Реванш национальной элиты на Филиппинах? Что происходит в «горячей точке» на карте мира

Одной из важных точек на мировой карте политических конфликтов является спор между Китаем и США в Южно-Китайском море, одним из ключевых элементов которого являются Филиппины. Ввиду своего географического положения страна находится на пути торговых караванов КНР в страны Европы, и от ее внутренней готовности строить отношения с Китаем или оказаться ведомой в политике сдерживания США сильно зависит региональная ситуация. В этой связи важно понимать внутриполитический расклад сил в стране, от которого будут зависеть политические позиции США в регионе.
Будучи созданной как колония Испании в XVI веке, а затем перекупленной США в период расцвета национально-освободительного движения в конце XIX века, страна оказалась колонией США и оставалась ею вплоть до 1946 года. Это определило зависимость Филиппин от США. При этом географическая близость к Китаю тесно переплела торговые и финансовые отношения между двумя странами. Кроме того, Китай инвестирует средства в развитие республики и готов всячески способствовать укреплению отношений. Таким образом, власти Филиппин вынуждены балансировать в своих отношениях с двумя мировыми державами в условиях всё более очевидно обостряющегося конфликта.
В период правления президента Родриго Дутерте, с 2016 по 2022 год, страна кардинально развернулась в сторону КНР, отказавшись от дружбы с США. Дутерте стал национальным символом борьбы с наркотиками, борьбы за независимость Филиппин от Вашингтона и укрепления отношений с Китаем. Конечно, это не понравилось американским властям и той части национальных элит Филиппин, которая имеет тесные связи с США.
Новый глава Филиппин Фердинанд Маркос — младший вырос в США, куда мигрировал после свержения его отца Фердинанда Маркоса — старшего. Сын получил свое положение благодаря усилению позиций национальных элит в стране. Пытаясь выстроить идеологическую опору для национально ориентированной власти, Дутерте вынужден был реабилитировать его отца, который активно развивал Филиппины в период своей диктатуры и, безусловно, был одним из национальных авторитарных лидеров, ведущих страну к развитию. Маркос был свергнут в результате госпереворота с использованием технологий мягких революций в 1986 году — как невыгодный для США лидер.
Действия Дутерте привели к усилению политических позиций семьи Маркосов, сделав Маркоса-младшего популярным среди населения, и в особенности в их исторической вотчине — северной части страны — Луссоне. После того как Маркос выступил в тандеме с дочерью Дутерте Сарой, которая имела сильную поддержку населения юга страны — Минданао, страна получила тандем президента и вице-президента, которые гарантированно лидировали на выборах главы государства в 2022 году.
Сам Дутерте уже не мог избираться ввиду ограничений конституции, а его дочь Сара оказалась недостаточно подготовленной к большой политике, и отец отговаривал ее идти на выборы в качестве кандидата в президенты. Тандем с Маркосом казался перспективным для страны и позволял дочери Дутерте стать известной, набраться опыта и сохранить властные позиции семьи Дутерте в стране, обеспечив безопасность для нее и преемственность курса.
Маркос, видимо, сыграл с Дутерте определенную игру, прикидываясь союзником, поддерживавшим его курс, поскольку сразу после выборов Маркос резко изменил внешнюю политику республики и не только вернул былые позиции США в стране, но даже укрепил их военное присутствие, позволив увеличить число военных баз и разместить на них ракетные установки средней дальности Typhon, создав угрозу ракетного удара для Китая. Позиции самих Дутерте также сильно пошатнулись, что началось со смены спикера палаты представителей, которым стал двоюродный брат Маркоса Мартин Ромуальдес вместо оговаривавшейся в ходе переговоров семей Глории Арройо. На основании нецелевой растраты средств парламентом было приостановлено финансирование офиса вице-президента Сары Дутерте.
Всё это вело к наращиванию конфликта между политическими кланами Дутерте и Маркосов, а также между группами элит, стоявшими за ними. Резкое обострение началось летом 2024 года, когда Сара официально заявила о выходе из правительства Маркоса, символично отказавшись от предложенной ей должности министра образования страны в его правительстве. Она также объявила о готовности ее отца и братьев участвовать в выборах в парламент республики и на должность главы государства в 2028 году.
После этого Маркос перешел к активному наступлению. Супруга вице-президента обвинили в связях с наркоторговлей по давно закрытому делу, а ближайший соратник и духовный отец Дутерте, основатель неопротестантской церкви пастор Аполло Киболой, был арестован по обвинению в торговле людьми и сексуальной эксплуатации детей, в чем он давно обвинялся и разыскивался властями США.
