Ощущая власть над Евросоюзом в миграционном вопросе, Анкара все время дергает за эту ниточку, напоминая об этом

Турция снова решила манипулировать Евросоюзом, используя мигрантов?

Фрэнсис Уильям Топам. Беженцы Помпеи. 1873
Фрэнсис Уильям Топам. Беженцы Помпеи. 1873
Фрэнсис Уильям Топам. Беженцы Помпеи. 1873

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 2 марта 2021 года представил План действий в области прав человека. Страной документ рассматривается как шаг навстречу Европе, но Турция напомнила, каких ответных действий она ждет от Евросоюза, согласно принятой позитивной повестке дня с ЕС в 2020 году. Анкару интересует три аспекта: обновление соглашения по мигрантам 2016 года и Торгового соглашения, а также безвизовый режим.

Из трех «условий» Турции для ЕС два относятся к европейско-турецкому соглашению 2016 года, заключенному на фоне миграционного кризиса. Турция планомерно в информационном и политическом пространстве прорабатывает проблему беженцев. Причем в основном эта проработка состоит в обвинении Евросоюза в том, что он недобросовестно относится к их миграционному соглашению. Складывается даже ощущение, что это некий предмет для манипуляций ЕС и способ влияния на него. Как ведется диалог в этом ключе, видно из событий последних двух недель.

Турция постоянно упрекает Евросоюз из-за мигрантов

На Международной конференции по вопросам миграции в турецком городе Измир 22 февраля Реджеп Тайип Эрдоган в своем выступлении заявил, что ЕС прилагает недостаточно усилий для того, чтобы разрешить миграционный кризис, применяя при этом двойные стандарты. В качестве примера он сравнил финансирование, которое выделяется на мигрантов Греции (входящей в ЕС) и Турции: «Евросоюз выделил Греции 3 млрд евро на содержание 100 тыс. беженцев, при этом палец о палец не ударил для 4 млн беженцев в Турции». При этом он напомнил, что на греко-турецкой границе постоянно происходят «постыдные сцены» с мигрантами, которых греческая береговая охрана отбрасывает обратно на территорию Турции и «открыто преследует беженцев».

На следующий день, 23 февраля, замминистра иностранных дел Турции Явуз Селим Киран на семинаре в Академии юстиции страны сообщил, что МИД страны представило доказательства нарушения Грецией основных принципов международного права. Он заметил, что за период с 2018 по 2021 год из Греции при участии Европейского агентства пограничной и береговой охраны (Frontex) незаконно выслали 80 тыс. беженцев.

Тут стоит отметить, что турецкое внешнеполитическое ведомство было не первым. Еще осенью 2020 года европейская пресса представила доказательства того, что Frontex замешано в морских операциях по оттеснению мигрантов, пытавшихся проникнуть в ЕС через греческие воды, в том числе приказы греческих властей.

Возвращаясь к Турции, отметим, что она публиковала ранее и продолжает публиковать отчеты о спасенных мигрантах, отброшенных в турецкие территориальные воды, а также периодически сообщает об избиении беженцев греческими солдатами. Последний такой случай и реакция официальных лиц на него были широко освещены прессой 27 февраля. Тогда, по версии Турции, 29 мигрантов были насильственно выдворены греческими солдатами. Они также рассказали, что якобы перед тем, как их выгнали, их избили, а потом военные отобрали «деньги, паспорта и даже обувь». В тот же день правящая в Турции Партия справедливости и развития (АК) осудила греков за «жестокое обращение» с беженцами. Также пресс-секретарь партии Омер Челик подчеркнул, что «Европейский Союз не должен допускать этих бесчеловечных действий в пределах своих границ. Это нарушение прав человека, а не защита границы».

Сразу после этого случая, 28 февраля, МИД Турции официально попросило правительство Греции и всех причастных перестать гнать беженцев, озвучив свою позицию по этой проблеме. В ведомстве призвали «покончить с практикой, которая является нарушением в области прав человека, закрепленных международным правом, законодательством ЕС и соглашением по мигрантам от 18 марта [2016 года]».

Евросоюз ответил 4 марта. В официальном отчете специальной рабочей группы Европарламента, созданной специально для допроса «исполнительного директора Frontex, других лиц, работающих с агентством и всех, кто проводит расследования», говорилось о непричастности европейского пограничного агентства ни к одному из инцидентов. Однако в пяти случаях из рассмотренных 13 не удалось установить, что именно произошло. Исполнительный директор Frontex Фабрис Леггери заявил, что во время внутреннего расследования не было обнаружено доказательств того, что агентство «участвовало бы в противодействии или совершило бы нарушение основных прав». Со стороны Греции, которая ответственна за операции с Frontex на свей территории, также опровергли сообщения об оттеснении просителей убежища из территориальных вод Греции в сторону Турции.

