«В России, насколько я знаю, никогда не воспитывали ненависть к украинцам и даже к немцам... они борются с украинским фашизмом, борются с этими людьми, но не с украинским народом»

Германия, Россия, Украина и фашизм глазами немецкого режиссера

Василий Адрианович Власов. «Смерть фашизму!». 1941 год.
Василий Адрианович Власов. «Смерть фашизму!». 1941 год.

Политические дрязги в Германии, где долгое время правили консервативные ХДС/ХСС и социал-демократы с Ангелой Меркель во главе, а с 2021 года на паях с СДПГ правят «зеленые» и либералы, напоминают банку с пауками.

Однако в Германии есть люди с альтернативной точкой зрения на устройство своей страны: как нынешнее, так и в историческом контексте. Эти люди смотрят в будущее не через призму борьбы за власть, а с желанием направить развитие Германии по независимому от «коллективного Запада», как сейчас принято называть, пути с опорой на опыт Германской Демократической Республики (ГДР).

Один из таких представителей немецкой интеллигенции — начавший свой творческий путь в ГДР режиссер-кинодокументалист Вильгельм Домке-Шульц. Каким образом он оказался вне мейнстрима и почему решил связать свою профессиональную деятельность с общественной, режиссер рассказал в интервью предпринимателю и общественному деятелю Александру фон Бисмарку.

Изображение: Фото со страницы Вильгельма Домке-Шульца в ВКонтакте
Немецкий режиссер кинодокументалист Вильгельм Домке-Шульц
Немецкий режиссер кинодокументалист Вильгельм Домке-Шульц
Домке-ШульцВильгельмкинодокументалистрежиссерНемецкий

По словам Домке-Шульца, полученное им образование и диплом киноакадемии имени Конрада Вольфа в Бабельсберге позволили ему освоить одновременно два направления. Первая часть учебной программы включала в себя получение академической специализации «кино и телевизионные исследования», в которой большое значение имеют социальные исследования, как это, по словам режиссера, понималось в ГДР. А вторая часть программы была посвящена классической драматургии, которая дала хорошую художественную подготовку.

«Это означает, что, с одной стороны, я ученый, аналитик, особенно в сфере СМИ, а с другой — художник, поэтому я не снимаю журналистские фильмы», — отметил Домке-Шульц.

Кинорежиссер пояснил, что снимает художественные документальные фильмы в традициях ГДР. «Это субъективная, художественная форма. Создатель снимает фильмы в соответствии с тем, как он видит мир», — добавил Домке-Шульц.

Опираясь на опыт социального исследователя, режиссер в ряде интервью описал свое видение устройства общества ФРГ и его отличия от ГДР. Одним из важнейших различий, по его словам, является способ коммуникации с обществом.

О пропаганде и агитации

Домке-Шульц призывает различать такие понятия и методы воздействия на общество, как пропаганда и агитация. «О пропаганде всегда говорят так много и обобщенно, поэтому на самом деле мы должны говорить о ней более подробно», — заявил он.

По его словам, часто говорят о пропаганде в ГДР, русской пропаганде и так далее, но между пропагандой и агитацией есть большие различия. «Если проанализировать сейчас более внимательно, как в ГДР освещались те или иные события, то это была не пропаганда, а агитация», — заявил режиссер.

Казалось бы, что цель одна и та же — повлиять на людей, чтобы у них появилось определенное отношение к чему-либо или они приняли определенную точку зрения. «Но метод разный. В случае с агитацией это делается с помощью информации», — пояснил Домке-Шульц.

«То есть вы предоставляете различную информацию, например, о том, какие люди находятся у власти в Федеративной Республике Германия. Позвольте мне напомнить Вам о господине Оберлендере, кровожадном военном преступнике, который был назначен министром по внутренним делам ФРГ», — добавил он.

Таких преступников в ФРГ не обсуждали вообще. «Например, о том, что он был командиром батальона „Нахтигаль“, который вместе с украинцами во время Второй мировой войны убивал евреев, поляков, коммунистов и русских. Такой человек, такой ужасный военный преступник, стал министром в Федеративной Республике», — напомнил кинодокументалист.

А в ГДР в это же время в отношении Оберлендера состоялся заочный суд, на котором он был приговорен к нескольким годам лишения свободы. Людей информировали о социальных контекстах и частных деталях, пояснил Домке-Шульц.

«А пропагандистский метод, который используется здесь, на Западе, основан на эмоциях», — отметил он.

То есть, выдвигаются обвинения, но не делается обоснование. «Вы просто заявляете, что раз он так говорит, значит он злой и нацист, и точка. Этим всё сказано: эмоции взбудоражены, население разделено. Что не было целью, например, в ГДР. Они хотели как-то объединить людей, потянуть их в одном направлении. Другими словами, совершенно разные методы», — подчеркнул режиссер.

«И до сих пор, например, в России, если вы посмотрите на новости и различные публикации, то большинство из них — не пропаганда, а агитация», — заявил Домке-Шульц.

