Освобождение Мариуполя. Что произошло к этому часу
Мариуполь, находящийся на побережье Азовского моря, приковал внимание всех, кто переживает за ход военной спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины.
Мариуполь — это крупный промышленный город, в котором работали металлургические предприятия. В Мариуполе построен крупный морской торговый порт, считавшийся одним из крупнейших портов на Украине до 2022 года. До 2014 года город входил в состав Донецкой области Украины. После антиконституционного госпереворота 2014 года в Киеве жители города объявили о желании получить независимость от нацистского режима в Киеве.
Однако ополчению Мариуполя не удалось тогда оказать сопротивление вооруженным силам Украины (ВСУ) и добровольным батальонам неонацистов, и город остался под контролем Киева. Мариуполь стал базой для неонацистского батальона «Азов» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). В качестве символов украинские неонацисты взяли «Черное солнце» и «Волчий крюк» — два символа, тесно связанные с фашистской Германией. Восемь лет неонацисты «Азова» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) старательно запугивали активное пророссийское население в Мариуполе — людей сажали в тюрьму за поддержку России, заставляли менять место жительства. Известны случаи пыток, издевательств и убийств (в том числе ритуальных).
По этим причинам освобождение Мариуполя стало ключевой задачей армий России и Донецкой Народной Республики (ДНР). Для командования «Азова» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и режима в Киеве стало необходимым удержать за собой город как можно дольше, чтобы дать необходимую картину для пропаганды внутри и вовне Украины.
Два дня понадобилось военным ДНР и России для того, чтобы выйти на рубежи Мариуполя. 26 февраля войска взяли под контроль поселок Безыменное, и уже 27 февраля появились сообщения о замкнутом котле вокруг Мариуполя. В городе находилось около 15 тысяч военных, подчинявшихся Киеву. К этому дню союзные силы еще не контролировали в полной мере все поселки вокруг города, и неонацисты могли рассчитывать на помощь со стороны Киева.
Вероятно, с этого же времени командование украинских радикалов окончательно определилось с планом действий — оставаться в Мариуполе, не выпускать мирное население, укрепляться в жилых массивах и на промышленной зоне. Поэтому в первые же дни окружения украинские боевики разместили бронетехнику и артиллерию в спальных районах.
К началу марта войска ДНР последовательно заняли все поселения вокруг города. Колонна ВСУ попыталась деблокировать Волноваху с тем, чтобы ослабить кольцо вокруг Мариуполя, но потерпела неудачу. Боевики «Азова» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) перешли к обстрелам освобожденного Бердянска с помощью реактивных систем залпового огня (РСЗО). Появилась информация о примерно 200 наемниках с территории Восточной Европы, преимущественно Хорватии.
Для упрощения их доступа на Украину президент Зеленский ввел для наемников безвизовый режим. Власти России сообщили, что по отношению к наемникам не будут применять Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными. После того как 13 марта Россия ракетным ударом уничтожила около 200 наемников на тренировочной базе близ Львова, многие из «солдат удачи» поняли, что церемониться с ними действительно не станут.
Тем временем киевский режим раздал на руки гражданскому населению большое количество легкого вооружения, формируя некий аналог фольксштурма нацистской Германии. В Киеве назвали такие объединения «территориальной обороной». Поскольку в тероборону вошли и выпущенные из тюрем уголовники, и просто неадекватные люди, в городах началось мародерство и неконтролируемое насилие.
Начиная с 1 марта союзные силы России и ДНР постарались организовать гуманитарные коридоры для жителей Мариуполя, чтобы вывести их из зоны боевых действий. Россия предложила предоставить два коридора — в западном (через Мангуш) и восточном направлении (через Безыменное). Появилась информация о запрете покидать город мирным жителям со стороны украинских боевиков.
К исходу следующего дня группировка войск ДНР окончательно сомкнула кольцо вокруг Мариуполя, подойдя к городской черте на востоке.
