Играя с народным гневом, руководство Перу делает всё, чтобы уйти с поля зрения измученного населения

«Пусть все уйдут». Граждане Перу в годовщину госпереворота

Уильям Хогарт. Выборы в парламент. Агитация. 1753-1754
Уильям Хогарт. Выборы в парламент. Агитация. 1753-1754
Уильям Хогарт. Выборы в парламент. Агитация. 1753-1754

Год назад в Перу произошел государственный переворот, после которого политический кризис в стране усиливался с каждым днем. 7 декабря 2022 года законно избранный левый президент Перу Педро Кастильо был свергнут и посажен в тюрьму с помощью конгресса, где сильны правые. Во главе страны встал временный президент — назначенная конгрессом на эту должность Дина Болуарте.

Закипающее недовольство

Однако такой поворот событий вызвал протест жителей страны, причем не только и не столько ее столицы Лимы, но и самых отдаленных провинций, в которых проживают коренные общины индейцев. Страна всколыхнулась от массовых протестных акций, которые не прекращались в период с декабря 2022 года по март 2023 года.

Но путчисты приходили к власти не для того, чтобы учитывать мнение большинства. Силовикам был дан негласный приказ о жестком подавлении протестов. По разным данным, в ходе протестов погибли от 60 до 70 человек, причем в 49 случаях было доказано, что люди погибли в результате выстрелов «правоохранителей».

Протестующие требовали освобождения Кастильо, роспуска конгресса, отставки Болуарте, назначенного конгрессом, а также проведения досрочных парламентских и президентских выборов.

В первые месяцы 2023 года конгресс страны попытался рассмотреть вопрос о проведении досрочных выборов. Прошло множество заседаний парламента на эту тему, однако законодатели, естественно, так и не приняли решения, которое поставило бы крест на их политической карьере. Крепко держась за свои кресла, они приняли решение остаться у руля до 2026 года.

Через полгода протестующие сделали еще одну попытку избавиться от руководства страны, которое никто не избирал. Однако «Захват Лимы» — так назвали свой план протестующие — не смог набрать достаточную силу, несмотря на то, что индейские общины собирали средства и организовывали группы, которые съезжались в Лиму со всей страны.

Так прошел год. Каждый месяц социологические исследования показывали неизменной рост недоверия граждан к временному президенту и конгрессу.

Согласно опросу, проведенному исследователями CPI, в ноябре показатель неодобрения деятельности президента Перу Дины Болуарте достиг самого высокого уровня — 84,3% на национальном уровне. При этом на южном побережье страны 91,9% граждан не одобряют ее работу. Как сообщили социологи, опрошенные считают, что Болуарте плохо управляет страной и ничего не делает для Перу.

Ей вменяют разгул преступности, а также рост бедности среди населения. Часть граждан уверена, что Болуарте замешана в коррупционных делах. При этом люди помнят, что президент не взяла на себя ответственность за гибель людей во время антиправительственных протестов. Респонденты считают, что Болуарте не подходит для этой должности.

Ситуация с конгрессом Перу еще хуже. Опрос социологической компании CPI показал рост неодобрения деятельности конгресса до 90,8% на национальном уровне. При этом в некоторых районах страны этот показатель достигает 98%.

С такими настроениями жители Перу подошли к годовщине госпереворота. Лидеры общественных движений сообщили, что демонстрации начнутся 7 декабря.

Атака на генпрокурора

И тут на политической арене Перу внезапно начали происходить довольно активные пертурбации. Законодательная и исполнительная власти выступили против прокуратуры. Было заявлено, что генеральный прокурор Перу Патрисия Бенавидес является лидером преступной группы, организованной в прокуратуре. В этой связи 27 ноября национальная полиция Перу провела обыски в нескольких офисах прокуратуры страны в рамках операции с говорящим названием «Валькирия V».

Бенавидес обвинили в незаконном оказании влияния на конгресс с целью отстранения от должности президента страны Педро Кастильо, а также бывшего прокурора страны Зораиды Авалос. Кроме того говорится, что генпрокурор лоббировала скандальное отстранение членов национального совета юстиции и назначение Хосуэ Гутьерреса омбудсменом Перу.

