Кажется, что в этом фильме звучит совсем невоенная песня, только, она и о войне тоже

Фильм «Вдовы» — невоенная песня


Режиссер кинокартины «Вдовы» Сергей Микаэлян говорил: «Она про многое, про всё…».

Фильм «Вдовы» вышел на экраны в 1976 году. Тогда еще очень многие были живы из тех, кто воевал в Великую Отечественную войну, трудился в тылу, ждал своих родных.

Фильм «Вдовы» рассказывает историю двух пожилых женщин — бабы Шуры и бабы Лизы. Их молодость пришлась на военное время, в 1941 году бои шли около их деревни. Когда в деревню вошли фашисты, Шура и Лиза тайно ночью похоронили двух погибших наших молодых солдат. Торопились, потому что в случае обнаружения за такое поплатились бы своими жизнями. Когда хоронили, не успели даже посмотреть толком, только случайно нашли у одного из убитых обрывок маленькой фотокарточки, залитой кровью. Эту фотокарточку баба Шура берегла потом долгие годы в старенькой деревянной шкатулке.

После войны женщины — Александра Матвеевна и Елизавета Егоровна — остались одни. На войне погибли их мужья, сыновья и братья. Обе — колхозницы, поднимали хозяйство, жили скудно, трудно. Дома их стояли рядом, и к моменту, о котором повествует фильм, к 1976 году, они жили в одной избе у Александры Матвеевны. Вдвоем легче — и печку топить, и воду носить, да и веселее — пообедать, и то вместе. А пенсии у колхозников были очень маленькими.

Однажды зашел в их избу бригадир. Было это на 23 февраля — День советской армии. С утра они уже побывали на той самой дорогой могиле, где еще в войну похоронили двоих солдат. Убрали снег, посидели. Положили на могилку по обычаю: одна печеньице и конфету, а другая — два яичка и пачку сигарет. «Красивая. А вдруг они курили, солдатики-то наши?..», — посчитали они.

Бригадир стал расспрашивать женщин про их заветную могилу. Не знают ли они, как звали солдатиков-то? Не знают. «Может, — спрашивает бригадир, — сохранилось что?» Баба Шура честно сказала, что осталась только фотография, но на ней ничего не разобрать, она же вся в крови. «А ты достань, покажи. Может, что и разберут, сейчас наука многое может», — уговорил ее бригадир.

Баба Лиза только одними губами подруге: «Не доставай, не показывай!» А Шура честно достала с шифоньера шкатулку с солдатским письмом-треугольником, старой газетой и маленькой фотографией, на которой ничего не разобрать. А бригадир унес фотокарточку с собой.

Ах, как рассердилась баба Лиза! Зачем фотку отдала! Лежала она себе и лежала, а тут, может, найдут кого… И ну ругаться, свернула свою постель и унесла в свою избу. Ничего... у бабы Лизы такой характер. Вернулась она к подруге только на следующий день. Помирились.

Как-то по весне к женщинам ворвалась девочка: «Про вас в газете пропечатали!»

Оказывается, в редакции газеты смыли с фотокарточки засохшую кровь, отреставрировали и опубликовали ее. Рассказали историю женщин и спросили у читателей, узнает ли кто своего родного на этом фотоснимке?

И тут началось такое, чего и не ждали. Подъехала «Волга», обеих вдов пригласили в райком партии. Там, как обухом, известие: хотят могилу перенести в райцентр, перезахоронить обоих солдат и посадят парк. Чтобы было торжественное место для всех.

Вздрогнули бабушки:

— Нету нашего согласия!

Первый секретарь райкома подтвердил, что без согласия женщин перезахоронения не будет. А секретарь по пропаганде, женщина с уверенным взглядом, говорит:

— Ну что нам, на колени перед вами встать, что ли?

И баба Шура рухнула перед ней на колени:

— Миленькие, оставьте их нам! Не отнимайте!

Ну как объяснить, что у них в жизни ничего не осталось, кроме той могилки!

А тут уже День Победы приближается. И понаехали к вдовам гости со всей страны, да с подарками. И каждый доказывает, что это его родной на той фотографии в газете. Приготовили ужин на всех, починили вдовушкам крышу, распилили дрова, отремонтировали старенькое радио.

И вечером бабушки подозвали к себе бригадира:

— Даем наше согласие.

…Рано утром был выставлен военный караул, эксперты-криминалисты вскрыли могилу, искали, но ничего не нашли — ни документов, ни солдатских медальонов. И повезли погибших воинов в новых гробах, обтянутых кумачом, в райцентр. И вдовушки в автобусе вместе со всеми гостями. А там, на площади, собралось много народу. Сажали парк, говорили добрые, благодарные слова. Играл духовой оркестр.

Вечером стемнело уже, поехали на станцию железной дороги. Всех проводили бабушки, гости обещали к ним приезжать. Тронулся поезд. Махали руками вслед. Оглянулись — а автобуса-то, на котором их всех привезли, нет. Пошли домой пешком и запели песню:

На закате ходит парень
Возле дома моего,
Поморгает мне глазами
И не скажет ничего.

Была такая прекрасная советская песня. И вдруг на экране эта песня разливается на разные голоса. И звучит мелодия, а мы смотрим документальные кадры: старых женщин с цветами на празднике Дня Победы. В глазах слезы, обнимаются, плачут. И совсем, совсем старые они, эти женщины, потерявшие близких в Великую Отечественную войну. И вдовы среди них, конечно.

Да что ж, и героинь Александры Матвеевны и Елизаветы Егоровны уже нет на свете. И самих актрис, Галины Макаровой и Галины Скоробогатовой, так просто и хорошо сыгравших вдов, тоже нет.

А фильм этот, один из лучших о Великой Отечественной войне, остался.