Хроника борьбы и жизни с коронавирусом в Средней Азии и Казахстане за 22–28 июня

Карантин в Средней Азии: медицина и экономика на пределе

Изображение: Питер Брейгель Старший
Надежда. 1560
Надежда. 1560

Казахстан и Киргизия — страны с «ускоренным распространением вируса», по версии ВОЗ. В Таджикистане и Узбекистане относительно спокойно. А Туркмения по-прежнему отрицает наличие коронавируса в стране. При этом все страны страдают если не от самого коронавируса, то от экономических последствий, связанных с ним.

Казахстан: новости с фронта

По состоянию на 28 июня: заразились — 20 780, вылечились — 12 824, умерли — 173.

В Казахстане ситуация заметно ухудшилась: ежедневный темп прироста заболевших превышает 2%, а число заболевших за сутки превышает число выздоровевших. То есть по республике полным ходом катится вторая волна.

Ряд регионов сообщил о росте заболеваемости пневмонией. В столице страны, городе Нур-Султан, по данным Управления здравоохранения, за неделю число таких пациентов увеличилось более чем в восемь раз. Появились сообщения о росте заболеваемости в Павлодарской и Мангистауской областях. Эксперты допускают, что эти случаи могут быть последствием коронавирусной инфекции, несмотря на отрицательные результаты анализов.

В свете этих тревожных новостей власти стали возвращать ограничительные меры. В ряде регионов в выходные были вновь закрыты торговые центры, ограничена или остановлена работа общественного транспорта. Людям запретили выходить на улицу без особой необходимости. В Мангистауской области на части междугородних автомобильных дорог установлены блок-посты и ограничено движение между районами. А в Нур-Султане прекратились даже онлайн-заседания судов.

Опасения второй волны спровоцировали ажиотажный спрос на лекарства в крупнейшем городе страны Алма-Ате, вынудив городские власти ограничить их отпуск.

Всех решил успокоить президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Он заверил граждан, что власти не потеряли контроль над эпидемией. И подтвердил слова делом, предложив Госкомиссии в понедельник, 29 июня, в течение двух недель разработать план возвращения к режиму жесткого карантина.

Коронавирус, меж тем, продолжил выбивать из рабочего ритма руководство страны. На этой неделе из высокопоставленных лиц вирусом заразились главы Алматинской и Кустанайской областей Амандык Баталов и Архимед Мухамбетов, а также глава города Туркестан Рашид Аюпов. А первый президент республики Нурсултан Назарбаев, о чьей болезни стало известно еще неделю назад, несмотря на коронавирус чувствует себя хорошо. К сожалению, болезнь помешала ему посетить Москву во время Парада Победы, но он посмотрел его в прямом эфире.

Киргизия: быть или не быть карантину

По состоянию на 28 июня: заразились — 4 748, вылечились — 2 242, умерли — 47.

В Киргизии увеличивается прирост зарегистрированных случаев коронавируса. 25 июня зафиксирован рекордный показатель 250 заболевших за сутки.

По всем сообщениям, киргизское здравоохранение работает на пределе своих возможностей. В столице страны, Бишкеке, число обращений в скорую помощь увеличилось в три раза, и медики просто не успевают выехать на все вызовы. В столице это усугубляется непростой ситуацией с транспортом. По слова заместителя главы Минздрава Мадамина Каратаева, врачам приходится ездить на вызовы на такси.

Ситуация дошла до того, что премьер-министр страны Кубатбек Боронов поручил «подключить к работе частные службы скорой помощи». Но этого оказалось недостаточно, и в итоге к лечению больных COVID-19 уже подключили преподавателей медицинских вузов и ординаторов, а врачей других специальностей собираются по ускоренной программе перепрофилировать в инфекционистов, эпидемиологов и вирусологов.

В итоге власти страны допустили усиление ограничительных мер. Мэрия Бишкека пригрозила закрыть город на карантин, если эпидемиологическая ситуация не улучшится, и остановила работу общественного транспорта на выходные. Минздрав тоже обещает закрывать неблагополучные регионы. Но от режима ЧП решили пока воздержаться — премьер-министр Кубатбек Боронов заверил, что его вернут только в крайнем случае.

Узбекистан: вирус уходит, безработица остается

По состоянию на 28 июня: заразились — 7 813, вылечились — 5 248, умерли — 21.

В Узбекистане, в целом, ситуация относительно спокойная. Количество выздоровевших выросло, но пока остается ниже числа новых пациентов.

Узбекистан восстанавливает авиасообщение с Россией. Первый рейс из Москвы в Ташкент вылетит 13 июля. При этом Минтранс предостерег граждан от покупки авиабилетов на международные авиарейсы до официального возобновления регулярного авиасообщения с другими странами. До этого летать будут чартеры, на которые транспортное ведомство подняло цены до $750. Старые цены «негативно повлияли на расходы».

Если ситуация с вирусом более-менее стабилизировалась, то теперь страна столкнулась с последствиями пандемии: уровень безработицы вырос с 9,3% до 14–15%. До карантина без работы были 1,4 млн человек, а теперь — 2 млн.

Для поддержания занятости населения малый бизнес освободили от земельного и имущественного налогов за апрель–май 2020 года и провели беспрецедентное снижение налогов — ставку социального налога для микрофирм и малых предприятий сократили с 12% до 1%. Согласно расчетам Государственного налогового комитета, малый бизнес сэкономит на этом 332,8 млрд сум (более 2,2 млрд руб).

Таджикистан: спад коронавируса и экономики

По состоянию на 28 июня: заразились — 5 747, вылечились — 4 331, умерли — 52.

По официальным данным, в Таджикистане уменьшается ежедневное число заболевших. А вот экономические последствия, как и в соседнем Узбекистане, напротив, только усугубляются.

В республике по итогам января–мая 2020 года импорт автотранспорта упал на 37,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Проблемы есть и в сельском хозяйстве, составляющим третью по величине отрасль экономики страны: фермеры вынуждены продавать продукцию ниже себестоимости. Дело можно было бы поправить за счет экспорта, но это невозможно — границы закрыты из-за коронавируса.

Помочь преодолеть возникшие трудности пообещал Азиатский банк развития, предоставив $50 млн для смягчения неблагоприятных экономических и социальных последствий пандемии. Эти средства правительство уже пообещало направить на укрепление здравоохранения, обеспечить продовольственную безопасность, поддержать уязвимые слои населения и малый бизнес.

Туркмения: семейные ценности президента

В Туркмении по-прежнему отрицают, что в стране есть люди, заразившиеся коронавирусом, но власти предусмотрительно уже задумались над тем, как минимизировать влияние пандемии на экономику.

А МИД Туркмении отчитал американских дипломатов за публикацию искаженных сведений о том, как в республике проводят профилактику инфекции.

Отсутствующий (по официальным данным) в республике коронавирус, также помешал президенту Гурбангулы Бердымухамедову приехать на парад Победы в Москву 24 июня. Предварительно глава Туркмении давал свое согласие на участие в праздновании.

Поскольку для всех приезжающих в страну обязателен 14-дневный карантин, Бердымухамедов, по прибытии из Москвы, не смог бы принять родственников на свой День Рождения, поэтому в Москву не поехал (по данным «Коммерсанта»).