Справится ли центральный регион с импортозамещением? Обзор
В настоящее время многие предприятия России столкнулись со сложностями, связанными с санкциями, введенными против нашей страны в связи с проведением Россией спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины. Предприятиям приходится менять привычные схемы работы и справляться с решением качественно новых задач.
В промышленном производстве центрального региона России наиболее развиты машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, электроэнергетика, черная металлургия, химическая и нефтехимия и производство строительных материалов.
Авиастроение
С большим количеством задач, требующих быстрого решения, столкнулись сегодня предприятия авиастроения и заводы по производству деталей автомобилей.
В центральном регионе России к авиастроительной отрасли относятся более двух десятков предприятий в Москве и области, крупнейшим из которых является корпорация «Энергия» им. С. П. Королева. «Энергия» — это предприятие авиакосмического машиностроения, космических систем и орбитальных станций, на котором работают две тысячи человек. Также в авиастроении в центральном регионе России участвует Смоленский авиационный завод, производящий самолеты Як и СМ и запчасти к самолетам и Воронежское акционерное самолетостроительное общество, основной продукцией которого являются гражданские самолеты.
Авиапроизводители из Европы и США отказались от поставки в Россию самолетов и комплектующих для авиастроения.
Сложившаяся ситуация обсуждалась в марте министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым и руководителями структур авиационной отрасли. Основной задачей в импортозамещении сферы авиастроения на текущий момент признана замена иностранного двигателя в самолете SSJ-100 на российский аналог ПД-8. Министр Мантуров поставил задачу обеспечить сертификацию этого двигателя в течение ближайших 12–14 месяцев.
Известно, что композиционное крыло для самолета из отечественных материалов, создававшееся два года, поступило в эксплуатацию. Первая машина с нашим композиционным крылом уже полетела.
Проблема остановки поставок запчастей для самолетов тоже требует незамедлительного решения, так как у крылатых машин есть такие элементы, которые очень быстро изнашиваются.
На недавнем совещании по авиастроению президент РФ Владимир Путин дал поручение разработать план по развитию авиастроения в России строго до 1 июня этого года.
Крупнейшее предприятие Воронежа АО «Конструкторское бюро химавтоматики», разрабатывающее и изготавливающее двигатели для верхних ступеней ракет «Союз» и «Ангара», будет работать без перебоев. Завод входит в состав «НПО Энергомаш» — предприятие «Роскосмоса». Гендиректор корпорации Дмитрий Рогозин заявлял, что этот завод может производить компоненты для авиационных двигателей в рамках программы импортозамещения.
Машиностроение
Сферу машиностроения центрального региона составляют крупнейшие московские центры машиностроения в России: «Электрозавод», Коломенский завод, «Метровагонмаш», Демиховский машзавод, а также Тверской вагоностроительный завод и Брянский машзавод. На них тоже повлияли санкции.
Одним из самых внушительных предприятий в области машиностроения в Центральном регионе России является, например, автомобильное предприятие «Автодизель» Ярославской области с численностью работников в 22 тыс. человек.
На данный момент получение многих нужных для машиностроения деталей и запчастей прервано из-за санкций. Не лучшим образом на производство автомобилей КАМАЗ сказался уход с рынка немецкой компании Daimler Truck AG. Без комплектующих немецкого концерна выпуск КАМАЗов и «мерседесообразных» самосвалов оказался невозможен.
На тяжелые машины, с грузоподъемностью 20 тонн и более, ставится только 16-скоростная коробка переключения передач (КПП) ZF16. Эта КПП помогает двигаться всем тяжелым полноприводным КАМАЗам. Это те самые КАМАЗы, что делают львиную долю работы на нашем Севере. Значит для обеспечения работ тяжелых машин мы должны в крайне короткие сроки наладить свое производство подходящих коробок передач либо найти аналогичные КПП на мировом рынке, которые не подвергаются санкциям.
Вместо современных автомобилей легкого класса, с грузоподъемностью до 17 тонн, КАМАЗ запускает в серию их аналоги, которые стояли на конвейере в конце девяностых — первой половине двухтысячных годов. В такие автомобили мы сможем ставить10-ступенчатые коробки передач КПП «154» вместо импортной девятиступенчатой коробки ZF9S.
Существует два пути решения возникших проблем. Один из них быстрее, проще и в краткосрочной перспективе дешевле. Например, вместо недоступных теперь двигателей Cummins КАМАЗ может найти поставщика в Китае. У предприятия уже есть партнерство с китайским концерном Weichai — крупнейшим в мире производителем дизельных двигателей.
