Какими проектами будут развивать Дальний Восток? Обзор первого дня ВЭФ-2021
VI Восточный экономический форум (ВЭФ) стартовал во Владивостоке 2 сентября. Традиционно ВЭФ является площадкой, на которой, в том числе, обсуждаются инвестиционные проекты по развитию Дальнего Востока. В этом году главная тема звучит вполне конкретно — «Новые возможности Дальнего Востока в меняющемся мире». Собственно, ряд новых возможностей для дальневосточных регионов и очертили в первый день работы форума.
Тема рыболовства является значимой для экономики тихоокеанских регионов Дальнего Востока. Уже в первый день работы ВЭФ-2021 банк ВТБ договорился с камчатским предприятием Рыболовецкий колхоз им. Ленина о строительстве шести новых траулеров-сейнеров. Банк намерен вложить в обновление судового парка около 1,5 млрд рублей. Также ВТБ выделит средства для строительства двух краболовов и морозильного траулера для магаданской группы компаний «Морской волк». В «рыбной теме» не остался безучастным и Сахалин: в рамках Восточного экономического форума было подписано соглашение о создании на базе морского порта в Корсакова логистического распределительного рыбного центра, оборот которого оценивается в 1 млн тонн рыбы и морепродуктов в год.
Стоит отметить, что по-прежнему основным импортером дальневосточной рыбы является Китай. С начала 2021 года нередко случались эксцессы, когда китайская таможня отказывала во ввозе рыбной продукции из России из-за якобы выявленных следов коронавирусной инфекции на упаковке. В связи с этим перед рыбопромышленниками Дальнего Востока остро вставал вопрос, куда же реализовывать добытую рыбу в случае отказа Китая. Предприятиям все же удалось расширить свои экспортные возможности на другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, например, в Южную Корею. Однако предлагались и другие варианты: еще весной 2021 года губернатор Камчатского края предлагал отправлять рыбную продукцию с Камчатки в западную часть России через Северный морской путь для последующей реализации рыбы и морепродуктов как внутри страны, так и в Европе.
О стратегической важности самого Севморпути заявил президент России Владимир Путин в ходе своей рабочей поездки во Владивосток. По словам главы государства, доставка грузов через Северный морской путь должна снизить цену товаров. К 2024 году, по словам Путина, грузооборот по Севморпути должен составить 80 млн тонн.
И вот уже в первый день работы ВЭФ-2021 российским предприятиям удалось привлечь инвесторов в проект, подразумевающий использование Северного морского пути: соглашение о намерениях подписали АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и японская компания Mitsul O.S.K. Lines. Японские инвесторы выразили готовность вложить средства в строительство двух плавучих хранилищ сжиженного природного газа емкостью 360 тыс. м3. Эти суда будут размещаться в бухте Бечевинская в Камчатском крае и в бухте Ура в Мурманской области.
На ВЭФ-2021 обсуждалась и модернизация БАМа и Транссибирской магистрали. По словам главы РЖД Олега Белозерова, третий этап развития Восточного полигона с увеличением пропускной способности ж/д сообщения до 240 млн тонн обойдется в 2-4 трлн рублей. При этом, по словам директора компании, проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры хватит Дальнему Востоку на 15 лет.
Свои инфраструктурные проекты на Восточном экономическом форуме предложила и Якутия. Власти республики предложили Южной Корее поучаствовать в строительстве второго этапа высокотехнологичной Жатайской судоверфи и проекте по производству сжиженного природного газа. Якутская делегация отмечала, что проект строительства верфи и производства СПГ войдет в стадию реализации уже в ближайшие годы. В свою очередь, южнокорейская делегация во главе с послом Южной Кореи в РФ Ли Сок Пэ заинтересовалась предложенным проектом. Посол добавил, что Сеул очень заинтересован в вопросах изменения климата и создании судов ледового класса, поэтому готов поучаствовать в совместных проектах в этих сферах. К слову, всего Якутия на ВЭФ-2021 намерена подписать 41 соглашение на сумму около 25 млрд рублей.
Вопрос привлечения инвестиций под значимые инфраструктурные проекты, бесспорно, важен. Но смогут ли эти проекты дать толчок развитию Дальнего Востока, разрешить проблемы с инфраструктурой (включая отдаленные регионы), а также привлечь и воспитать необходимые кадры — зависит от реализации этих самых проектов.