего региона М. Черенков заявил: «Ответ на первый вопрос — Царьград. Ответ на второй — Порусье».

А ранее, в марте 2016 года, в Калининграде при активном участии М. Черенкова была организована презентация новой книги его нынешнего коллеги по «Двуглавому Орлу» историка П. Мультатули.

Книга называется «Священное имя русской Пруссии».

В аннотации книги прямо заявлена цель автора — смена названия города: «Сегодня на карте России не может быть места ни Кенигсбергу, ни Калининграду, нужно вернуть городу имя, звучавшее по-прусски — „Ромов“, „Романове“, бывшее некогда священным для древних пруссов, которое стало именем Династии, создавшей Великую Россию. Пусть же на карте России появится город — Романов-на-Балтике» (орфография сохранена — прим. ред).

Некоторые эксперты обращают внимание на то, что предложение автора книги жителям области «строить русскую идентичность» на вышеназванных основаниях, является неявным подыгрыванием все тем же «любителям прусской истории родного края», окормляемым немецким бизнесом и «землячествами изгнанных».

Тем более обращают на себя внимание симпатии представителя общества «Двуглавый орел» в Калининграде М. Черенкова в отношении атамана-коллаборациониста Петра Краснова, плотно сотрудничавшего с гитлеровцами и вовлекшим в эту деятельность несколько десятков тысяч казаков-белоэмигрантов.

В данном случае вызывает тревогу тот факт, что почитатель атамана П. Краснова — председатель местного отделения ВООПИК М. Черенков является организатором ежегодного международного военно-исторического фестиваля «Защитники Отечества» в Калининграде и пользуется всесторонней поддержкой регионального правительства.

Так сумеет ли российская власть защитить название города Калининграда и избежать обособления стратегически важного региона России?