«Хуже чем в пандемию». В мире оценили последствия пошлин Трампа

Решение президента США Дональда Трампа удвоить пошлины на товары из-за границы вызвало возмущение во всех попавших «под раздачу» странах (то есть почти во всех за редкими исключениями). Однако реакция была не одинаковой.
Для Евросоюза 50-процентные пошлины должны начать действовать 9 июля. На кону трансатлантическая торговля объемом €1,6 млрд в год. Европейские страны со страхом ожидают последствий. Так, в Германии прикинули, что введение пошлин может обернуться для страны потерей 90 тыс. рабочих мест в течение одного года.
Такие выводы были сделаны на основе анализа последствий уже действующих 25-процентных пошлин. Некоторые аналитики предрекают Германии — самой мощной экономике Евросоюза — два года рецессии, если с пошлинами не удастся ничего сделать. Видный немецкий экономист Клеменс Фюст считает, что германская экономика чувствует себя хуже, чем в пандемию, а если ее проблемы не начать решать срочно, то станет совсем плохо.
Возможные убытки подсчитывают и другие европейские страны. Так, в Северной Ирландии оценивают возможные потери рынка труда в 1000 рабочих мест. Угроза введения пошлин уже привела к рекордным закупкам фармацевтической продукции в Ирландии, где размещены заводы, производящие прекурсоры и другие полуфабрикаты для фармацевтики, — и американские компании в марте бросились делать запасы, из-за чего ВВП республики вырос почти до рекордных значений.
Крупные европейские компании, похоже, не сильно надеются на способность еврочиновников отстоять европейскую независимость и ищут способы понравиться Трампу. Так, французский фармацевтический гигант Sanofi готовится вложить $20 млрд в развитие собственных производств в США чтобы не терять богатый американский рынок.
А швейцарская компания Roche анонсировала инвестиции на $50 млрд в американские производства (хотя и грозит изменить планы после заявлений Трампа о намерении снизить цены на лекарства). Что при этом будет происходить с заводами в Европе, не уточняется, но разве европейских промышленников будут тревожить такие мелочи, когда речь идет о потере миллиардных прибылей?
Еврокомиссия заняла умиротворительную позицию, убеждая США взаимно отменить пошлины. Однако шансы на такие взаимные уступки минимальны, и в Еврокомиссии это понимают. Газета Politico написала, что в качестве уступок в Брюсселе рассматривают вариант увеличения закупок в США сжиженного газа. Но в Вашингтоне, похоже, считают, что Европе и так некуда деваться после отказа от российского газа и не спешат о чем-то договариваться.
Еще менее вероятным выглядит сценарий, при котором ЕС объединится с США в подавлении Китая, чего добивается Трамп. Однако Европа не торопится ссориться с Китаем, понимая, что может оказаться между молотом и наковальней, и пытается договориться с Америкой.
4 июня прошли телефонные переговоры между комиссаром по торговле ЕС Марошем Шевчовичем и торговым представителем США Джеймсоном Гриром. После переговоров Шефчович заверил, что они идут «в нужном направлении». Затем состоялся телефонный разговор с Вашингтоном.
6 июня министр торговли США Говард Лютник прокомментировал переговоры общей фразой о «более глубоком сотрудничестве в нескольких стратегических секторах», а в Еврокомиссии и вовсе не стали комментировать разговор.
Впрочем, у Европы есть шанс объединиться с другими обиженными Трампом странами, например, с Канадой, в которой открыто говорят о таком союзе. Но пока идея сбывать там сжиженный газ не нашла одобрения у самой мощной экономики Европы — Германии. Германия хоть и страдает от отмены поставок российского газа, но пытается заменить его «зеленой энергией». Так бывший канцлер Германии Олаф Шольц приезжал в Канаду договариваться о поставках водорода.
Тем более что речь, по словам предпринимателей, идет буквально о выживании целых отраслей. Так, член правления немецкого гиганта Тиссен-Крупп Ильзе Хенне призналась, что опасается полного уничтожения сталелитейной отрасли Германии. Действительно, на фоне высоких цен на энергоресурсы (после отказа от российского газа), запретительных американских пошлин и дешевой китайской стали, ситуация для немецких сталеваров выглядит угрожающе.
