Франция выбрала курс на наращивание напряженности во взаимоотношениях с Израилем. Тель-Авив счел это угрозой своему существованию

Израиль не допустили на выставку оружия во Франции. История конфликта

Выходные в Ментоне. Чарльз Кодер. 1888
Выходные в Ментоне. Чарльз Кодер. 1888

4–7 ноября в Париже пройдет одна из крупнейших выставок военно-морской техники Euronaval, на которой будет представлена продукция почти 500 предприятий мира. На этот раз вокруг выставки разгорелся настоящий скандал. Французские власти объявили, что компании из Израиля к выставке допущены не будут.

«15 октября французское правительство проинформировало организаторов Euronaval о своем решении разрешить участие израильских делегаций на выставке 2024 года, но без предоставления стендов и демонстрации оборудования», — говорится в заявлении пресс-службы выставки. Запрет коснулся семи израильских предприятий ВПК.

Практически же такое разрешение означает, что оружие из Израиля — основная тема мероприятия — представлено не будет, а участие израильским военным компаниям удастся принять только в качестве посетителей. 20 октября французское правительство уточнило, что запрет не коснется только тех израильских производителей оружия, продукция которых не используется ни в секторе Газа, ни в Ливане. Но существуют ли такие предприятия в принципе?

Этой ситуации предшествовали попытки Франции остановить начало наземной операции Израиля в Ливане против «Хезболлы» 1 октября. Президент Франции Эммануэль Макрон поддержал оружейное эмбарго Израиля: «Я думаю, что сегодня приоритетом является возвращение к политическому решению и прекращение поставок оружия для ведения боев в секторе Газа. Франция не поставляет оружие Израилю, Ливан не должен стать новой Газой».

Министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро указал, что поставки вооружений лишь разожгут конфликт. «Чтобы обеспечить безопасность Израиля и израильтян, применение силы должно уступить место диалогу и дипломатии. По этой причине Франция, как и большинство стран мира, призывает к прекращению огня в Газе и Ливане», — заявил он.

К призывам остановить поставки оружия Израилю присоединились Иордания и Испания. Определенную долю настороженности высказали и США, крупнейший партнер Израиля по поставкам оружия и модернизации вооруженных сил. Белый дом уведомил своих союзников, что потребовал у Израиля увеличить гуманитарную помощь Газе, иначе страна рискует потерять доступ к военной технике США.

Инициатива Франции была воспринята Израилем крайне негативно, несмотря даже на то, что Париж сейчас и так не поставляет Израилю вооружения.

Конфликт между странами только усилился после того, как Макрон заявил, что Израиль был создан по решению ООН о разделе Палестины на еврейское и арабское государства после окончания британского мандата. «Господин Нетаньяху не должен забывать, что его страна была создана решением ООН, и поэтому он не должен нарушать указы ООН», — заявил президент Франции на закрытом заседании совета министров после вызова израильского посла в МИД.

Высказывание было очень бурно встречено в Израиле. «Президент Франции исказил историю способом, который вызывает сильное беспокойство. Да, ООН признала право еврейского народа на государство. Но она, конечно же, не создала его. Еврейский народ был связан с Землей Израиля на протяжении 3500 лет», — подчеркнул израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху 17 октября в интервью Le Figaro.

Таким образом, можно говорить о росте напряженности во взаимоотношениях двух государств. Израиль уже ведет горячую войну с ХАМАС и «Хезболлой», ожидает возможного удара от Ирана. В этой ситуации любые формы внешнего давления на воюющую страну воспринимаются болезненно и вызывают агрессию — стоит вопрос жизни и смерти.

Чем же руководствуется Франция, допуская существенное напряжение во взаимоотношениях? Израильские публицисты выдвинули два основных фактора, влияющих на позицию Парижа.

Первый и принципиальный момент — это структура общества Франции, в котором существенна доля мусульманских иммигрантов, новых и старых. Они способны подорвать внутриполитическую стабильность, если среди сторон конфликта будет поддержан именно Израиль.

Второй фактор — интересы Франции в Ливане. Экономика Франции, как и у остальных стран Европы, находится не в лучшем положении после коронавирусных ограничений, антироссийских санкций, проблем с поставками энергоносителей.

Дополнительные потери в виде исчезновения ливанского рынка сбыта (а речь идет о сумме до €1 млрд (105 млрд руб.) ежегодно) могут достаточно серьезно пошатнуть едва держащуюся на плаву французскую экономику и спровоцировать серьезный кризис.

Стоит отметить, что после развала Османской империи на управление Ливаном и Сирией был выдан Французский мандат, формально действовавший до 1943 года и окончательно прекращенный в связи с образованием независимой Сирии в 1946 году. Согласно данным МИД Франции, Париж до сих пор имеет серьезные экономические связи с Ливаном, уступив в 2018 году, однако, в структуре ливанского импорта шести странам: Китаю, Греции, Италии, США, Германии и Турции.

Так или иначе, Франция выбрала курс на наращивание напряженности во взаимоотношениях с Израилем. А последний воспринимает происходящее как угрозу самому своему существованию. 21 октября глава израильского МИД Исраэль Кац дал своему ведомству задание принять «юридические и дипломатические меры» против решения президента Франции Эммануэля Макрона не допускать Тель-Авив к выставке Euronaval.

Будем следить за развитием событий.