Права и свободы отныне вредны для здоровья?
21 мая в Женеве начала свою работу 76-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ).
Одной из ключевых тем, обсуждаемых на Ассамблее, стали итоги борьбы с коронавирусной пандемией и разработка новых мер по предотвращению новых пандемий. Несколько последних лет ВОЗ разрабатывает ряд документов, которые, по мнению их авторов, должны коренным образом изменить базовые принципы охраны здоровья, как на уровне государств, так и на международном, глобальном уровне.
Один из них — так называемое «пандемическое соглашение». О создании подобного документа заговорили еще в марте 2021 года в Женеве на совещании 25 глав правительств и международных агентств. Участники совещания заявили, что «…будут другие пандемии и серьезные чрезвычайные ситуации в области здравоохранения. Ни одно правительство или многостороннее агентство не смогут справиться с этой угрозой в одиночку…» Поэтому было принято решение создать новую мировую структуру здравоохранения, которая будет эффективно бороться с будущими пандемиями.
Тогда же, в 2021 году, и началась разработка «конвенции, соглашения или иного международного инструмента по обеспечению готовности к пандемии и принятию мер реагирования», которая получила условное название «Пандемическое соглашение».
Для разработки проекта «пандемического соглашения» был создан Межправительственный переговорный орган (МППО). В декабре 2022 года в ходе третьего совещания МППО был рассмотрен концептуальный нулевой вариант проекта «пандемического соглашения».
Заявляется, что его подписание странами намечено на 2024 год. А до этого времени документ будет активно обсуждаться на площадках ООН.
В этом году во вступительной речи на 76-й сессии ВАЗ глава ВОЗ Тедрос Гебрейесус заявил, что «Пандемическое соглашение» «должно стать историческим соглашением о смене парадигмы в глобальной безопасности здоровья, признающим, что наши судьбы переплетены».
Текст его вызвал шквал критики среди консервативных кругов западных стран.
Наибольшее беспокойство у экспертов и политиков вызывают положения документа, которые в большой степени лишают страны — участницы ВОЗ возможности принимать самостоятельные решения в области здравоохранения.
Так, например, депутаты-консерваторы парламента Великобритании обратились к правительству с письмом, в котором заявили об «очевидном стремлении… ВОЗ перейти от консультативной организации к контролирующему международному органу».
Они призвали министерство иностранных дел блокировать полномочия ВОЗ, которые, «по всей видимости, существенно влияют на возможности Соединенного Королевства устанавливать собственные правила и контролировать собственные бюджеты».
Не устраивает новая роль ВОЗ и американских конгрессменов-республиканцев, заявивших, что США не должны подчиняться законам и постановлениям, не принятым американским правительством.
И действительно, одно из условий документа гласит, что страны должны признать «центральную роль ВОЗ в качестве руководящего и координирующего органа в международной работе по здравоохранению, в деятельности по предотвращению пандемий, обеспечению готовности, принятию мер реагирования и восстановлению систем здравоохранения, в сборе и получении научных данных, а также в целом в укреплении многостороннего сотрудничества в области глобального управления здравоохранением».
Соглашение обязывает страны отчитываться перед ВОЗ за свою деятельность по предотвращению пандемий, сделать свою систему здравоохранения полностью транспарентной для глобальных структур и принять новую систему финансирования национальной и международной систем охраны здоровья.
Важно понимать, что само соглашение необходимо рассматривать в комплекте с другими документами, в которых более подробно раскрыты общие принципы «новой парадигмы глобальной безопасности здоровья», заявленные в соглашении.
Параллельно с разработкой соглашения в ВОЗ начали обсуждать поправки в Международные медико-санитарные правила (ММСП). Цель внесения поправок — скорректировать меры реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения. Поправки, как заявлено, должны быть приняты в 2024 году.
Вокруг текста поправок и новых антипандемических документов ВОЗ напущено много информационного тумана. Некоторые СМИ сообщают, что поправки вызвали столь бурные протесты во многих странах, что ВОЗ решила отказаться от них.
Другие СМИ заявляют, что поправки решено обсуждать кулуарно и потому текст их удален с сайта ВОЗ. Однако мы всё же отыскали текст поправок на официальном сайте ВОЗ и поняли, что прячут их от любопытных глаз не зря.
Например, поправки в статью 3 «Принципы» означают, что ВОЗ больше не собирается руководствоваться принципами уважения прав и достоинств человека. Слова о правах человека удалены из текста и заменены на принципы «справедливости, всеохватности, согласованности и общей, но дифференцированной ответственности государств-участников с учетом их социально-экономического развития» (Рис. 1).
