Не обладая значительным военным потенциалом, Чехия весьма активна в информационно-психологической войне против России

Судя по высказываниям лидеров, Чехия собирается на войну с Россией

Джеймс Уокер. Вид на Великую армию Республики (фрагмент). 1865
Джеймс Уокер. Вид на Великую армию Республики (фрагмент). 1865

Молниеносный визит главы Владимира Зеленского в Чехию завершился. Глава киевской хунты не выделил на него и одного полного дня. Утром 6 июля он был в Софии, на следующий день — в Стамбуле. Визит в Чехию произошел по дороге из Болгарии в Турцию. Однако выделенного времени оказалось достаточно. Чехия пообещала углубить и расширить свое участие в конфликте. «Чехия и весь демократический мир должны продолжать поддерживать Украину», — заявил глава правительства Чехии Петр Фиала.

Некоторое время назад только что избранный президент Чехии Петр Павел во время своей поездки на Украину демонстративно солидаризировался с неонацистским режимом Киева, оставив надпись на одной из украинских боевых машин: «Мы с вами. Вы отомстите за павших, вы отстоите свободу. Россия, убирайся домой». Другими словами, президент Чехии публично призвал убивать русских (а как еще украинцы должны «отомстить за павших»?) При всем накале антирусской истерии на Западе, такую откровенность позволяют себе далеко не все лидеры.

Что ж, еще до начала спецоперации Чехия, наряду с США, была включена в список недружественных для России стран в связи с чередой антироссийских скандалов, закончившихся масштабным сокращением числа дипломатов российского посольства. С началом СВО Чехия приняла деятельное участие в помощи киевскому режиму. В чешских СМИ регулярно появляются отчеты «о проделанной работе». Так, 27 июня на портале Českých noviny, который входит в Чешское информационное агентство, появилась последняя на данный момент сводка чешской «помощи» киевскому режиму.

Изображение: (cc) Občanská demokratická strana
Яна Чернохова
Яна Чернохова

Только за первые пять месяцев текущего года Чехия предоставила Украине 16 специальных машин системы ПВО, 57 тысяч снарядов к пушкам и пушечным гаубицам, а также 144 зенитных средства. В поставки вошли и другая военная техника, оборудование, запасные части, топливо и материалы для радиационной, химической и биологической защиты.

Как видим, Чехия всерьез втянулась в прокси-конфликт, не ограничиваясь моральной поддержкой Украины и символическими поставками собственных неликвидов. Хотя информация об исчерпании ресурсов помощи украинским националистам появляется и в чешских СМИ.

Но материальная сторона вопроса не самая сильная сторона чешской позиции. Все-таки Чехия не Германия по экономической мощи и не способна стать настоящим донором для ВСУ. Для киевской хунты Чехия гораздо более полезна как рупор антироссийской пропаганды в Восточной Европе. В этом плане русофобия от Чехии ценнее, чем от прибалтийских стран или от Польши, к которой, к сожалению, все уже привыкли.

При этом сами чехи отнюдь неоднозначно и массово занимают антироссийскую позицию. Например, в добровольческих формированиях Луганской и Донецкой Республик воевало по разным оценкам до 50 граждан Чехии. Некоторые из них осуждены и отбывают сроки у себя на родине. Любые опросы даже сейчас, в период наибольшей активности антирусской пропаганды, показывают, что не менее 15% чехов однозначно поддерживают Россию, в том числе и в вопросе спецоперации. Но это обычные люди. Что касается власть предержащих, то здесь политический бал правит русофобия. Минимальные попытки рационально мыслить исходят только от оппозиции.

Чешские руководители не пытаются держать себя корректно, как это делают вечные противники России — англосаксы. Напротив, видимо, пытаясь искупить грех некогда хороших отношений с русскими, чешские начальники высказываются с хуторской прямотой и бескомпромиссностью. Например, в дни мятежа группы «Вагнер» депутат от правящей в Чехии «Гражданской демократической партии» (ODS) Мирослава Немцова заявила: «Пусть воюют как можно дольше, до последней капли крови».

Министр обороны Чехии Яна Чернохова сказала в те же дни: «Думаю, это хорошая новость для Украины, что они смогут перегруппировать свои силы и принять какие-то меры в рамках своего наступления, и это хорошо, что у них есть время для скорейшего завершения конфликта на Украине». «После шестнадцати месяцев войны на Украине Россия находится в состоянии войны с Россией», — добавила она с нескрываемым удовлетворением.

Изображение: U.S. Department of Defense defense
Петр Павел
Петр Павел

Президент Чехии Петр Павел, в прошлом — сотрудник военной разведки Чехословакии и член компартии, считает, что русских за пределами России следует поставить под наблюдение и привел в пример изоляцию жителей США японского происхождения во время Второй мировой войны. Его высказывание вызвало много вопросов, поскольку США изолировали японцев в концлагерях.

«Я считаю, что, как и в случае с рядом мировых конфликтов в прошлом, во время продолжающейся войны меры безопасности в отношении российских граждан должны быть строже, чем в мирное время. Таким образом, за всеми гражданами России, проживающими в западных странах, нужно следить гораздо пристальнее, чем раньше. Потому, что они граждане нации, ведущей агрессивную войну. Мне, может быть, жаль этих людей, но в то же время если мы заглянем во времена, когда началась Вторая мировая война, то тогда все японское население, проживавшее в Соединенных Штатах, также находилось под строгим режимом наблюдения. Это просто цена войны», — сказал Петр Павел.

Высказывания чешских официальных лиц заставляют думать о том, что Чехия готовится не к прямой войне с Россией, поскольку в прокси-войне она, благодаря поставкам своих вооружений, уже участвует.

Согласно новой оборонной стратегии Чехии, главной задачей оборонной политики станет «всесторонняя подготовка к длительной, интенсивной оборонительной войне с технологически развитым противником, вооруженным ядерным оружием».

«Внешняя угроза исходит прежде всего от России, а в долгосрочной перспективе и от Китая. Вот почему для нас действительно важно членство в НАТО и Европейском союзе, оно буквально имеет решающее значение», — заявил глава МИД Чехии Липавский.

«Война между Россией и Североатлантическим альянсом, которая является для нас худшим сценарием, возможна»,  — считает глава генштаба Чехии Карел Ржекха. По словам Ржекхы, Чехия вступит в войну с Россией с первых ее часов.

Изображение: army.cz
Карел Ржекха
Карел Ржекха

Некоторые сюжеты в судьбе народов, видимо, имеют свойство повторяться до тех пор, пока коллективное народное сознание не сделает правильных выводов из своей истории. Чехам все еще хочется быть расходным материалом в геополитических играх своих старших партнеров. Как и сто лет назад, чехи под барабанный бой и гортанные крики своих добрых хозяев Zum Sturm! Vorwärts! (На штурм! Вперед! — нем.) собираются на войну с Россией.

Кончится это, скорее всего тем же, чем кончилось в прошлый раз. Кто-то из глубины чешского народа скажет в момент отрезвления, как сделал это сто лет назад Ярослав Гашек, устами своего героя бравого солдата Швейка: «Куда приятнее чистить на кухне картошку, скатывать кнедлики и возиться с мясом, чем под ураганным огнем противника, наложив полные подштанники, орать: „Einzelnabfallen! Bajonett auf!“ (Один за другим! Примкнуть штыки! (нем.))».