Да и не только для них. Во многих странах заявляют, что введение тарифов грозит самыми ужасными последствиями за последние десятилетия. Так, в Новой Зеландии предприниматели ожидают, что введение пошлин будет хуже финансового кризиса 2008 года и эпидемии нового коронавируса, когда мировые цепочки поставок рвались как нитки. Это следует из опроса банка ASB.
Но сильнее всего пошлины могут ударить по двум странам, с которыми граничат США: Канадой и Мексикой. Причина проста: обе страны имеют большой товарооборот с богатым соседом. Например, Канада поставляла в США большие объемы энергоносителей, включая электроэнергию, также в Канаде размещены сборочные предприятия американских автопроизводителей.
В Мексике экспорт алюминия и стали в США уже упал на 63%, что очень болезненно воспринимается и предпринимателями, и властями. Мексиканские производители стали заявляют о невостребованных запасах общей стоимостью в $4 млрд и предупреждают, что сохранение пошлин в силе чревато нарушением цепочек поставок и неминуемым подорожанием конечных продуктов для американских потребителей. В целом мексиканский экспорт в США сократился только за апрель на 2,7% или на $1,64 млрд.
Бразилия является одним из основных поставщиков стали в США. Однако реагирует на пошлины осторожно. Президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва выразил уверенность, что США по-прежнему считают Бразилию дружественной страной, на это указывают 10-процентные пошлины на бразильские продукты. Однако, по некоторым данным, страна готова ввести свои защитные пошлины на некоторые товары.
Серьезную озабоченность пошлины вызывают и в Японии. По данным NHK, пошлины и поставки риса — главные приоритеты правительства Японии в экономике и фискальной политике. Власти Японии надеются договориться с США, однако готовят меры поддержки экономики на случай, если усилия дипломатов не дадут нужного эффекта.
Как ни странно, меньше всех от введенных США пошлин пострадает Китай, к которому у Трампа больше всего претензий. Даже после повышения пошлин до 50% Китаю выгодно продавать свою сталь, так как цены на нее на внутреннем рынке низкие. Прошедшие переговоры между Трампом и председателем КНР Си Цзиньпином были позитивно оценены обеими сторонами. При этом Си заявил, что Китай выполнил все предыдущие договоренности и никаких санкций не заслужил. Следующий раунд переговоров намечен на 9 июня.
Соседняя с Китаем Индия уже отправила во Всемирную торговую организацию (ВТО) замечание по поводу американских пошлин и готовится к дальнейшей борьбе. В 2025 финансовом году страна экспортировала в США железо и сталь на $587,5 млн, изделия из них — на $3,1 млрд, а алюминий и изделия из него — на $860 млн. Поэтому пошлины могут серьезно ударить по индийскому экспорту.
Ранее в Китае призывали Индию объединиться для ответа на пошлины США. Учитывая трения между странами, такой вариант выглядит маловероятным, однако учитывая масштабы последствий американских пошлин, исключать его нельзя.
Очевидно, что эффект от пошлин не может быть до конца просчитан, а непредсказуемость действий Трампа по их введению усугубляет ситуацию. Поэтому сравнение с пандемией, к которому прибегают многие, вполне оправдано и даже уже становится тривиальным.
Первый заместитель управляющего директора Международного валютного фонда (МВФ) Гита Гопинат также использовала это сравнение, описывая сложное положение центробанков различных стран.
«На этот раз ситуация складывается для них хуже, чем в пандемию», — заявила она, пояснив, что развивающимся рынкам придется «пробираться сквозь туман». Ранее МВФ уже предрек «новую эру» для глобальной экономики в связи с разрушением сложившегося за 80 лет порядка. Согласно прогнозу фонда, мировую экономику ждет не рецессия, но значительный спад. Однако с учетом действий Трампа прогнозы, видимо, придется снова пересматривать.