Вместе с этим Международный уголовный суд (МУС) вновь стал активно обсуждать вопрос о преступлениях против человечности, совершенных в ходе кампании Родриго Дутерте против наркоторговли в период его президентства. Вскоре и в парламенте Филиппин заговорили о привлечении Дутерте к ответственности, за бесчеловечные жертвы его «кровавой» политики. Парламент неоднократно вызывал Дутерте на допросы, однако сам Дутерте отмечал, что готов участвовать лишь в судебных разбирательствах по данному вопросу и никак не готов разговаривать по этому поводу с парламентариями ввиду отсутствия полномочий парламента в расследованиях подобных дел. Однако судебных разбирательств не последовало.
Еще одной точкой атаки Маркоса на семью Дутерте стал запуск процедуры импичмента в отношении вице-президента Сары Дутерте в конце 2024 года. Заявления подали сразу три различных группы парламентариев, а четвертая заявила о таком намерении уже в начале 2025 года. Вишенкой на торте стал арест экс-главы Филиппин Родриго Дутерте в столичном аэропорту и его передача в руки МУС в марте 2025 года. Таким образом, семья Дутерте, как казалось, была полностью разгромлена, а Маркос выглядел хозяином ситуации. Однако та самая «вишенка», связанная с арестом Дутерте, видимо, оказалась переломным шагом в наступлении Маркоса.
Обществу и большинству национально ориентированных элит сильно не понравился тот факт, что кого-то из политических деятелей могут передать в руки международных судебных органов, мнение которых не имеет никакой юридической силы внутри страны. Филиппины не подчиняются решениям МУС, поскольку вышли из его состава в 2019 году. Фактически таким открытым, демонстративным жестом Маркос заявил всем, что может передать любого не согласного с ним политика международным силам, независимо от его поддержки в обществе и заслуг перед Филиппинами.
Данный шаг обрушил рейтинги главы государства. Проведенные опросы общественного мнения показали, что одобрение политики Маркоса упало на 17%, с 42% до 25%, а рейтинг неодобрения вырос на 21%. При этом наибольшее падение наблюдалось в его вотчине — Луссоне и среди бедных слоев населения. Действия президента не одобрила и старшая сестра Маркоса Име.
Она заявила о выходе из политического блока с братом, обвинив его в использовании поста президента для устранения конкурентов, и инициировала расследование о законности ареста гражданина Филиппин, соблюдения всех его прав и законности его передачи международным структурам. Позже она присоединилась к лагерю Дутерте и была поддержана вице-президентом в ходе выборов 2025 года.
Инициированное Име Маркос расследование показало, что лица, отвечавшие за арест Дутерте, нарушили законодательство страны в ряде пунктов. И хотя никто из них не понес никакой ответственности, рейтинги одобрения Сары Дутерте среди населения выросли с 52% до 59%, в основном за счет богатых слоев населения, проживающих в столичном регионе, сделав ее самой популярной политической фигурой среди населения Филиппин.
Для спасения отца Сара лично вылетела в Нидерланды и добилась создания хорошей команды проверенных международных адвокатов. После проведения предварительных слушаний судебное заседание было перенесено на сентябрь 2025 года. Однако в сентябре защита Дутерте заявила о проблемах со здоровьем у экс-президента, запросив отсрочки слушаний.
В этой связи адвокаты попросили МУС освободить его из места заключения до решения суда ввиду плохого состояния здоровья. Поездки Сары в разные страны и переговоры с местными элитами привели к тому, что одна из стран выразила готовность принять экс-главу Филиппин у себя, о чем Сара заявила публично, отказавшись, однако, озвучить название страны.
Вместе с тем импичмент, который готовили ей законодатели, после его активного обсуждения в парламенте был категорически отклонен Верховным судом Филиппин. Сразу после решения Верховного суда парламент отказался обсуждать данный вопрос, и он был снят с повестки дня.
Уже в августе, с началом активного сезона работы парламента, в общественном пространстве началось активное обсуждение коррупционного скандала, связанного с расхищением денег, выделенных на борьбу с наводнениями в стране. Надо отметить, что для Филиппин свойственна резкая разница в уровне жизни основной массы населения и ее элитных и городских слоев. В большинстве своем люди живут в бедности, в регионах, подверженных затоплениям и под угрозой разрушения своих домов и потери средств к существованию. Поэтому новость о триллионе разграбленных песо, которые должны были пойти на то, чтобы защитить граждан от стихийных бедствий, задела филиппинское общество за живое и еще больше ослабило позиции Маркоса.
Скандал привел к отставке двоюродного брата Маркоса Мартина Ромуальдеса с поста спикера нижней палаты конгресса, поскольку свидетели по делу о расхищении указали на его связь с коррупционной схемой. Надо отметить, что Ромуальдес был ключевой фигурой, которая обеспечила президенту успех в борьбе с семейством Дутерте, поскольку при его активном участии был заблокирован бюджет офиса вице-президента. По его инициативе палата представителей начала расследование преступлений против человечности Дутерте в ходе антинаркотической кампании. Его также называют инициатором процедуры импичмента в отношении вице-президента Сары Дутерте, хотя сам он и отрицает это.