Город оказался на пороге гуманитарной катастрофы, оставшись без доступа к электроэнергии, воде и отоплению. В магазинах опустели полки. К этому дню в Мариуполе находилось около 400 тыс. мирных жителей, которые не могли выбраться в безопасные районы. Россия пообещала принять и предоставить кров всем беженцам.
Боевики «Азова» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) начали минировать стратегически важные объекты в Мариуполе, в том числе заводские цеха «Азовстали». К 4 марта войска ДНР подошли к Мариупольскому металлургическому комбинату имени Ильича. Затем в городе начались конфликты между ВСУ и неонацистами: подчиненные Киеву военные ударили ракетами по нацбатальонам и уничтожили около 20 неонацистов.
В Мариуполе пошли массовые грабежи магазинов и торговых центров. Был разграблен ТРЦ «Порт-Сити», находящийся на окраине Мариуполя со стороны запада. Боевики нацбатальонов начали обустраивать огневые точки в школах, больницах и детских садах.
Утром каждого дня российские военные открывали гуманитарные коридоры, однако боевики фактически не позволили никому из гражданских покинуть город, расстреливая выезжающие автомобили. Только единицы мирных жителей смогли выбраться за городскую черту. Создавалось впечатление, что городская администрация также намеренно срывала эвакуацию через гуманитарные коридоры, обманывая жителей. Нацбатальоны использовали прекращение огня для укрепления позиций. К вечеру 6 марта все-таки удалось эвакуировать более 300 человек. Еще одну колонну, пытавшуюся покинуть город, расстреляли боевики, убив двух человек и ранив четверых.
Действующие власти Украины в своем духе подключились к процессу. Вице-премьер Ирина Верещук выступила против гуманитарных коридоров, организованных Россией. Верещук таким образом поддержала неонацистов, насильно удерживавших людей. Неонацисты ни на час не остановили огонь во время режимов тишины.
Боевики перешли к практике «живых щитов». Военнослужащие ДНР сообщили о столкновении на проспекте Победы 7 марта, где боевики прикрылись 150 мирными жителями, открыв огонь по отрядам армии ДНР за спинами людей. В результате погибли четыре человека. Оставшихся удалось спасти и вывести из Мариуполя. Представители Международного Комитета Красного креста попытались выбраться по гуманитарному коридору, но не смогли проехать через блокпосты украинских военных.
К 9 марта отряды ДНР продвинулись в Мариуполе на 800–900 метров. В течение нескольких дней военные постепенно освобождали примерно по одному километру территории. Попутно артиллерия и авиация Воздушно-космических сил России уничтожала бронетехнику, транспорт, склады вооружения и топлива боевиков.
К 10 марта удалось освободить сразу пять микрорайонов Мариуполя — Азовский, Найденовку, Ляпино, Виноградарь и Западный. Союзные силы вышли к заводу «Азовсталь». В тот же день официальные СМИ Украины распространили репортаж о последствиях авиационного удара по роддому в Мариуполе. Киевский официоз умолчал о нахождении боевиков «Азова» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в здании госпиталя, и о том, что пациентов в больнице давно нет.
Для выразительной фотосессии боевики привлекли «актеров», в числе которых беременная бьюти-блогер, которая сыграла роли сразу двух пострадавших рожениц. Спустя неделю благополучно родившая «актриса» уже спокойно получала свежий хлеб и гуманитарную помощь из рук оклеветанных с ее помощью российских солдат.
Появилось все больше показаний очевидцев о том, что солдаты ВСУ укрываются в домах вместе с мирными жителями. К середине марта обстановка в городе стала совсем тяжелой для гражданских лиц: пришлось разводить костры на улице для приготовления пищи, но продуктов и воды почти не осталось.
К этому времени силы ДНР, рискуя жизнью, начали выводить десятки людей, включая детей, из зоны огня. В некоторых случаях солдаты 36-й и 53-й бригад морской пехоты начали добровольно сдаваться в плен. Киев попытался использовать фактор иностранных граждан в Мариуполе для того, чтобы запросить помощь Турции. Одновременно Зеленский приказал Генштабу контратаковать и деблокировать Мариуполь. Спустя время стало понятно, что сил на боевые действия у Киева нет, и все заявления не более чем часть информационной войны.
