Китайская экономическая экспансия в Узбекистан
Государства Средней Азии, возникшие после распада СССР, получили возможность распоряжаться большими ресурсами, но остались со слабыми производительными силами, которые ко всему прочему еще дополнительно сократились в последующее десятилетие после обретения независимости.
Богатые ресурсами страны со слабой экономикой, как правило, становятся заложниками более развитых стран, которые на разных условиях предлагают свои инвестиции и кредиты в обмен на льготы в разработке их природных богатств. Это характерно и для стран Африки, и для стран Юго-Восточной Азии, и для всех стран Средней Азии.
Далеко не только Китай предлагал свои инвестиции Казахстану, Туркмении, Киргизии и Таджикистану. Это также делали и США, и даже некоторые европейские страны (например, французская Orion часто выражала намерение участвовать в разработке ресурсов Узбекистана и обещала вложить в это $0,5 млрд (51 млрд руб.)). Однако очевидно, что для Китая и России взаимодействие с близкими соседями гораздо более жизненно необходимо, чем для европейских стран, и тем более для США.
Россия с началом СВО также существенно нарастила торговый оборот с этими странами. В основном за счет так называемого «параллельного импорта», что в каком-то смысле укрепило партнерство с этими странами, хотя вряд ли можно сказать о том, что политическое влияние Москвы в регионе выросло.
Конечно, торговля — это еще не всё. Имеют значения прямые инвестиции, а также конкретные статьи торговли между странами. Статьи, по которым с другими странами работать затруднительно или невозможно. Именно такие чувствительные вопросы и влияют на политическое взаимодействие двух торговых партнеров.
Хотелось бы рассмотреть вопрос экономического взаимодействия КНР и самой густонаселенной страны Средней Азии Узбекистана.
Эта страна имеет серьезное значение для внешней политики Китая, поскольку является поставщиком газа, очень нужного Китаю, а также ряда других полезных ископаемых, вроде золота и урана. Важно отметить, что Узбекистан на данный момент имеет самое большое число жителей среди всех стран Средней Азии — почти 37 миллионов человек. Причем с 1991 года население выросло более чем на 70% (в 1991 году в Узбекистане проживало около 20 миллионов человек). Таким образом, в стране существует довольно серьезный рынок сбыта.
В 2023 году Узбекистан возобновил поставки природного газа в КНР. И продал в Поднебесную газа на $203,9 млн (20,5 млрд руб.). Это, конечно, мелочи по сравнению с результатом Туркмении, экспорт которой в стоимостном выражении за январь-апрель 2023 года увеличился на 18,9%, до $3,41 млрд. Таким образом, Туркмения опередила другого традиционного поставщика — Россию. Тем не менее Узбекистан является заметным поставщиком газа в Поднебесную. Для Китая эта страна, наряду с Казахстаном и Туркменией, очень нужна для реализации своих планов по получению из Средней Азии сырья и создания логистических цепочек через Среднюю Азию в Европу.
Для Узбекистана же ключевыми торговыми партнерами являются Китай и Россия. Эти страны участвуют в большинстве узбекских компаний, которые существуют с участием иностранного капитала. Китайский капитал участвует в 3372 предприятиях, а российский в 3067. Тройку с большим отрывом замыкает Турция, капитал которой участвует в 1922 фирмах.
Китайские юридические лица держат около 13% внешнего долга Узбекистана, или $3,775 миллиарда (385 млрд руб.), по состоянию на 1 июля 2024 г. То есть китайский капитал лишь на четвертом месте по количеству вкладываемых заемных средств. В то время как наибольшие суммы предоставил Всемирный банк ($6,7 млрд (680 млрд руб.)), Азиатский банк развития ($6,5 млрд (660 млрд руб.)), а также международные держатели еврооблигаций ($4,2 млрд (425 млрд руб.)). Другими словами, Китай далеко не самый большой держатель госдолга Узбекистана.
Но тут, конечно, нужно оговорить, что КНР предоставляет заемные средства с гораздо большим количеством условий, чем международные организации. Условия зачастую заключаются в том, что страна-реципиент должна покупать китайские материалы и привлекать китайскую рабочую силу при реализации кредитуемых проектов. Как суверенный держатель иностранного долга Узбекистана, Китай, конечно, вне конкуренции.
