Зачем Западу понадобились новые пути доставки гуманитарной помощи в Сирию
29 и 30 марта в Брюсселе прошла V международная конференция по вопросам гуманитарной помощи Сирии. Накануне конференции состоялось заседание Совета Безопасности ООН, на котором страны, участвующие в конференции, изложили свои ключевые позиции и отношение к развитию гуманитарной операции в Сирии.
В частности, США и их европейские сателлиты заявили, что одного трансграничного перехода для доставки гуманитарной помощи в Сирию, который сейчас действует, недостаточно и нужно открыть еще два. Еще они потребовали от России и сирийских властей прекратить якобы имеющие место атаки на объекты гражданской инфраструктуры в Идлибской зоне и тот единственный переход, через который в Сирию поступает трансграничная гуманитарная помощь.
Тут нужно пояснить, что гуманитарная помощь, называемая трансграничной, поставляется в Сирийскую Арабскую Республику (САР) в обход официальной власти и практически без контроля со стороны ООН. По сути, это легальный способ снабжения сирийских боевиков, прикрываемый «заботой» о сирийском народе.
Единственный погранпереход, через который в Сирию может поступать трансграничная помощь, находится у поселка Баб Аль-Хава на севере Идлиба и контролируется лояльными Турции боевиками. Через него, по данным ООН, ежемесячно проходит до тысячи грузовиков с гуманитарным грузом.
Призывая открыть еще два трансграничных перехода, США и их союзники хотят увеличить поток именно такой «гуманитарной помощи» в Сирию. Россия, естественно, выступает категорически против и призывает закрыть действующий переход и поставлять всю гуманитарную помощь в Сирию через Дамаск.
Претензии Запада
За неделю до конференции в Брюсселе в Сирии произошли два события, которые позволили представить действия России и сирийской армии на севере САР в невыгодном свете.
21 марта ВКС России уничтожили вблизи поселка Баб Аль-Хава склады с топливом и боеприпасами, принадлежащие террористам. В этот же день сирийская армия нанесла удар артиллерией по укрепрайону боевиков «Хайят Тахрир Аш-Шам» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) у населенного пункта Аль-Атареб в Алеппо.
Эти удары, произошедшие в один день, стали главным аргументом со стороны США и Европы для обвинений России на Совете Безопасности ООН и были преподнесены как причина, по которая надо открыть еще два трансграничных перехода. Только в этих аргументах ни слова не было сказано про боевиков.
Напротив, Запад заявил, что Россия атаковала в Баб Аль-Хава единственный оставшийся переход для поставок гуманитарной помощи в Сирию. А что касается удара по укрепрайону боевиков в Аль-Атаребе, то западные страны заявили, что удары были нанесены по больнице.
Какая это могла быть больница, если объект, по которому нанесла удар сирийская армия, по собственным словам госсекретаря США Энтони Блинкена, выступавшего на Совбезе, «находился под землей»? Если это даже и был госпиталь, то тогда это военный госпиталь боевиков внутри горы, а никакой не гражданский объект.
Это предположение подтверждает российский военный корреспондент Евгений Поддубный, который в своем Telegram-канале опубликовал кадры удара по объекту «Хайят Тахрир Аш-Шам» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Аль-Атаребе, снятые беспилотником.
На этих кадрах видны «ходы сообщения, окопы, и прочая лабуда, которой не бывает у гражданских объектов», отмечает Поддубный. Он подчеркивает, что сообщение про удар по «госпиталю», которое потом подхватили США и их союзники, выдала организация «Белые каски», которая раньше занималась созданием фейков из Сирии.
Понятно, что никаких гражданских объектов в обоих случаях не было, что уничтожались объекты боевиков, действующих на севере САР. Возможно, этими ударами Россия хотела надавить на Турцию. Но выглядели они странно, учитывая предстоящие события.
Если через неделю в Европе будет большая международная конференция по Сирии, то зачем перед ней так подставляться? Зачем бить по объектам, которые заведомо будут использоваться для обвинения России?
Другие варианты
Удар по Баб Аль-Хаве можно было нанести после Брюссельской конференции. Сирийскую армию можно было остановить от обстрела объекта, координаты которого согласованы как неподударные в рамках механизма деконфликтинга (так во всяком случае заявляют американцы).
Если бы этих ударов не было, то у Запада не было бы и возможности обвинить Россию и Сирию в антигуманных акциях накануне крупной межународной конференции и что-то требовать. А так они появились.
Настораживает тот факт, что Россия в рамках заседания Совбеза ООН проигнорировала претензии Запада. Ведь если бы претензии были необоснованы, об этом можно было сказать.
А так это выглядит, словно кто-то намеренно организовал эти удары, чтобы скомпрометировать Москву и Дамаск перед конференцией в Брюсселе. Остается надеяться, что это было случайное совпадение, которым воспользовались западные страны.