Видимо, в ВОЗ считают, что права человека стали вредны для здоровья.
Важно значение поправки к статье 12 «Определение чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. Чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая региональное значение, или промежуточная опасность».
Эта поправка одновременно снижает порог объявления чрезвычайной ситуации генеральным директором ВОЗ (ВОЗ может начать принимать меры даже не при наличии вспышки заболевания, а только при потенциальной возможности ее возникновения) и значительно расширяет полномочия ВОЗ, поскольку для принятия мер даже не будет требоваться согласие государства.
Кроме того, согласно новым поправкам, из правил вычеркиваются слова о необязательности выполнения рекомендаций ВОЗ. Из определения рекомендаций в правилах буквально удалены слова «не имеющие обязательной силы». Поправки закрепляют и ужесточают требования признать руководящую роль ВОЗ в Соглашении. Если эти поправки будут одобрены, то ВОЗ получит право закрывать границы, вводить карантинные меры и паспорта вакцинации во всех странах-участницах, не согласовывая, а только уведомляя власти страны.
Жесткое управление ВОЗ будет вводиться в самых разных чрезвычайных ситуациях. Мы коснулись лишь нескольких поправок. На самом деле новых норм, которые существенно ослабляют суверенитет государств — членов ВОЗ, в документе еще немало.
Рассмотрим, к примеру, один интересный документ ВОЗ, разработанный для борьбы с пандемиями.
За несколько дней до начала 76-й сессии ВАЗ Тедрос Гебрейесус выпустил доклад для стран — членов ВОЗ под названием «Повышение готовности ВОЗ к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения». В нем глава ВОЗ пишет, что «чрезвычайные ситуации в области здравоохранения» не будут ограничиваться пандемиями, обусловленными инфекционными заболеваниями. Геополитические конфликты, голод, нищета, разрушение экологии, изменение климата, социальное и экономическое неравенство являются причинами чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, а стало быть, и предметом вмешательства ВОЗ.
Наглядный пример того, насколько широко можно толковать понятие «пандемия», Гебрейесус продемонстрировал 21 мая 2023 года в своей приветственной речи на Ассамблее, назвав «пандемией» курение табака.
«На протяжении большей части первых 50 лет своей истории ВОЗ сосредотачивала усилия в основном на борьбе с инфекционными болезнями, поражающими население в странах с низким уровнем дохода. Однако эти десятилетия были отмечены практически беспрепятственным распространением новой пандемии, подпитываемой самым опасным в истории неинфекционным возбудителем — табаком», — сказал он.
Собственно, это заявление вполне дает нам представление о том, какого рода «новые пандемии» нас ждут в будущем. Но объявление пандемии по новым документам передает ВОЗ контроль и управление жизнью государств не только в сфере здравоохранения. Организация намерена реструктурировать всю экономическую деятельность государств в соответствии со своими целями.
В 2020 году Тедрос Гебрейесус создал Совет ВОЗ по экономическим аспектам концепции «Здоровье для всех». Совет стал работать над созданием новых мер, дающих возможность изменить экономику в соответствии с целями охраны здоровья граждан. В финальном докладе «Здравоохранение для всех: трансформация экономик для обеспечения того, что имеет решающее значение», опубликованном 23 мая 2023 года, авторы призывают «реализовать новую экономическую политику, которая заключается не в корректировке рыночных механизмов, а в совместной деятельности по упреждающему формированию рынков в соответствии с приоритетом охраны здоровья людей и планеты».
Кстати, сама Ассамблея в этом году проходит под девизом «Здравоохранение для всех».
Здоровье — это право человека, и поэтому должно финансироваться на постоянной основе соответствующим образом. Оно должно стать главной целью экономической деятельности страны, а вовсе не наращивание экономических показателей и в частности ВВП, гласит эта концепция.
Странам потребуется «новое экономическое мышление». Старое же мышление, нацеленное на наращивание экономического потенциала, отныне в ВОЗ считают «контрпродуктивным». Расходы государства на социальные нужды, такие как жилье, транспорт и занятость населения, должны рассматриваться через призму детерминант здоровья.
Очевидно, государства, отказавшиеся развивать и поддерживать свою экономику, станут резко беднеть, но это теперь никого не должно смущать, ведь главными показателями успешности будут инвестиции в здоровье и экологию.
Кроме того, некие международные фонды в случае чрезвычайных ситуаций будут спонсировать эти чахнущие государства и финансировать осуществление структурных реформ.
