КНР наращивает свое влияние в этой среднеазиатской стране, вытесняя в том числе и Россию, хотя ее позиции в экономическом смысле все еще сильны

Китайская экономическая экспансия в Узбекистан

Франц Рубо. Базарный день.
Франц Рубо. Базарный день.

Государства Средней Азии, возникшие после распада СССР, получили возможность распоряжаться большими ресурсами, но остались со слабыми производительными силами, которые ко всему прочему еще дополнительно сократились в последующее десятилетие после обретения независимости.

Богатые ресурсами страны со слабой экономикой, как правило, становятся заложниками более развитых стран, которые на разных условиях предлагают свои инвестиции и кредиты в обмен на льготы в разработке их природных богатств. Это характерно и для стран Африки, и для стран Юго-Восточной Азии, и для всех стран Средней Азии.

Далеко не только Китай предлагал свои инвестиции Казахстану, Туркмении, Киргизии и Таджикистану. Это также делали и США, и даже некоторые европейские страны (например, французская Orion часто выражала намерение участвовать в разработке ресурсов Узбекистана и обещала вложить в это $0,5 млрд (51 млрд руб.)). Однако очевидно, что для Китая и России взаимодействие с близкими соседями гораздо более жизненно необходимо, чем для европейских стран, и тем более для США.

Россия с началом СВО также существенно нарастила торговый оборот с этими странами. В основном за счет так называемого «параллельного импорта», что в каком-то смысле укрепило партнерство с этими странами, хотя вряд ли можно сказать о том, что политическое влияние Москвы в регионе выросло.

Конечно, торговля — это еще не всё. Имеют значения прямые инвестиции, а также конкретные статьи торговли между странами. Статьи, по которым с другими странами работать затруднительно или невозможно. Именно такие чувствительные вопросы и влияют на политическое взаимодействие двух торговых партнеров.

Хотелось бы рассмотреть вопрос экономического взаимодействия КНР и самой густонаселенной страны Средней Азии Узбекистана.

Эта страна имеет серьезное значение для внешней политики Китая, поскольку является поставщиком газа, очень нужного Китаю, а также ряда других полезных ископаемых, вроде золота и урана. Важно отметить, что Узбекистан на данный момент имеет самое большое число жителей среди всех стран Средней Азии — почти 37 миллионов человек. Причем с 1991 года население выросло более чем на 70% (в 1991 году в Узбекистане проживало около 20 миллионов человек). Таким образом, в стране существует довольно серьезный рынок сбыта.

В 2023 году Узбекистан возобновил поставки природного газа в КНР. И продал в Поднебесную газа на $203,9 млн (20,5 млрд руб.). Это, конечно, мелочи по сравнению с результатом Туркмении, экспорт которой в стоимостном выражении за январь-апрель 2023 года увеличился на 18,9%, до $3,41 млрд. Таким образом, Туркмения опередила другого традиционного поставщика — Россию. Тем не менее Узбекистан является заметным поставщиком газа в Поднебесную. Для Китая эта страна, наряду с Казахстаном и Туркменией, очень нужна для реализации своих планов по получению из Средней Азии сырья и создания логистических цепочек через Среднюю Азию в Европу.

Для Узбекистана же ключевыми торговыми партнерами являются Китай и Россия. Эти страны участвуют в большинстве узбекских компаний, которые существуют с участием иностранного капитала. Китайский капитал участвует в 3372 предприятиях, а российский в 3067. Тройку с большим отрывом замыкает Турция, капитал которой участвует в 1922 фирмах.

Китайские юридические лица держат около 13% внешнего долга Узбекистана, или $3,775 миллиарда (385 млрд руб.), по состоянию на 1 июля 2024 г. То есть китайский капитал лишь на четвертом месте по количеству вкладываемых заемных средств. В то время как наибольшие суммы предоставил Всемирный банк ($6,7 млрд (680 млрд руб.)), Азиатский банк развития ($6,5 млрд (660 млрд руб.)), а также международные держатели еврооблигаций ($4,2 млрд (425 млрд руб.)). Другими словами, Китай далеко не самый большой держатель госдолга Узбекистана.