Ввиду связей с коррупционным скандалом в отставку подал также президент сената Филиппин Фрэнсис Эскудеро, которого сменил лояльный Дутерте Тито Сотто. Сразу после отставки Ромуальдеса и произошедших перемен в сенате сенат единогласно одобрил бюджет, запрошенный офисом вице-президента, однако палата представителей с новым спикером после недолгих сомнений всё же выразила несогласие с одобрением.
Вместе с укреплением позиций Дутерте в обществе, позиции Маркоса значительно пошатнулись. Кроме неудачных перестановок в конгрессе, 21 сентября в стране прошли акции протеста против коррупции. Здесь важно отметить, что 21 сентября 1972 года отец Маркоса — Фердинанд Маркос —старший — ввел военное положение в стране в связи с конфликтом между ним и конгрессом. Именно к этому событию и была приурочена акция под громким названием «Марш триллиона песо».
Акция прошла под лозунгом борьбы с коррупцией и против политизации. Участниками акции стали представители так называемых желтых и розовых политических сил: современных левых (ЛГБТ (организация, деятельность которой запрещена в РФ)), «норковых» либералов, а также сторонников ряда религиозных организаций, которых привлекли их церковные лидеры. В лучших традициях банановых революций из-за спины всей этой разношерстной «норковой тусовки» вынырнули радикально настроенные группы людей в черных одеждах и масках, которые начали жечь покрышки, крушить здания вокруг и устраивать драки с полицией. Вскоре они были арестованы, а блогеры начали транслировать их «избивания» полицией и причитать о том, что «это же дети!» В общем, всё как в методичках по современным американским оранжевым переворотам.
На этом, однако, всё и закончилось. И хотя Маркос и представители его администрации и выступали с заявлениями о том, что им не страшно, а сам глава государства заявил, что и сам бы вышел на улицы, если бы не положение главнокомандующего, однако это подогрело антиправительственные настроения как среди населения, так и среди элиты страны, и среди парламентариев. Представители интеллигенции начали массово обсуждать кризис власти и шаткость положения Маркоса в связи с разгулом коррупции и его неубедительными действиями для ликвидации вспыхнувшего антикоррупционного скандала.
Так, несмотря на отставку Ромуальдеса, его причастность ко взяткам не была расследована, а созданная президентом Независимая комиссия по инфраструктуре закрыла свои заседания от общественности, и бурлящее общество оказалось лишено возможности публичного контроля за расследованиями по хищению бюджетных денег. Вместе с тем национальная интеллигенция посчитала это попыткой укрыть виновных в хищениях приближенных Маркоса, о чем активно пишет в СМИ.
Осмысливая произошедшее, можно видеть интересные особенности нынешней ситуации на Филиппинах. Во-первых, вице-президент Сара Дутерте оказалась стойким бойцом, который не только не сдался под натиском опытного политика Маркоса-младшего, но и перешел в контрнаступление, укрепив свои позиции среди элиты и среди населения. Очевидно, что сделать она смогла это при поддержке определенных элитных групп, которых задело обращение Маркоса к иностранным силам для устранения политических соперников внутри страны. Ярким примером здесь оказалась сестра президента Име, публично заявившая, что так нельзя. Это продемонстрировало еще и раскол в семье Маркосов по линии национального достоинства. Семья Дутерте во всей этой ситуации, наоборот, демонстрирует консолидированность вокруг отца.
Интересным фактом являются также акции протеста, которые показали, что протестные структуры живы и готовы к ликвидации действующей власти, однако, видимо, не получив поддержку хозяев — очевидно, американских, — они не стали слишком обострять протестные действия. Силовые структуры не оказались растерянными, а сохранили верность Маркосу. Об этой же верности заявили и военные, которых обвинили в подготовке планов свержения власти, однако их официальные руководители тут же заявили о клевете и своей готовности служить Маркосу и защищать главнокомандующего.
Здесь нужно понимать, что филиппинская армия исторически сильно связана с американцами ввиду того, что регулярно получает помощь от вооруженных сил США. Она также проводит совместные встречи и учения с американским командованием, которое стремится установить близкие отношения с вооруженными силами Филиппин. Отмечается, правда, что часть ветеранов армии всё же недовольна правительством Маркоса и размахом коррупции, а значит, бунт, возможно, зреет.
Таким образом, можно отметить, что администрация США оказалась верна Маркосу, что логично, поскольку усиление семьи Дутерте и приход к власти Сары в 2028 году может означать разворот политики Филиппин в сторону Китая, чего США допустить никак не могут.