Российские лайнеры МС-21 и Суперджет-100 избавляются от иностранных комплектующих, угольная отрасль испытывает кризис, а весенний лед создает коварные и смертельно опасные ловушки

Прощание со льдом Байкала и перспективы самолета МС-21. Неделя в Сибири

Изображение: Александр Теодорович © ИА Красная Весна
На льду. Байкал
На льду. Байкал

Импортозамещенный МС-21

Российские самолеты МС-21 и SSJ продолжают избавляться от импортных комплектующих. В середине марта генеральный директор ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Вадим Бадеха на встрече с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным рассказал, что на Иркутском авиационном заводе собрали первый образец импортозамещенного МС-21. Готовятся испытания наземных систем, после чего начнется летная работа.

17 марта министр промышленности и торговли России Антон Алиханов сообщил, что сертификационные полеты полностью импортозамещенного самолета МС-21 с отечественными двигателями планируют начать летом 2025 года.

«Первые вылеты в полностью импортозамещенном облике со всеми системами импортозамещенными и с ПД-14 будут в конце июня — начале июля», — заявил Алиханов.

В этот же день первый полет с отечественными двигателями ПД-8 совершил «Суперджет-100». В омских СМИ появилась информация, что двигатели для «Суперджета» могут начать выпускать на предприятиях в Омске. 22 марта Ростех сообщил, что разработка импортозамещенных самолетов МС-21 и SSJ подходит к завершению.

«Программы МС-21 и „Суперджет-100“, несмотря на санкционные попытки их заблокировать, выходят на финишную прямую — на этап сертификационных полетов», — говорится в сообщении.

МС-21 и SSJ New прошли ключевой этап сертификационных испытаний. В Ростехе отметили, что начало серийных поставок новых самолетов запланировано на 2026 год.

Кризис угольной отрасли

Кузбасс играет существенную роль в угольной промышленности страны. Так, на территории региона добывается более 50% российского угля, а в добывающей сфере задействовано свыше 91 тыс. человек.

После массового введения санкций в 2022 году предприятия Кузбасса столкнулись с закрытием западных рынков. Быстро переориентироваться на Восток не позволила инфраструктура. Добытый уголь не получилось вывезти в нужном объеме. Губернатор Кемеровской области Илья Середюк на минувшей неделе отчитался, что низкая пропускная способность железных дорог продолжает сдерживать добывающую отрасль региона.

«Наши угольщики готовы, и наш потенциал такой, что мы можем на 20–30% больше производить угля и отправлять его на экспорт. На сегодняшний день есть небольшое отставание в размере 2% за январь-февраль. Мы считаем, что в марте РЖД имеют возможность наверстать этот недостаток», — заявил Середюк.

По оценкам властей Кузбасса, регион с начала текущего года недополучил 8,3 млрд рублей из-за кризиса угольной отрасли. В 2024 году аналогичная недостача составила 58 млрд рублей.

Температурные рекорды и их последствия

На минувшей неделе в Сибирь пришло небывалое тепло. Его принесли теплые воздушные массы из Казахстана.

В Красноярске 17 марта был перекрыт абсолютный максимум температуры за всё время наблюдений. Температура воздуха поднялась до плюс 11,6 градуса. Абсолютный рекорд температуры зафиксирован и в Новосибирске, где 20 марта температура воздуха поднялась до плюс 8,9 градуса. В Иркутске 18 марта побит рекорд температуры за 95 лет, воздух прогрелся до плюс 11,9 градуса.

Повышенные относительно нормы температуры держались в регионах Сибири практически всю неделю. Температура воздуха достигала плюс 20 градусов и выше. Это закономерно сказалось на паводковой ситуации. 19 марта из-за резкого потепления и активного снеготаяния из берегов вышла река Минусинка в Красноярском крае. В результате в городе Минусинске оказалась прорвана дамба, что создало угрозу подтопления 120 жилых домов. Спасателям пришлось обесточивать дома и эвакуировать граждан.

Сообщения о подтоплениях поступали из городов Иркутской области, Кузбасса. Об угрозе затопления заявили на Алтае, в Хакасии, в Томской, Омской, Новосибирской областях. Тем не менее представители МЧС рассчитывают на благоприятный сценарий прохождения паводка.

«В этом году мы готовимся по худшему сценарию. Сразу оговорюсь, худший сценарий всё же мы не предполагаем, за исключением достаточно сложной обстановки в Омской области — в районе впадения в реку Иртыш реки Ишим», — заявил начальник ГУ МЧС России по Новосибирской области Виктор Орлов.

В конце недели маятник погоды качнулся в противоположном направлении. Вместе с сильным ветром, достигающим 20–25 м/с, и осадками в виде дождя и мокрого снега пришло и похолодание. По прогнозу метеорологов, на предстоящей неделе температура воздуха в регионах Сибири опустится ниже нормы на 5–8 градусов.

Прощание со льдом Байкала

Байкал традиционно привлекает к себе не только туристов, но и профессиональных спортсменов, бросающих вызов самому глубокому озеру планеты. Минувшая неделя запомнилась сразу несколькими рекордами.

Так, Ольга Маркина побила рекорд Гиннесса и смогла нырнуть под воду на 71 метр, используя моноласту. Еще один рекорд принадлежит Екатерине Некрасовой, которая без гидрокостюма проплыла подо льдом Байкала 112 метров в длину.

Другая спортсменка — Санда Делия из Хорватии — нырнула на глубину 55 метров по тросу на руках, без ласт, побив на 15 метров результат прошлого года. Витомир Маричич в той же дисциплине взял отметку 62 метра.

Тем не менее лед Байкала с каждым днем становится все опасней. 20 марта первая вода появилась на поверхности озера. Местное управление МЧС уже закрыло пять ледовых переправ, сообщается о случаях, когда автомобили проваливались в воду. Спасатели предупредили, что подтаявший лед озера может оказаться ловушкой, напитавшись водой, он не выдержит даже тяжесть человека.

Больше не испытывать свою судьбу решил на минувшей неделе уроженец Калькутты Мохит Кеман. Гражданин Индии планировал за 25 дней пройти от Листвянки до Северобайкальска. В общей сложности он преодолел 330 километров и сошел с дистанции у деревни Кочерикова спустя две недели пути, не выдержав суровых условий. Местные жители помогли путешественнику переправиться в Иркутск.