Другое государство, давшее Узбекистану много заемных средств, — это Япония, но эти средства почти вдвое меньше ($2,1 млрд (215 млрд руб.)). В то же время при анализе торгового оборота между странами за 2000–2022 год видно, что при его постоянном росте отрицательное сальдо для Узбекистана только нарастает. К 2022 году оно достигло $3 млрд (305 млрд руб.). Импорт из Китая в эту страну в денежном выражении превысил стоимость всего экспорта в Китай.
Важно упомянуть такой важный показатель, как прямые иностранные инвестиции (ПИИ) из Китая в Узбекистан. Начиная с 2013 года КНР в среднем инвестировала в Узбекистан по $2 млрд (205 млрд руб.) в год. Таким образом, к 2021 году доля КНР в притоке ПИИ в эту страну достигла 15%. Это был серьезный показатель, однако еще не самый выдающийся. К 2024 году ситуация изменилась. Тогда доля китайских инвестиций и кредитов в общем объеме вложений в экономику Узбекистана достигла 25%, в то время как Россия оказалась на втором месте с 14,7%, а замкнула тройку инвесторов Турция (6,8%). Важно подчеркнуть, что эти данные агентства статистики Узбекистана учитывают не только прямые инвестиции, но и кредиты, предоставляемые иностранными державами.
При рассмотрении вопроса зависимости Узбекистана от КНР нужно учитывать, куда все-таки уходят китайские средства. А также обратить внимание на нефинансовые инвестиции — вложения со стороны КНР в виде технологий и ввоза станков и оборудования. Так, агентство статистики отмечает, что 2024 год выделился серьезным ростом (в 1,6 раза) иностранных инвестиций именно в основной капитал Узбекистана (то есть в закупку или модернизацию основных средств — станков, оборудования).
Китай вкладывает деньги в крупные инфраструктурные проекты в Узбекистане. Например, в пресс-службе президента Узбекистана в июне 2024 года заявили, что КНР выделит $1,2 млрд (120 млрд руб.) на создание «Технопарка», в котором через пять лет смогут работать пять тысяч человек и производить различные товары с высокой добавленной стоимостью. При этом узбекская сторона потратит 1 млрд рублей на создание необходимой инфраструктуры для такого предприятия.
Также китайская компания FXT Future Technology вознамерилась осуществить в Узбекистане проект по созданию технопарка в Фергане, а также построить солнечную фотоэлектрическую станцию. На это она готова потратить $350 млн (35,5 млрд руб.). Причем заявлено, что произведенная электроэнергия будет направлена на обеспечение иностранных предприятий.
Эти примеры говорят о том, что к настоящему времени КНР заняла лидирующую позицию в части вложений в экономику Узбекистана, причем речь идет о долгосрочных вложениях в основные средства. На практике это выражается в финансировании крупных энергетических и инфраструктурных проектов, а также ввозе своего оборудования. Видно, что Китай действительно занимается энергетикой и налаживанием производств, которые могут участвовать в создании продуктов, которые дальше пойдут в Европу.
В контексте рассмотрения китайско-узбекских связей важно упомянуть, что несколько тысяч узбекских студентов учатся в Китае. Также в стране действуют два института Конфуция, которые занимаются преподаванием китайского языка. В то же время в России учится около 60 тысяч узбекских студентов. Это особенно важно для того, чтобы всё более тесное экономическое сближение Пекина и Ташкента не получало негативной оценки в узбекском обществе.
На данный момент можно сделать вывод, что КНР наращивает свое влияние в этой среднеазиатской стране, вытесняя в том числе и Россию, хотя ее позиции в экономическом смысле всё еще сильны в Узбекистане. Нет сомнений в том, что для КНР отношения с Узбекистаном будут всё важнее, поскольку он нуждается в поставках газа, а также в поставках урана, который сейчас страна поставляет и стратегическому конкуренту Китая — США.
(теги пока скрыты для внешних читателей)