В ЕС раскритиковали своих пограничников за большое количество времени, потраченное на расследование — первые сообщения в прессе появились в октябре, а предварительный отчет представили только в марте. Комиссар ЕС Илва Йоханссон 4 марта заявила, что «это плохо сказалось на репутации агентства» и добавила, что агентству нужна «новая культура» реагирования на возможные неправомерные действия.

Главный защитник Европы?

Наряду с этим ответом Евросоюза на инцидент с Frontex и показательной критикой пограничного агентства, также со стороны отдельных стран ЕС в турецкой прессе начали появляться высказывания по проблеме мигрантов в Европе и роли Турции в ней. Через три-четыре дня после обвинений ЕС в недостаточности усилий по разрешению миграционного кризиса, а также нарушения международного права и соглашения по мигрантам, официальные представители трех стран Балканского полуострова сделали примерно одинаковые признания о большой роли Турции в сдерживании беженцев и обеспечении безопасности Европы.

Глава МИД Венгрии Петер Сижьярто 25 февраля сказал, что «если Турция не будет сотрудничать с ЕС в вопросе лиц, ищущих убежища, ЕС столкнется с серьезной проблемой безопасности». На следующий день министр иностранных дел Хорватии Гордан Грлик-Радман отметил, что Евросоюз должен налаживать отношения с Турцией потому, что она является его важным союзником по проблеме беженцев, а премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что «Болгары спят комфортно благодаря Турции» и похвалил добросовестную работу турецких и болгарских пограничников.

И наконец, 1 марта, посол Италии в Анкаре Массимо Гайани в интервью турецкой газете Hürriyet Daily News сказал, что Италия, как и ЕС, осведомлена об «огромных усилиях» Турции по отношению к мигрантам. «Мы очень восхищаемся тем, что было сделано с точки зрения помощи беженцам и их интеграции. Поэтому мы считаем, что усилия Турции следует и впредь поддерживать», — добавил он.

Все мнения, озвученные представителями стран ЕС, можно свести к выводу, что Европа без Турции обойтись не может, и турецкие СМИ как бы собирают эти высказывания, чтобы предъявить позицию страны. Можно предположить, что Турция даже уверена в том, что эта жизненно важная потребность Европы в Турции как в защитнике может послужить инструментом, который позволит добиться своего, несмотря на то, что ЕС до сих пор держит ее «на расстоянии» и не пускает в свой состав.

Миграционный кризис для Турции — это возможность

В 2016 году Евросоюз вернулся к переговорам с Турцией о вступлении в Союз, потому что Турция согласилась принимать у себя беженцев. В соглашении, заключенном тогда, была договоренность, что ЕС будет покрывать затраты на размещение нелегальных мигрантов. Однако в обмен на каждого сирийского мигранта, возвращенного в Турцию из Греции, другой сирийский беженец должен быть размещен в одной из стран ЕС. (Заметим, на данный момент турецкая сторона говорит о 4 млн беженцев на своей территории).

Было в соглашении прописано еще одно условие: Анкара ожидала от Брюсселя введения безвизового режима. Но ЕС этого не сделал, а сказал: «да конечно, только вам нужно пересмотреть свое антитеррористическое законодательство». Турки, как видно, не собираются его пересматривать до сих пор. Недавно Эрдоган заявил, что их страна не будет «ни у кого просить разрешения на проведение антитеррористических акций» и это «законное право» Турции — борьба с террористами на территории страны и за рубежом, и они продолжат ликвидировать любые угрозы. Причем Турция постоянно призывает Запад к активной совместной антитеррористической деятельности и осуждает его за то, что он не отвечает.

Вопрос Турции в составе ЕС еще не решен, но проблема мигрантов крепко связывает их друг с другом и заставляет поддерживать отношения и постоянно вести диалог.

Есть ли шансы на получение выгоды от ЕС?

Евросоюз пришел к Турции сам, потому что не смог без нее справиться с наплывом беженцев, и Турция знает это с самого начала, потому и позволяет себе различные выходки. Вроде тех, когда она не хотела принимать деньги от ЕС, потому что мало дали. Или когда без предупреждения, игнорируя соглашения, открыла границы для беженцев, в очередной раз обвинив ЕС в невыполнении договоренностей. На это Европа никак не ответила.

Турция чувствует власть над Евросоюзом в миграционном вопросе и все время дергает за эту ниточку, напоминая ему об этом. А ЕС извиняется и не реагирует на провокации. Таким образом, постепенно, возможно и с помощью шантажа, можно навязывать свои условия и добиться конечной цели.