По его словам, в России можно поговорить с продавщицей цветов или хлеба о мировой политике, и они будут в сто раз лучше информированы, чем любой гражданин Германии, который смотрит только новости. «Потому что агитация работает вместе с информацией», — добавил он.

Речь идет о том, чтобы всё больше и больше разделять население, создавать всё более мелкие группы, всё более крупные образы врагов, чтобы разделить население на мелкие части. «Потому что тогда вы сможете лучше его контролировать. Это называется демократией», — заявил Домке-Шульц.

О нацизме на Украине

Свое суждение о том, что происходит на Украине, режиссер сформировал в ходе посещения этой страны и общения с жителями. Кинодокументалист рассказал о своих наблюдениях за эскалацией нацизма на Украине.

Домке-Шульц снял документальный фильм о произошедшей 2 мая 2014 года трагедии в одесском Доме профсоюзов, когда националисты и футбольные фанаты фактически заживо сожгли много десятков людей. Режиссер отметил, что он общался с обеими сторонами произошедшей тогда трагедии, чтобы понять мотивацию тех и других.

«Люди в России были очень удивлены, когда я снял фильм „Помни Одессу“ о фашистской резне 2 мая 2014 года, которая здесь (в Германии — прим. ИА Красная Весна) до сих пор полностью замалчивается», — отметил он.

На Западе стараются убедить всех в том, что на Украине якобы нет фашистов, поэтому, дескать, они не могли никого убить, поясняет Домке-Шульц.

А на самом деле фашистскую идеологию украинских националистов, которая формировалась еще в начале XX века, не удалось искоренить даже в советское время, а особенно она расцвела после развала Советского Союза, убежден режиссер. «Эта идеология навязывалась гражданам на Украине», — добавил он.

«Многие люди, у которых дети ходят в школу, говорили мне, что фашистскую идеологию начали навязывать в системе образования на Украине еще в начале 1990-х годов», — подчеркнул кинодокументалист.

По его словам, это было связано с тем, что Украина отделилась от СССР, причем незаконно. «Фашисты, можно сказать, оккупировали систему образования с начала 1990-х годов. И они провели первые волны чисток. То есть они выкинули всё, что еще держалось за Советский Союз или не имело образа русского врага», — отметил он.

В результате уже несколько поколений детей на Украине воспитаны в духе нацизма и ненависти к русским. «Этому их учили в начальной школе, а в некоторых случаях и в детских садах на протяжении 30 лет. Неудивительно, что из этого вышло», — пояснил режиссер.

Идеологизация на Украине продолжается уже несколько поколений и носит экстремальный характер. «Она направлена в основном против России, причем против народа. Не против страны, а против русских», — подчеркнул он.

В то время как в России много русско-украинских перекрестных браков. «Я знаю немало семейных пар, где жена украинка, а муж русский, или наоборот. В России, насколько я знаю, никогда не воспитывали ненависть к украинцам и даже к немцам», — добавил режиссер, приведя в качестве примера высказывание Иосифа Виссарионовича Сталина о борьбе против немецкого фашизма, но не против немецкого народа.

«И в России всё так же. Они борются с украинским фашизмом, борются с этими людьми, но не с украинским народом», — подчеркнул Домке-Шульц.

О новых формах фашизма и о сегодняшней Германии

Кинорежиссер рассказал, что во время поездок в Россию его спрашивали, как фашизм может развиться на Западе? И он рассказывал о фашистских тенденциях, которые наблюдает в западном мире.

«Это, вероятно, одна из больших ошибок, которую совершают многие люди в России — они думают, что фашизм был побежден в 1945 году, но это не так», — заявил Домке-Шульц.

Описывая свое видение ситуации, режиссер отметил, что есть разные определения понятия «фашизм», и пояснил, как он это понимает. «Я сторонник определения, которое гласит, что фашизм — это форма идеологии, отражающая определенные экономические интересы. Так что если у вас есть система, как на Западе, как в Федеративной Республике Германия, где вы говорите, что мы — экспортная нация, это подразумевает экономическую идеологию», — отметил он.

«Цель этого радикального капитализма — устранить конкуренцию, открыть рынки, поглощать сырье и использовать дешевую рабочую силу. В принципе, это те же цели, что и у немецкого фашизма, они полностью идентичны: грабеж, убийства. С той лишь разницей, что сейчас убийств нет, по крайней мере, здесь (в Германии — прим. ИА Красная Весна), а на Украине есть», — заявил Домке-Шульц.

По его словам, фашизм также означает «связывание, он происходит от этого термина», что означает: если такова цель элиты — завоевать рынки, устранить конкуренцию, поглотить сырье и создать дешевую рабочую силу, то для того, чтобы достичь этого, силы государства, судебной системы, средств массовой информации и всех остальных должны быть связаны.

«Все это объединяется для того, чтобы реализовать эту цель. Так было в Третьем рейхе и так есть в Федеративной Республике Германия», — заявил режиссер,

По его словам, во времена студенческих движений до объединения Германии люди могли говорить много и открыто только потому, что был Восточный блок социалистических стран и ГДР. «Тогда было гораздо больше возможностей говорить то, что вы хотели сказать», — отметил кинематографист.