А для этого на мировой арене нужно существенно изменить правила управления глобальными финансами, считают в ВОЗ. Финансирование будет, конечно же, небезвозмездным. Деньги странам нужно предоставлять в долг по модели Бриджтаунской инициативы.
Бриджтаунская инициатива была выдвинута властями Барбадоса (и мы даже догадываемся, кто им на ушко ее нашептал) и суть ее в следующем: бедным и небольшим странам не по карману осуществлять преобразования, продиктованные климатической повесткой. Поэтому в столице Барбадоса Бриджтауне предложили МВФ выдавать таким странам кредиты. Деньги будут выдаваться тем, кто сталкивается с макроэкономическими рисками, связанными с изменениями климата и пандемиями.
Первыми, кто радостно попал в эту кредитную кабалу, стал Барбадос. Вообще, согласитесь, схема гениальная. Навязываем государствам некие безумные и бессмысленные требования, которые они не в силах выполнить (и которые очевидно ослабляют экономику), а затем предлагаем им попасть в вечное кредитное рабство для выполнения этих требований.
Вот таким интересным образом ВОЗ, вроде бы занимающаяся здравоохранением, предлагает начать процесс, в котором государства должны в массовом порядке лишиться экономического суверенитета. ВОЗ в этой модели играет «ключевую глобальную координационную роль». Об этом в документе говорится несколько раз.
Надо сказать, что «новое экономическое мышление» станет большим подспорьем, например, для европейских стран, разваливающих свою экономику в угоду климатической повестке. Германия входит в рецессию, теряет ВВП? Это не страшно! Прогресс отныне считается по другим критериям. Немцы должны забыть об экономических показателях и радоваться тому, что благодаря закрытым заводам они дышат чистым воздухом.
Благодаря милостыне в кредит от международного валютного дяди с голоду они тоже не умрут. Пока.
Под эту модель ВОЗ намерена перестроить всю мировую финансовую архитектуру. «Речь идет не только о размерах и доступности финансирования, но и о его качестве: финансирование должно быть упреждающим, осуществлять превентивные инвестиции заранее», — сообщается в документе.
То есть пандемии у вас еще не случилось, но вам выдадут упреждающий кредит, и пандемия у вас обязательно будет. Так что не отвертитесь. И всю экономику вашу перестроим для вашего же спасения от будущих пандемий.
Реализация этой новой политики уже начата. Так, ООН заявила о необходимости выделить 500 миллиардов долларов США на стимулирование целей устойчивого развития и для «развития и мобилизации значительного дополнительного международного и национального финансирования» стран с низкими доходами. Проводить глобальную финансовую политику в национальные государства планируется через региональные банки развития, а также государственные и центральные банки.
Региональные банки развития в Латинской Америке уже сейчас занимаются поддержкой цифровизации здравоохранения. В Азии Азиатский банк развития (АБР) в период коронавирусной пандемии способствовал наращиванию масштабов вакцинации в развивающихся странах региона.
Государство, по мнению ВОЗ, должно отказаться от политики невмешательства в бизнес. А вмешиваться в дела частных предприятий оно обязано, руководствуясь критериями придуманного ВОЗ общего блага. Например, производителей неугодных для ВОЗ товаров, способствующих глобальному потеплению, надо облагать драконовскими налогами с прогрессивными ставками. А приоритет надо отдавать «объединениям малого и среднего бизнеса, производящим средства противодействия эпидемиям».
В целом концепция «Здоровье для всех» запускает процесс утраты государствами своего экономического суверенитета. Бразды правления большой части государственного хозяйства предполагается отдать ВОЗ и глобальным финансовым структурам.
Итак, мы бегло, затронув лишь отдельные нормы, рассмотрели малую часть документов ВОЗ, оформляющих глобальную перестройку арены международных отношений. Нам было важно понять ход мыслей международных перестройщиков.
Надо отметить, что ВОЗ пытается заверить общественность в том, что никакой угрозы суверенитету государств новые меры борьбы с пандемиями не несут. В марте этого года Тедрос Гебрейесус заявил, что всё это инсинуации и «дезинформация в социальных сетях и в СМИ». Он сообщил, что сами страны будут определять формулировку и объем любого глобального соглашения. Документ будет еще обсуждаться до 2024 года, сообщает нам ВОЗ. Будем надеяться, что тексты этих документов будут существенно изменены и представители стран-участниц отстоят права и свободы своих граждан.
Однако пока мы наблюдаем, как в ходе Ассамблеи страны (а вернее, руководители этих стран) одна за другой выражают одобрение нормам, прописанным в поправках и соглашении, и дружно демонстрируют готовность сдать свой суверенитет и оказаться под тоталитарным управлением хищных глобальных структур.