Караван мигрантов по-белорусски. Как Лукашенко «наказал» Европу
Кризис, связанный с нелегальной миграцией, между Белоруссией и ЕС назревал давно. Еще в конце весны этого года в одном из очередных своих выступлений президент Белоруссии Александр Лукашенко в открытую заявил, что государственные структуры Белоруссии прекращают сдерживать поток мигрантов, которые всеми способами пытаются попасть в страны — члены ЕС.
Дескать, раньше за сдерживание беженцев Минску приплачивала Европа, но после неудачного недомайдана летом 2020 года Брюссель приостановил эти выплаты. В качестве санкций, разумеется. Батька несколько месяцев терпеливо ждал, а не дождавшись, открыто заявил: нет денег — открываю дорогу, разбирайтесь, дескать, сами.
Уже в середине июля соседние с Белоруссией Литва, Латвия и Польша взвыли от потекшего к ним из Минска потока мигрантов. За несколько недель число беженцев из Афганистана и стран Ближнего Востока в эти страны — члены ЕС выросло в десятки, а затем и в сотни раз.
Старая Европа дежурно во всем обвинила «последнего диктатора Европы», а Лукашенко резонно указывал на права человека, европейские ценности и «слезинку ребенка», которые не дают ему спокойно смотреть на страдания людей. Пускай, дескать, едут, куда хотят. Будь это Польша, Литва или Германия.
Однако все это еще были цветочки.
Напряжение по обе стороны польско-белорусской границы начало нарастать еще в октябре, однако до серьезных событий международного масштаба дело не доходило. Рвануло в начале ноября.
Власти Польши 8 ноября заявили, что ожидают попытку прорыва белорусско-польской границы большой группы нелегальных мигрантов. В связи с этим была усилена охрана границы.
«Жесткая защита границы — наш приоритет. Мы увеличили число сотрудников пограничной охраны, полицейских и солдат. Ждем в полной готовности», — заявил глава МВД Польши Мариуш Каминьский. Кто бы что ни говорил, а все-таки есть что-то неизменное в веках. Например, знаменитый шляхетский гонор. А также последствия, которые из-за этого возникают.
Польский МИД был более осторожен, предупредив всех, что коварный режим Лукашенко «не оставляет попыток совершить провокации», глава польского внешнеполитического ведомства решил заранее во всем обвинить белорусскую сторону.
Тем временем, с другой стороны белорусско-польской границы начали приходить тревожные известия: по направлению к польской территории движется большая группа беженцев численностью более тысячи человек. И хотя белорусы увидели в этой колонне большое число женщин и детей, но белорусские пограничники решили на всякий случай напрячься и срочно запросили резерв.
Поляки со своей стороны тоже заметили колонну. Правда, польские власти увидели в этих людях не беженцев, а незаконных мигрантов. А женщины и дети неожиданно превратились в молодых мужчин спортивного вида.
Пресс-секретарь министра, координирующего работу польских спецслужб, Станислав Жарын заявил, что «в Белоруссии, недалеко от границы с Польшей, собралась большая группа мигрантов». Однако, по его словам, в группе преобладали молодые здоровые мужчины.
«Началась крупнейшая попытка силового вторжения в Польшу», — пафосно заявил Жарын.
Прям тебе 1 сентября 1939 года. Никак иначе.
Тем временем президент Польши Анджей Дуда созвал срочное совещание с участием премьер-министра, а также министров силовых ведомств. На повестке стоял единственный вопрос: и что со всей этой приграничной свистопляской делать?
После совещания 12 тысяч военнослужащих польской армии были приведены в полную боевую готовность.
«Вместе с МВД и администрацией мы готовы защищать польскую границу», — заявил министр обороны Польши Мариуш Блащак. Патетика заявлений намекала на то, что выступает герой обороны Вестерплатте и почетный участник Варшавского восстания в одном лице. Никак не меньше.
Тем временем люди подошли к границе.
По сообщению Госпогранкомитета Белоруссии, беженцы, находясь перед польскими заграждениями на линии границы, «неоднократно пытались донести польской стороне, что они покинули свои страны, так как их жизни находились в опасности».
Несмотря на то, что со стороны беженцев не было агрессивных действий, «польские силовики задействовали авиацию для оказания психологического давления», а также «в отношении людей, ищущих защиты», польские силовики применяли слезоточивый газ.
«В ответ на неоправданное применение специальных средств часть беженцев перешла к более решительным действиям и начала разрушать польские заграждения», — сообщают белорусские пограничники.
Судя по всему, части беженцев удалось все-таки прорваться на территорию ЕС.
Сначала представитель Госпогранкомитета Белоруссии Антон Бычковский пояснил, что звуки стрельбы на границе были слышны «с польской стороны». А затем Sputnik Беларусь сообщил, что большая группа беженцев покинула территорию Белоруссии, а усиление вдоль дорог было снято.
События на белорусско-польской границе эхом отозвались в Литве. Там в лагере временного содержания в городе Рукла мигранты устроили протест с требованием их освобождения. Беженцы за колючей проволокой держали флаги Литвы и ЕС, а также выкрикивали лозунг «Freedom!». Вероятно, строго в целях безопасности литовские правоохранители не дали возможности журналистам приблизиться к лагерю.
Тем не менее власти Литвы напряглись и решили на всякий случай направить войска к границам Белоруссии и Польши. А заодно задумались о введении на территории страны чрезвычайного положения. Так, вероятно, на всякий случай, чтобы еще более сподручнее было бы соблюдать права человека в международном масштабе.
Встрепенулись немцы. МИД Германии заявил, что у него есть доказательства злокозненности «режима Лукашенко». По словам представителя МИД ФРГ Андреа Зассе, «режим в Минске… постоянно направляет людей к границе», намеренно провоцируя кризис.
Еврокомиссия заявила, что ЕС готов помочь полякам справиться с кризисом на белорусской границе, но благоразумно не уточнила, каким образом и когда она это будет делать.
Эстония привычно потребовала введения дополнительных санкций в отношении Белоруссии. НАТО призвало Минск соблюдать международное право, что после Югославии, Ливии, Ирака, Сирии выглядит достаточно комично.
Австрия дежурно отрапортовала, что она, как все, против всего плохого в лице Лукашенко и за все хорошее в виде демократии, свободы слова и печати, но без мигрантов.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен не нашла лучшего способа окоротить восточноевропейского диктатора, как призвать повысить накал антибелорусских санкций, а комиссар ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель собрался скататься в страны происхождения мигрантов, чтобы убедить тамошние власти не пускать своих граждан в сторону Европы. Можно думать, что строго в рамках поддержания демократии и права на свободное передвижение.
Острая стадия кризиса вокруг мигрантов на границе Белоруссии и ЕС еще далека от завершения. Декларируемые европейские ценности, как, например, права беженцев, на берегах Буга столкнулись с неотъемлемым правом среднеевропейского бюргера на спокойное сытое существование. И даже можно понять, что в конце концов победит. А когда победит и как оно это сделает, может подсказать дальнейшее развитие белорусского кризиса.
Читайте также: Аналитик оценил риск вовлечения НАТО в конфликт на границе с Белоруссией