Он рассказал, что многие левые газеты в ФРГ были упразднены после аншлюса (объединения ФРГ и ГДР в 1990 году — прим. ИА Красная Весна). Печатная продукция левых партий ФРГ во многом производилась и финансировалась в ГДР.

«А после фактически враждебного поглощения ГДР всё это было упразднено. А вместе с этим исчез и спектр разнообразия в старой Федеративной Республике. И это также объясняет, почему люди здесь так сходят с ума, когда у кого-то есть другое мнение, потому что конкуренция исчезла», — подчеркнул Домке-Шульц.

«Если вы посмотрите на владельцев различных частных СМИ, например, — это всего лишь горстка людей, западногерманские семьи олигархов, у которых тогда не было проблем с их Адольфом Гитлером, так что в принципе они владели СМИ в Западной Германии с 1945 года, а теперь и всеми газетами, журналами, прессой в Восточной Германии с 1990 года. Всё это находится в руках западногерманских олигархов, по большей части, с фашистским прошлым. И вас это не должно удивлять», — заключил кинодокументалист.

Потому что после 1945 года в ФРГ не произошло ни смены элиты, ни смены собственника, пояснил он. «Иными словами, это Третий рейх с точки зрения форм собственности, а также с точки зрения элиты», — добавил режиссер.

А в ГДР, ввиду того, что это было антифашистское государство, как бы это ни пыталась отрицать западная пропаганда, после 1945 года произошла смена элиты и смена формы собственности. И это позволило изменить общество, заявил он.

Однако после 1990 года смена элиты и собственников в восточной части Германии произошла снова. На смену элите ГДР пришла западногерманская элита, добавил кинематографист.

«У нас (в Германии — прим. ИА Красная Весна) более 95% менеджеров — выходцы с Запада. Поэтому, как бывший гражданин ГДР, я читаю западногерманские газеты и смотрю западногерманское телевидение. Если я сделаю что-то плохое, западногерманский прокурор предъявит мне обвинение. Западногерманский судья выносит мне приговор. Когда я отправляю своих детей в университет, их учат западногерманские профессора под руководством западногерманских университетов», — пояснил Домке-Шульц.

Но гегемония Запада, по его словам, заканчивается. Система была рассчитана на расширение, а теперь в игру вступает тот новый мировой порядок, о котором постоянно говорят в России, отметил он.

«Этот новый мировой порядок, когда говорят о глобальном Юге, многое происходит в Африке, многое происходит в Латинской Америке. Другими словами, фактическая деколонизация, которая не сработала в 1960-е годы, происходит сейчас», — убежден режиссер.

По его словам, в долгосрочной перспективе, а скорее всего и в относительно ближайшем будущем, Запад будет все чаще вынужден вести переговоры с этими странами на равных. «Другими словами, новая модель, которую мы имеем сейчас после этого глобального радикального капитализма, этого тоталитаризма, является следствием того, что она всё больше движется в направлении национального государства», — заключил он.

Домке-Шульц убежден, что от этого должны выиграть люди как Западной, так и Восточной Германии. Но договариваться этим людям, по его словам, очень не просто.

Режиссер отметил, что у западных и восточных немцев два разных образа мышления, и они сталкиваются между собой. По его словам, наиболее распространенная в западном обществе модель мышления является «убежденческой».

«То есть вы считаете, что живете в великой демократии, а если это великая демократия, то всё, что вы делаете, должно быть правильным. А если кто-то говорит что-то другое, то он, должно быть, противник демократии, так выглядит модель убеждения», — пояснил кинематографист.

«Поэтому, когда вы говорите о содержании, вы быстро достигаете точки, где вы не можете продвинуться дальше, потому что любая критика разрушает эту модель убеждения», — добавил он.

С другой стороны, в системе образования ГДР и в России пытались научить людей мыслить аналитически. «То есть, не говорить, что это плохой парень, это хороший парень, а спрашивать, что здесь происходит сейчас? Почему это происходит? Кто игроки? Какова мотивация, сюжет и т. д.?» — пояснил Домке-Шульц.

Из-за разных способов мышления они друг друга не понимают, но через это тоже нужно пробиваться, считает режиссер. «Это вопрос системы образования. Людей больше не учат анализировать вещи. В результате они совершенно не способны понять свою собственную систему, чьими слугами они являются или чьими исполнителями они являются», — заключил он.

Режиссера регулярно пытаются обвинить в намерении вновь разделить Германию на Западную и Восточную, но он категорически отрицает подобные обвинения. В то же время он хочет, чтобы Восточная Германия была более самодостаточной.

«Речь идет о том, чтобы Восточная Германия смогла встать на ноги в экономическом плане и не быть зависимой колонией Запада, чтобы она могла сводить концы с концами, не живя за счет субсидий Запада», — пояснил Домке-Шульц в одном из выпусков журнала YouNost на телеканале NuoViso.

Стоит отметить, что Вильгельм Домке-Шульц является соучредителем видеожурнала YouNost, который посвящен интересам Восточной Германии. На сегодняшний день на немецком телеканале NuoViso вышло уже 50 выпусков этого журнала.