Постепенно в боях за Мариуполь наступил перелом. Союзные силы прорвали рубежи нацбата со стороны Виноградного. Успехи ДНР и РФ сильнее обозлили боевиков, которые открыто стали проводить рейды по квартирам жителей, расстреливая всех, кто оказывает сопротивление. Разведка выяснила, что некоторые боевики пытаются по одиночке и малыми группами покинуть город. Поступила информация, что еще одна часть боевиков нацбатов и 36-й бригады морской пехоты Украины планирует провести операцию выхода из города под прикрытием заложников через гуманитарный коридор.
Значительное продвижение сил ДНР и России позволило с 14 марта начать массовую эвакуацию мирных жителей. В первый день из Мариуполя выехала колонна из 160 автомобилей. На следующий день удалось подвезти 450 тонн медикаментов и продовольствия. Из города выехали еще две тысячи легковых автомобилей. За два дня российские военные смогли прорвать оборону нацбатов и ВСУ на западном фланге, дойдя до областной больницы на Троицкой улице.
В итоге 53-я бригада ВСУ оказалась целиком разгромлена, армия ДНР вышла почти к центру Мариуполя. Появились успехи на территории «Азовстали». Перелом и значительное продвижение союзных сил позволило выводить из города регулярно сотни мирных жителей. 17 марта из города вывели более 31 тысячи человек, из которых только 36 человек захотели переехать в места, подконтрольные ВСУ и нацбатам. Удалось эвакуировать девять граждан Пакистана и столько же граждан Греции.
В течение следующей недели продолжился массовый вывод жителей Мариуполя за пределы города. Стало очевидно, что Киев никак не сможет помочь неонацистам, а их возможности для сопротивления сокращаются с каждым днем.
Союзные силы начали активно продвигаться к мосту, разделяющему город. Таким образом открывалась возможность раздробить сопротивление боевиков в городе на несколько частей. Под контроль союзных сил перешли аэропорт и Левобережный район Мариуполя. Появились многочисленные видео, как к военнослужащим из Чечни со слезами на глазах подходили жители города и говорили: «Мы вас ждали восемь лет, не уходите больше никогда!»
Основные бои в городе стали постепенно перемещаться в промышленную зону. Советник президента Украины Алексей Арестович публично согласился с невозможностью поддержать боевиков нацбатов и ВСУ в Мариуполе. К 20 марта в городе все еще оставалось несколько тысяч украинских военнослужащих. Стало известно, что «Азов» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) принудительно взял руководство над подразделениями нацгвардии Украины.
На следующий день в освобожденную часть города прибыли российские саперы для разминирования территории. Мирному населению открыли гуманитарные коридоры во всех направлениях, при организации одного из таких коридоров смертельное ранение получил замкомандующего Черноморским флотом, капитан 1 ранга Андрей Николаевич Палий.
К 23 марта военные заявили об освобождении 50% площади Мариуполя. В занятой части города осталось около 7–8 тысяч боевиков. Другая часть военнослужащих нацбатов и ВСУ попала в плен, была убита или смогла просочиться в Запорожье. По словам заместителя начальника управления Народной милиции ДНР Эдуарда Басурина, силы ДНР и России полностью разгромили 36-ю бригаду морской пехоты ВМС Украины.
В общей сложности из Мариуполя эвакуировали более 68 тысяч человек. В ближайшие дни вооруженным силам России и Донбасса предстоит тяжелая работа по зачистке от боевиков наиболее крупных районов Мариуполя — Приморского, Левобережного, завода Ильича, завода «Азовстали», Кальмиусского и Гуглино.
Одновременно с этим британская The Times неожиданно вспомнила о том, что в «Азове» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) служат неонацисты. В публикации «Борьба с Россией отвлекла от нацистских корней „Азова“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ)» издание напомнило, что именно неонацисты «защищают» Мариуполь.
(теги пока скрыты для внешних читателей)