Есть и альтернатива более трудоемкая, но более правильная — опора на собственные силы. Переход на работу собственными силами включает в себя перезапуск своих двигателей, производство своих коробок передач на замену ZF-16 (правильным вариантом будет закупка 16JS как паллиатива, но с одновременным перезапуском производства 14-ступенчатой КПП в Тутаеве, на Тутаевском моторном заводе. Когда-то эта КПП была известна как ЯМЗ-330, и ее модификация вполне сможет заменить ZF16 и китайскую КПП тоже).
И, как оказалось, у Ярославского машиностроительного завода есть альтернатива китайско-американским дизелям — более-менее современные рядные шестицилиндровые двигатели, полностью закрывающие все потребности КАМАЗа.
Получается, что, если наладить взаимодействие российских предприятий, Россия сможет быть независимой от иностранного поставщика в этом вопросе.
В производстве легковых автомобилей также есть определенного вида сложности. Есть предприятия, на деятельность которых санкции почти не повлияли.
Например, автоконцерн Stellantis продолжает производство автомобилей на своем заводе в Калужской области. Но простои из-за нехватки комплектующих не исключены.
Основным производственным активом группы Stellantis в России является завод «ПСМА Рус» в Калужской области. Мощности «ПСМА Рус» рассчитаны на выпуск 125 тыс. автомобилей в год. На сегодняшний день «ПСМА Рус» выпускает легковые седаны С-класса Peugeot 408 и Citroen С4 седан, кроссоверы Mitsubishi Outlander и Pajero Sport, а также грузовые фургоны, микроавтобусы и компактвэны под брендами Peugeot, Citroen и Opel.
Однако импортозамещение в сфере производства необходимых деталей и комплектующих для сборки отечественных автомобилей является на данный момент одной из самых актуальных и перспективных ниш.
Металлургия
Санкционная повестка сейчас довлеет и над российской металлургической промышленностью. Наша металлургия включает в себя предприятия по добыче, обогащению руды, выпуску металлопроката, в том числе цветного.
Вклад металлургической отрасли в общий объем промышленности страны составляет порядка 12%. Наиболее сильные позиции у черной металлургии, в состав которой входят предприятия по производству, коксованию угля, вторичному переделу сплавов.Черная металлургия занимается производством черных металлов (чугуна, стали, ферросплавов).
Развитость металлургии Центра связана с относительно дешевой добычей железных руд. Почти вся руда добывается открытым способом. Центральная металлургическая база использует железные руды Курской магнитной аномалии (КМА). КМА — это самый мощный на Земле железорудный бассейн. Он расположен в пределах Курской, Белгородской и Орловской областей.
Центральная металлургическая база включает в себя такие крупные металлургические предприятия полного цикла как Новолипецкий металлургический комбинат (г. Липецк) и Новотульский завод (г. Тула), металлургический завод «Свободный Сокол» (г. Липецк), «Электросталь» под Москвой (передельная качественная металлургия). Малая металлургия на крупных машиностроительных предприятиях представлена Оскольским электрометаллургическим комбинатом по прямому восстановлению железа (Белгородская область).
Евросоюз наложил запрет на импорт железа и стали из России, поэтому доходы отечественных металлургических предприятий могут существенно сократиться. Но не это главное. Важно сейчас наладить связи между российскими предприятиями, которые тем или иным образом имеют отношение к металлургии. Металлурги должны нацелиться на обеспечение потребностей внутреннего рынка страны.
Большое количество заводов по металлообработке в центральном регионе России пока справляются с производством.
Ивановский механический завод, «Коис-мет» из Смоленска, «Радарсервис» и «Завод металлов и сплавов» из Рязани. Производственная компания «Алвис» из Твери, «Квадороком» из Владимира и другие.
Пищевая промышленность центрального региона России
В пищевой промышленности центральной России дела обстоят гораздо лучше. Предприятия этой сферы производства легче переходят на новый порядок работ.
Например, крупнейший завод пищевой промышленности Тульской области «Тульский молочный комбинат» после ухода с российского рынка иностранных производителей упаковки продолжает работать в соответствии с графиком. В ближайшее время на предприятии начнется тестирование отечественных видов упаковок. Пока комбинат работает, используя приобретенное ранее сырье.
Запущенная восемь лет назад на костромском заводе, специализирующемся на производстве напитков, программа импортозамещения помогает предприятию сейчас работать в полную силу.
Солодовый ячмень, закупавшийся ранее в Германии, Франции, Эстонии, Финляндии уже восемь лет приобретается у российских производителей из Уфы и Курска. Закупки сусла для кваса ведутся в Ростове Ярославском и на Костромском крахмалопаточном заводе.
В настоящее время завод работает над реализацией идеи замещения импортного хмеля. Разработки ведутся совместно с Костромской сельхозакадемией. Также на предприятии выращена дрожжевая клетка для замены дрожжей из Бельгии.
В Калужской области запустили импортозамещающую программу интеллектуального управления стадом. Система идентификации на 100 голов является продуктом российского производства и может полноценно заменить западные аналоги.
Продолжение следует.