Но тут, конечно, нужно оговорить, что КНР предоставляет заемные средства с гораздо большим количеством условий, чем международные организации. Условия зачастую заключаются в том, что страна-реципиент должна покупать китайские материалы и привлекать китайскую рабочую силу при реализации кредитуемых проектов. Как суверенный держатель иностранного долга Узбекистана, Китай, конечно, вне конкуренции.

Другое государство, давшее Узбекистану много заемных средств, — это Япония, но эти средства почти вдвое меньше ($2,1 млрд (215 млрд руб.)). В то же время при анализе торгового оборота между странами за 2000–2022 год видно, что при его постоянном росте отрицательное сальдо для Узбекистана только нарастает. К 2022 году оно достигло $3 млрд (305 млрд руб.). Импорт из Китая в эту страну в денежном выражении превысил стоимость всего экспорта в Китай.

Важно упомянуть такой важный показатель, как прямые иностранные инвестиции (ПИИ) из Китая в Узбекистан. Начиная с 2013 года КНР в среднем инвестировала в Узбекистан по $2 млрд (205 млрд руб.) в год. Таким образом, к 2021 году доля КНР в притоке ПИИ в эту страну достигла 15%. Это был серьезный показатель, однако еще не самый выдающийся. К 2024 году ситуация изменилась. Тогда доля китайских инвестиций и кредитов в общем объеме вложений в экономику Узбекистана достигла 25%, в то время как Россия оказалась на втором месте с 14,7%, а замкнула тройку инвесторов Турция (6,8%). Важно подчеркнуть, что эти данные агентства статистики Узбекистана учитывают не только прямые инвестиции, но и кредиты, предоставляемые иностранными державами.

При рассмотрении вопроса зависимости Узбекистана от КНР нужно учитывать, куда все-таки уходят китайские средства. А также обратить внимание на нефинансовые инвестиции — вложения со стороны КНР в виде технологий и ввоза станков и оборудования. Так, агентство статистики отмечает, что 2024 год выделился серьезным ростом (в 1,6 раза) иностранных инвестиций именно в основной капитал Узбекистана (то есть в закупку или модернизацию основных средств — станков, оборудования).

Китай вкладывает деньги в крупные инфраструктурные проекты в Узбекистане. Например, в пресс-службе президента Узбекистана в июне 2024 года заявили, что КНР выделит $1,2 млрд (120 млрд руб.) на создание «Технопарка», в котором через пять лет смогут работать пять тысяч человек и производить различные товары с высокой добавленной стоимостью. При этом узбекская сторона потратит 1 млрд рублей на создание необходимой инфраструктуры для такого предприятия.

Также китайская компания FXT Future Technology вознамерилась осуществить в Узбекистане проект по созданию технопарка в Фергане, а также построить солнечную фотоэлектрическую станцию. На это она готова потратить $350 млн (35,5 млрд руб.). Причем заявлено, что произведенная электроэнергия будет направлена на обеспечение иностранных предприятий.

Эти примеры говорят о том, что к настоящему времени КНР заняла лидирующую позицию в части вложений в экономику Узбекистана, причем речь идет о долгосрочных вложениях в основные средства. На практике это выражается в финансировании крупных энергетических и инфраструктурных проектов, а также ввозе своего оборудования. Видно, что Китай действительно занимается энергетикой и налаживанием производств, которые могут участвовать в создании продуктов, которые дальше пойдут в Европу.

В контексте рассмотрения китайско-узбекских связей важно упомянуть, что несколько тысяч узбекских студентов учатся в Китае. Также в стране действуют два института Конфуция, которые занимаются преподаванием китайского языка. В то же время в России учится около 60 тысяч узбекских студентов. Это особенно важно для того, чтобы всё более тесное экономическое сближение Пекина и Ташкента не получало негативной оценки в узбекском обществе.

На данный момент можно сделать вывод, что КНР наращивает свое влияние в этой среднеазиатской стране, вытесняя в том числе и Россию, хотя ее позиции в экономическом смысле всё еще сильны в Узбекистане. Нет сомнений в том, что для КНР отношения с Узбекистаном будут всё важнее, поскольку он нуждается в поставках газа, а также в поставках урана, который сейчас страна поставляет и стратегическому конкуренту Китая — США.