Вакцинаторы поняли, что переборщили?
9 сентября 2021 года правительственный информационный ресурс «Стопкоронавирус.РФ» опубликовал материал «Российской газеты» под заголовком «В Ленобласти отменили обязательную вакцинацию от COVID-19».
Правительство Ленинградской области отменило требование, согласно которому 80% сотрудников ряда сфер должны были к 1 сентября 2021 года быть вакцинированы.
«Требования были очень жесткими. С 1 сентября предприятия, где не набралось нужного процента вакцинированных, могли быть закрыты», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте «Стопкоронавирус.РФ».
Почему же ленинградские чиновники, в середине июня принявшие такое жесткое решение, вдруг пошли на попятную? Быть может, они осознали, к каким последствиям может привести такое давление на бизнес?
Посмотрим, а что происходит с этим самым частным бизнесом в нашей стране, в том числе в Ленинградской области. Возьмем самые простые цифры по численности организаций — как раз 1 сентября эти данные были опубликованы Росстатом.
По диаграмме хорошо видно, что с мая 2021 года резко вырос коэффициент официальной ликвидации организаций.
В России не первый год число ликвидированных юридических лиц существенно выше числа вновь созданных.
Но с октября 2020 года коэффициент ликвидации стал уверенно снижаться, а с начала 2021 года — расти коэффициент их рождаемости.
В марте-апреле сложилась уникальная для последних лет ситуация: оба коэффициента сравнялись. Ни в 2020-м, ни в 2019-м годах такого не было, и графики коэффициентов даже не сближались. Некоторое время в России вновь создаваемых организаций было даже больше, чем ликвидированных.
В мае коэффициент ликвидации составлял лишь 4 промилле. Это означает, что из тысячи организаций за месяц закрылись четыре — тоже невиданный для последних двух лет результат.
Но в июне этот показатель увеличился более чем в 3 раза — до 13,8 промилле.
Так, в той же Ленинградской области в мае он составлял 2,3 промилле, в июне вырос до 8,5 промилле, а в июле подскочил до 14,3 промилле.
Аналогичная ситуация сложилась, например, в Брянской области. Если коэффициент ликвидации в мае здесь составлял всего 2,3 промилле, в июне — 4,4 промилле, то в июле он взлетел до 21,2 промилле.
В Москве в июле коэффициент ликвидации составил 27,3 промилле. Хотя в мае он равнялся только 3,4 промилле.
В Карачаево-Черкесии в июле коэффициент ликвидации достиг 39,8 промилле, тогда как в мае он находился на уровне 0,9 промилле.
И в момент, когда в стране резко выросло число ликвидаций, власти целого ряда регионов принимают решения об обязательной вакцинации, неисполнение которых грозит штрафами и приостановлением деятельности.
Чиновники переложили задачу по убеждению граждан прививаться не до конца испытанными вакцинами на плечи бизнеса. Можно себе представить, с какими кадровыми трудностями столкнулись компании. Они оказались должны за несколько месяцев заставить большинство своих сотрудников пойти на такой риск, а тех, кто этого не сделает, отстранить от работы.
Власти выдвинули ультимативные условия. И вот в Ленинградской области наступил момент, когда все, кто их не выполнил, должен понести наказание.
Но вскоре после того, как этот момент настал, жесткое требование было отменено. Не смягчено, не отсрочено, а по сути снято — не осталось ни определенного срока, ни должного уровня вакцинированности.
Если раньше руководители организаций обязаны были «обеспечить в срок до 1 сентября 2021 года проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 у не менее 80 процентов работников», то теперь они должны лишь «принять необходимые меры для обеспечения проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 работникам».
Показательно, что чиновники одумались не заранее, а отпрыгнули лишь тогда, когда должны были начать применять санкции — штрафовать, приостанавливать работу компаний и наращивать и без того возросшее число ликвидированных компаний.
Примечателен и тот факт, что требования по срокам и уровню вакцинированности отменены и для государственных учреждений. Выходит, люди настолько опасаются не до конца изученных препаратов, что даже чиновников невозможно заставить ими вакцинироваться.
Конечно, хорошо, что дело не дошло до закрытия организаций. Но как должны представители бизнеса и остальные граждане воспринимать оказываемое давление, сменяемое полным его снятием? Как попытку взять на испуг?
Получилось, что те, кто усердно стремился выполнить волю чиновников, остался в дураках и в следующий раз, возможно, уже не будет столь исполнительным. Те же, кто не последовал предписанию, получили стимул и в дальнейшем следовать правилу «Не торопись исполнять — жди, пока отменят».
Как бы ни было, а граждане вправе рассчитывать на более обдуманные и ответственные решения власти. И она должна стремиться соответствовать этим ожиданиям, если, конечно, не стремится к тотальному недоверию со стороны народа.