Таким образом, вину за свержение Кастильо как бы переложили с конгресса на генпрокурора, из которой сейчас делают козла отпущения. Несмотря на то что участие Бенавидес в травле Кастильо несомненно, поскольку именно она вела все процессы против избранного президента, она лишь инструмент, ставленница правых сил, на которую удобно все свалить.

Первое дело в отношении действовавшего на тот момент президента Перу Кастильо по обвинению в использовании влияния в корыстных целях было начато в январе 2022 года действующим в то время генпрокурором Зорайдой Авалос. Однако 4 января 2022 года Авалос решила приостановить это расследование в связи с тем, что президент не может быть под следствием во время исполнения своих обязанностей. Согласно конституции Перу, действующий президент может быть подвергнут импичменту только в том случае, если речь идет об измене отечеству, роспуске конгресса или отмене выборов.

В этой связи в июне 2022 года пленарное заседание парламента проголосовало за резолюцию, которая на пять лет лишила Авалос права занимать государственные должности. Конгрессмены от правых партий обвинили генпрокурора в сговоре с Кастильо.

На смену Авалос назначили более удобного генпрокурора — Патрисию Бенавидес, которая вступила в должность 20 июня 2022 года. В первый же день она решила возобновить расследование в отношении Кастильо. В итоге уже к августу против действующего президента было заведено шесть расследований. Кастильо обвиняли в преступлениях против государственной службы и злоупотреблении своим влиянием в корыстных целях, личном сокрытии, продвижении тендеров, продвижении по службе в вооруженных силах и национальной полиции, в плагиате его магистерской диссертации, а также в создании преступной организации.

Таким образом, Бенавидес действительно готовила импичмент Кастильо. Уже после его свержения парламент принял обвинения, выдвинутые ею еще в октябре 2022 года против Кастильо. На основании этого документа 17 февраля 2023 конгресс Перу утвердил конституционный импичмент Кастильо, и только после этого генпрокурор смогла официально оформить расследование и возбудить уголовное дело в отношении отстраненного от должности бывшего президента. При этом она добилась, чтобы срок 18 месяцев предварительного заключения по обвинению в мятеже и заговоре, который Кастильо уже отбывал, был продлен еще на 36 месяцев, поскольку он якобы является лидером преступной организации.

И что же вдруг случилось, что через год после того, как конгресс целенаправленно свергал Кастильо, используя Бенавидес для юридического обоснования обвинений, ее начали так активно травить?

Сама генпрокурор заявляет, что нападение на нее является своего рода «медиа-шоу». «Все это медиа-шоу является самым ярким выражением политизации финансовой и полицейской функции и мести тем из нас, кто действительно противостоит власти», — подчеркнула Бенавидес.

Ответный ход

При этом сама генпрокурор не стушевалась, а пошла в атаку. После начала операции «Валькирия V» Бенавидес объявила о конституционной жалобе на президента Перу Дину Болуарте и главу правительства Альберто Отаролу в связи со смертельными случаями в ходе протестов в период с декабря 2022 года по март 2023 года.

«Когда выяснилось, что я подала конституционную жалобу, в которой участвует нынешний председатель совета министров, они потребовали моего отстранения от должности генерального прокурора. Так что это не только политическая месть, но и реализация непосредственной политической цели — отстранение меня от системы правосудия», — рассказала она.

При этом генпрокурор полностью отвергла обвинения, что в прокуратуре существует преступная организация, лидером которой она якобы является, и косвенно возложила ответственность на президента Перу Дину Болуарте за обвинения, выдвинутые против нее.

«Преступной организации не существует, и я не возглавляю преступную организацию. Напротив, я боролась против политического использования прокурорской функции», — ответила Бенавидес.

Можно предположить, что намерение отстранить Бенавидес вызвано тем, что она сделала все, что от нее было нужно, и больше не нужна. Однако, если есть такой исполнительный прокурор, то какой смысл конгрессу его менять? Тут пресловутое «мавр сделал свое дело, мавр может уходить» как-то совсем не вяжется.

При этом ранее отстраненная генпрокурор Авалос и сам Кастильо торжествуют, говоря, что преступная сеть во главе Бенавидес, жертвами которой они стали, раскрыта. Сейчас уже в суде Перу рассматривают вопрос об освобождении Кастильо.

В начале декабря начались публичные слушания, на которых оценивается содержание под стражей Кастильо и возможность отмены его заключения. Адвокат Кастильо Эдуардо Пашас подал в судебные органы документ с требованием прекратить предварительное заключение, которое длится с декабря 2022 года.

«Мы подали ходатайство о прекращении предварительного заключения на том основании, что преступная организация с политическими целями разоблачена. Она похитила и заключила в тюрьму президента Кастильо. Эти политические цели заключались в том, чтобы свергнуть президента Кастильо, поместив его в тюрьме Барбадильо, сместить с должности бывшего прокурора страны Зораиду Авалос и избавиться от Национального совета юстиции», — заявил адвокат.

Выпустят ли сейчас Кастильо — вопрос открытый, тем более, что он не в первый раз просит о своем освобождении. Ранее экс-президент уже обращался с такой просьбой в Межамериканскую комиссию по правам человека. Однако налицо смена вектора, так как исчадьем ада для властей теперь является не он, а Бенавидес.

Есть подозрение, что таким образом действующее руководство страны пытается слить назревающие протесты, перевести ненависть, испытываемое населением к временному президенту и конгрессу, на генпрокурора. Толпы, собирающиеся на улицах Лимы, уже требуют отставки Бенавидес.

Пар в свисток

Параллельно в стране идет и другой процесс, который тоже может быть задуман для «выпуска пара» народного возмущения. Речь идет о решении конституционного суда, по просьбе правых, об освобождении бывшего диктатора Альберто Фухимори.

Трое судей Конституционного суда, в том числе его председатель Франсиско Моралес, подписали документ, предписывающий национальному пенитенциарному институту Перу немедленно освободить Фухимори из-за его преклонного возраста и ухудшения здоровья.

Это взорвало и без того непростую ситуацию в стране. Граждане, недовольные решением Конституционного суда Перу, который постановил освободить Фухимори, собравшись через соцсети, вышли на акцию протеста. Митинг против освобождения бывшего президента-диктатора состоялся в Лиме перед зданием суда, где родственники жертв массового убийства в Ла-Кантуте назвали решение суда «позорным».

Решение об освобождении Фухимори вызвало бурю негодования, поскольку оно отменяет решение Межамериканского суда по правам человека, который в 2022 году призвал Лиму оставить бывшего диктатора за решеткой, чтобы обеспечить соблюдение права на доступ к правосудию жертв массовых убийств в Барриос-Альтос и Ла-Кантута.

Эту точку зрения 5 декабря поддержала правозащитная организация Human Rights Watch. Директор отдела по Северной и Южной Америке Хуанита Гебертус напомнила, что «освобождение Альберто Фухимори нарушит постановления Межамериканского суда по правам человека». Она предупредила, что такие приговоры подлежат обязательному исполнению. «Пенитенциарный институт, который подчиняется министерству юстиции, не должен освобождать его», — подчеркнула глава организации.

Диктатор Фухимори в 90-х создал режим, при котором «эскадроны смерти» боролись с левыми повстанцами, а более 300 тыс. перуанок из числа коренного населения были подвергнуты принудительной стерилизации. Решение об освобождении Фухимори, принятое в преддверии годовщины госпереворота, стало блестящим шагом по сливу народного недовольства.

6 декабря Фухимори получил свободу, Бенавидес отстранили от должности на шесть месяцев, а с Авалос сняты все обвинения.

Краткий итог

Таким образом, наблюдается ситуация, когда ненавидимая народом власть пытается смягчить готовящийся против нее протестный удар. Играя с народным гневом, руководство Перу делает всё, чтобы уйти из поля зрения измученных граждан, представляя им в качестве «мальчиков для битья» то Бенавидес, то Фухимори.

Насколько у путчистов получится задуманное, станет ясно в ближайшие дни. А пока жители Перу готовятся к новым протестам. Различные гильдии и ассоциации Перу 4 декабря объявили о проведении национального марша 7, 8 и 9 декабря с требованием отставки президента Дины Болуарте, прокурора страны Патрисии Бенавидес и закрытия конгресса республики. Протестная акция получила название «Пусть все уйдут».